Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Цель: познакомить обучающихся с правилами переноса слов в русском языке.
Обобщение урока: в русском языке существуют определенные правила переноса слов.
Планируемые результаты: Формирование предметных умений:
Дети учатся |
Умения, характеризующие достижение этих результатов |
- использовать различные правила переноса слов, |
- владеть правилами переноса слов, |
Формирование метапредметных умений:
Личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика,
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом,
Регулятивные умения:
- готовить рабочее место,
- определять и формулировать цель деятельности на уроке,
- высказывать своё предположение на основе учебного материала,
- отличать верно выполнение задание от неверного,
- осуществлять самоконтроль,
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Познавательные умения:
- ориентироваться в своей системе знаний: определять границы знания – незнания,
- анализировать учебный материал,
- делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные умения:
- оформлять свои мысли в устной форме,
- доносить свою позицию до одноклассников,
- слушать и понимать речь других,
- учиться работать в группе.
Материалы к уроку:
- письмо мальчика своему другу,
- тексты,
- слова (на полосках бумаги),
- тетрадь
Ход урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Вызов Организационный |
- приветствует учащихся, |
- осуществляют самоконтроль готовности к уроку, |
Актуализация знаний |
- организует беседу по смысловой составляющей пословицы для чистописания: «Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет» |
- высказывают своё понимание пословицы, |
Мотивация |
- создает проблемную ситуацию: «Два друга Миша и Вова решили вместе порыбачить. Чтобы договориться, Вова оставил Мише записку. Но Миша ничего не смог понять в этой записке. Давайте попробуем помочь Мише и Вове договориться. - почему приятель не смог ничего понять, прочитав эту записку? - что не знал Вова, как ему помочь?» - подводит к самостоятельному определению цели исследования: изучить правила переноса слов |
- читают записку Вовы: «Миша! - дети определяют ошибки в записке. |
II. Осмысление Поиск решения |
- организует самостоятельную поисковую деятельность учащихся (групповая работа):
|
- класс делится на группы по 4 человека (6 групп), |
Физминутка |
||
III. Рефлексия Обмен информацией (первичное закрепление) |
- организует выступления учащихся, чтобы проверить результаты групповой работы |
- каждая группа рассказывает о проделанной работе, демонстрирует особенность переноса слова |
Организация информации (включение нового знания в систему знаний) |
- просит группы объединиться по сходству особенностей переноса:
- выбрать карточки с дополнительными словами для своей особенности переноса |
- устанавливают взаимосвязи между новым знанием и уже изученным учебным материалом |
Формулирование вывода |
- обращает внимание на ключевые моменты урока, подводит к формулировке вывода: |
- формулируют обобщение урока: «В русским языке существуют определенные правила переноса слов» |
Применение. Подведение итогов. |
- организует деятельность по выявлению границ применения нового знания: «Мы узнали правила переноса слов в русском языке. Можем ли теперь помочь Вове? Как исправить ошибки, чтобы записка была понятна?» |
- осмысляют возможность применения нового знания в практической жизненной ситуации, |
Приложение
Группа 1 (4)
Правило переноса:
Слова переносятся с одной строки на другую по слогам. При этом одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить одну букву на новую строку: мо-ло-ко, тет-ра-ди, ли-лия.
Слова для выполнения практического задания: пенал, машина, осина, корзинка.
Группа 2 (5)
Правило переноса:
При переносе нельзя отрывать букву «Й» от гласной: лей-ка, строй-ка.
Слова для выполнения практического задания: сойка, мойте, ройте, война.
Группа 3 (6)
Правило переноса:
Слова с буквой «Ь» в середине переносятся так: паль-то, жиль-цы.
Слова для выполнения практического задания: коньки, мальчик, огоньки, рельсы.
Карточки с дополнительными словами: польза, район, круглый, стрела, чайка.
Литература.
- Глаголева Ю.И., Казанцева И.В., Бойкина М.В. Новое качество урока в начальной школе. Алгоритм проектирования., СПб, КАРО, 2017.
- Урок-исследование в начальной школе: Русский язык, Литературное чтение. Под редакцией Н.Б.Шумаковой, М., Просвещение, 2014.
- Байдук Е. Конспект урока русского языка по технологии критического мышления // Управление начальной школой № 3, 2018.