Использование наглядного моделирования как средства оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ОНР (из опыта работы)

Разделы: Логопедия


Овладение наглядным моделированием существенно улучшает решение детьми широкого круга задач.

Уже в младшей группе на занятиях по звуковой культуре речи, опираясь на зрительное, слуховое и тактильное восприятие, я создаю у детей представление о звуках речи с помощью фишек-символов гласных и согласных звуков. Символы на фишках представлены либо аппликацией, отражающей примерное положение одного из органов артикуляционного аппарата, либо изображением самого предмета, начинающего на этот звук.

Так овал на красной фишке-символе напоминает широко раскрытый рот при произношении звука (А). Трубочка подсказывает ребенку положение губ при звуке (У). Горизонтальная желтая полоска бумаги на красном фоне напоминает о том, что необходимо улыбнуться при произношении звука (И). Полкруга – символ звука (Э) – наш подбородок. Круг – звук (О), при произношении которого губы округляются. И, наконец, пароход, который гудит: «ы-ы-ы», это символ звука (Ы).

Такие фишки-символы помогают:

- напомнить ребенку правильный артикуляционный уклад необходимого звука;

- перейти к тренировке органов артикуляционного аппарата с помощью упражнений «улыбка-трубочка» и других;

  

- отработать силу голоса в игре «Спой звук громко или тихо»;

- развить речевой слух в играх «Угадай, чей голос?» (сказать или показать);

- напомнить артикуляционное упражнение «Пароход гудит»;

- развивать фонематический слух, используя инструкцию: «Хлопните тогда, когда покажу на фишку со звуком, например, (У)».

По мере прохождения согласных звуков в младшей группе добавляю синие фишки. Губно-губных звуков (П, Б, М); задне-небных (К, Г, Х); губно-зубных (В, Ф); и язычно-зубных (Т, Д, Н). Зелеными фишками обозначаю их мягкие пары, так как в младшей группе многие дети смягчают согласные и не могут произнести в норме твердые согласные.

Уже с этого возраста ориентирую их на цвета, которыми при дальнейшем моделировании будут обозначаться мягкие согласные звуки перед гласными: Е, Ё, И, Ю, Я. Но это в дальнейшем, а пока, показывая детям веселых гномиков в одежде красного, синего и зеленого цвета, рассказываю им о том, что гномики любят песенки «дружных» звуков, учу их соединять синие или зеленые фишки с красными и воспроизводить слоги:

  • С одинаковыми гласными и согласными (например: ан-ан-ан и т.п.);

  • Слоги с одинаковыми согласными, но разными гласными (та-ту; ма-мо);
  • Слоги с разными согласными, но одинаковыми гласными (ка-па);
  • Слоги, в которых варьируются гласные звуки (та-ту-то);
  • Ряды слогов, где имеются и твердые и мягкие согласные (та-то-ти).

Такие упражнения с наглядными моделями способствуют овладению ритмико-слоговой структурой слова, а так же помогают овладеть анализом и синтезом закрытого слога по типу ГС.

В средней группе на занятиях по звуковой культуре речи вношу схему в виде изображения птицы.

Она помогает формировать у детей представление о позиции звука в слове и закрепляет понятия «начало», «середина», «конец» слова. От такой схемы в рисунке проще перейти к обычной полоске бумаги, являющейся моделью слова.

Фишки-символы гласных и согласных в этой группе раздаются уже каждому ребенку вместе со схемой слова. Дети уже самостоятельно обозначают гласные или согласные в начале и конце слова.

В первом периоде старшей группы с помощью подобных фишек дети выкладывают схему односложных слов и производят звуковой анализ и синтез.

В помощь им предложена серия таблиц-схем по усвоению последовательности этого вида деятельности. Первая таблица ориентирует детей на выделение гласного в слове, вторая – на выделение первого звука в слове, третья таблица – второго звука, четвертая – на звук в конце слова.

Кроме этого, добавляется фишка-символ, формирующая понятие «слияние» согласного звука с гласным.

Во втором периоде старшей группы на фишках-символах уже нет аппликаций и каких-либо изображений. Звуки представлены обычными красными, синими и зелеными фишками. Этими фишками дети пользуются и в подготовительной группе.

Для детей, у которых отмечается слабость удержания предметных образов в долговременной, а часто и в оперативной памяти, особую сложность представляет деятельность по составлению схем слов различного слогового состава. Для овладения последовательностью исполнительных операций использую наглядные модели, схематично отражающие компонент каждой такой операции.

Эти модели в своей совокупности составляют основу по составлению схемы слова любой слоговой структуры и способствуют образованию у детей алгоритма, по которому затем осуществляется анализ слова. Обобщенное умение планировать свои действия позволяет детям быстрее освоить составление схемы слова.

Первая модель напоминает о том, что нужно выделить гласный в слове, вторая – посчитать слоги, третья направляет на подсчитывание количества звуков в слоге. В результате у большинства детей формируется умение осуществлять, как отмечал П.Я.Гальперин: «…планирование в плане громкой речи», а затем происходит процесс перехода внешней речи во внутреннюю. В итоге дети по модели из разных фишек умеют отгадывать задуманное взрослым слово.

 

Так же в своей статье хочется представить еще один вид наглядных моделей, которые выполняются в рисуночном коде. Они конкретны и отображают структуру отдельного объекта.

Такой вид моделей помогает осуществлять следующие виды работ:

  • Составление трехсловных предложений (Мальчик катает что? – Мальчик катает машину);

  • Отработку падежных окончаний (Кого ловит девочка? – Бабочку);
  • Распространение предложений однородными членами (Мальчик нарисовал машину, яблоко, ежа)

  • Упражнения в подборе к словам-предметам слов-признаков и согласование их в роде и числе (Таблетка какая? – Горькая. Лекарство какое? – Горькое. Таблетки какие? – Горькие. Сладкий мёд, сладкая конфета, сладкое мороженое, сладкие конфеты. Клюв какой? – Длинный Змея какая? – Длинная. Платье какое? – Длинное. Уши какие? – Длинные).

Так же с помощью подобных рисунков можно:

  • Составлять сложносочиненные предложения (Мальчик нарисовал машину, а девочка нарисовала цветок);
  •  Обучать освоению (пониманию) будущего, настоящего и прошедшего времени глаголов единственного и множественного числа. Где фишки-символы с двумя прямыми чертами и указателями в виде стрелок обозначают будущее, настоящее и прошедшее время, и, дети, ориентируясь на них и рисунки-символы, могут об одном и том же явлении, происходящем в природе рассказать в будущем, настоящем и прошедшем времени. (Ранней осенью перелетные птицы будут собираться в стаи, и улетать в теплые края. В середине осени перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. В конце осени все перелетные птицы уже улетели в теплые края.
  • Упражнять в умении составлять распространенные предложения о признаках времен года и объединять их в рассказ. (Осенью с деревьев опадают желтые листья. Трава и цветы увядают. Перелетные птицы улетают в теплые края. Белка запасает на зиму орехи и грибы. Земледельцы собирают урожай овощей, фруктов и пшеницы. И т.д.).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что резервом при оказании коррекционной помощи детям в группах с ОНР является организация обучения, при котором у ребенка развивается способность к наглядному моделированию.

Список литературы

  1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст. М., 1969.
  2. Венгер Л.А. (под ред.). Проблемы познавательных способностей в дошкольном возрасте. Сб. научных трудов. М.: 1980.
  3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Содержание программы «Развитие» (основные положения). М.: Новая школа, 1994.
  4. Гальперин П.Я. О психологических основах программированного обучения. М.: Просвещение, 1965.
  5. Гальперин П.Я. (под ред.). Управляемое формирование психических процессов. М.: Издательство МГУ, 1997.
  6. Юртайкин В.В. Формирование модельных представлений как эффективное средство развития умственной деятельности. В сборнике Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в д\с. М.,1979.