Преимущества интерактивных методов обучения английскому языку (на примере разработки интерактивной тетради по УМК Starlight. 2-й класс)

Разделы: Иностранные языки

Класс: 2


Происходящие изменения в системе образования обусловлены тенденцией в сторону развития личностно-развивающей парадигмы образования, а также необходимостью использования интеллектуального и творческого потенциала учащихся для созидательной и творческой деятельности в любой сфере жизни. Введение Федерального образовательного стандарта направляет педагога на индивидуальный подход в образовании, а значит на поиск инновационных, эффективных форм, методов обучения. Соответственно педагоги признают, что содержание образовательного процесса претерпевает изменения. Одним из таких изменений является требование использования интерактивных методов обучения.

Интерактивные методы (от англ. interaction – взаимодействие, воздействие друг на друга) – методы обучения, основанные на взаимодействии обучающихся между собой. [3]

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности учащихся. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Учебный процесс должен быть организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Особенность интерактивных методов – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. Интерактивная деятельность на занятиях фокусируется на пяти основных элементах: позитивная взаимозависимость, личная ответственность, содействующее взаимодействие, навыки совместной работы и работа в группах.

Т.С.Панина и Л.Н.Вавилова считают, что интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение и устанавливаются доверительные отношения с учителем. Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям, процесс обучения становится более осмысленным. [1]

Говоря об успешном применении интерактивных форм работы при изучении английского языка по УМК Starlight издательства «Просвещение», необходимо отметить особенно интересным работу с интерактивными тетрадями. В данной статье мы рассмотрим основные преимущества работы с интерактивной тетрадью на уроках. Итак, как часто учителя слышат от детей фразу о том, что они забыли тетрадь дома? Или потеряли тетрадь за прошлый период обучения? Интерактивную тетрадь , уникальную, созданную самим учеником, забывать не захочется.

Интерактивная тетрадь представляет собой собрание учебного материала, представленного в разных формах. С ее помощью каждый школьник сможет отработать навыки, а создавать ее - это настоящее удовольствие - все элементы открываются, движутся, складываются, тем самым учащимся предоставляется возможность «проиграть» ситуации много раз, доработать, повторить, систематизировать. Интерактивная тетрадь –сравнительно новая методика обучения, популярная в Европе и Америке [2].

Говоря о сложностях и рисках, стоит отметить то, что успех применения данного вида работы зависит от опыта группы учащихся работать креативно и свободно. В группах, где учащиеся привыкли учиться, следуя строгим указаниям педагога и не отходить от инструкции, будет сложно.

Например, тему «Счет до 10» можно представить в виде «движущейся» аппликации в форме детских ладоней.

Фото 1

Грамматический материал по теме «Специальные вопросы, начинающиеся со слов When, where, what и другие» целесообразно представить в виде интерактивного элемента (фото 2)

Фото 2

Фонетический материал также удобно преподнести в наглядной форме. (фото 3)

Фото 3

Итак, какие же премущества данной формы организации занятия?

Во-первых, создавая интерактивную тетрадь, дети развивают зрительную память. Учащиеся могут сами расставлять, оформлять, украшать элементы тетради, тем самым повторяя и запоминая изучаемый материал.

Во-вторых, тетрадь создается руками ребенка, она неповторима. Каждый раз, когда ученик берет в руки свою работу, он может доработать ее, украсить, заменить какие-либо элементы, тем самым развивая творческое начало и положительное отношение к предмету и изучаемой теме.

В-третьих, самостоятельность. Педагогика - это искусство дистанции. Учитель только направляет, вдохновляет и очень аккуратно корректирует творческую деятельность учащихся.

В-четвертых, оформленная тетрадь может являться предметным элементом развивающей среды класса и группы.

В-пятых, это увлекает! Успешно проработав тему «Моя семья», учащиеся второго класса предложили сделать страничку «Мои любимые животные».

В заключение хочется сделать вывод о том, что внедрение интерактивных методов обучения на самом начальном этапе обучения очень важно, так как учащиеся развиваются, приобретают навыки самостоятельной работы. Для будущего обучения в средней и старшей школе, а также в высших учебных заведениях, учащимся необходимо уметь вести диалог, обрабатывать информацию, выбирать и размещать только самое главное, уметь представить публике продукт своего труда.

Список используемой литературы

1. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. Учебное пособие. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2008. — 176 с.

2. Рыкова А. http://anglijskij-dlja-detej.ru

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.