Буряты, эвенки и тофалары в XIV–XVII вв.

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Курс «История Сибири с древнейших времен до XXI в.». 10 класс

Урок 3.

Образовательные ресурсы

  • Исторический атлас «Иркутская область», М., «Издательство «ДИК», 2000.
  • З.И. Рабецкая «История Земли Иркутской», Иркутск, Иркутское книжное издательство «Символ», 2002.
  • Электронное пособие «Иркутская история». Областное государственное казенное учреждение «Государственный архив Иркутской области». 2011.
    • http://irkipedia.ru/content/istoriya_zemli_irkutskoy_nauch_red_rabeckaya_z_i_2002
    • http://tower-resto.ru
    • http://irkipedia.ru/
    • http://www.zaimka.ru/tosu
    • http://city2020.narod.ru/index.files/Page340.htm
    • http://www.pribaikal.ru/obl-settle-1917.html
    • https://ru.wikipedia.org
    • https://yandex.ru/images/search?text=история%20иркутска%20и%20иркутской%20области&noreask1&lr=63

Цели урока:

Учебные:

  • способствовать формированию  представлений  у учащихся об особенностях жизни  коренных народов Восточной Сибири, их занятиях  и быте.

Развивающие:

  • продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебным пособием, иллюстрациями, картой;
  • способствовать развитию логического мышления, устной речи;
  • продолжить работу по формированию общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, анализа и обобщения;

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию у учащихся уважения к истории своей малой Родины, к народам, живущим на территории Иркутской области.

Задачи:

  • организация взаимодействия учащихся и учителя в освоении нового материала;
  • расширение и усвоение знаний, умений, навыков;
  • развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения
  • развитие понимания культурного многообразия мира и уважения к культуре своего и других народов, толерантность.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Формы работы учащихся: работа с иллюстрациями атласа и презентации, при объяснении новой темы участвуют в обсуждении отдельных вопросов и проблем, делают записи в тетради в виде опорного конспекта, самостоятельно работают при закреплении приобретённых знаний, анализируя материал.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку

II. Повторение.

  • Какие народы и где они проживали на территории нашего края в древности?
  • Назовите общие черты в занятиях коренных жителей нашего края древности.

III. Сообщение темы, постановка цели, знакомство с планом урока.

Учитель сообщает тему урока (презентация). Учащиеся комментируют тему урока и приходят к выводу о том, что объектом изучении на уроке станет изучение жизни народов края - бурятов, эвенков и тофаларов в XIV–XVII вв. Эти народы проживали здесь к тому времени, когда сюда пришли русские первопроходцы.

Проблемный вопрос

  • Оказали ли влияние народы Сибири на жизнь и быт русского населения?
  • Какие элементы быта этих народов встречаем мы в повседневной жизни?

IV. Новый материал.

В XII-XIII вв. в Приангарье обитали различные племена монгольской, тюркской и эвенкийской ветвей. Они занимались, главным образом, охотой, а также скотоводством. Эти племена слились в дальнейшем с бурят-монгольским и эвенкийским народами. Ко времени встречи с русскими бурят-монгольские и эвенкийские племена составляли основное  население Приангарья. Позднее на этой территории, сменяя друг друга, селились гунны, якуты, тунгусы, монголы, буряты.

Учитель организует парную работа с Историческим атласом стр. 10 и слайдами 7-9.

  • Назовите народы, которые проживали на территории края
  • Назовите территории их проживания  и занятия
  • Что вы знаете об этих народах?

Учащиеся работают с атласом и отвечают на вопросы.

Буряты (слайды 9-17)

  • Назовите район расселения бурят. Используете географические названия рек, гор для определения территории их расселения. (слайд 9)

В X-XII вв. образование этноса. Предки бурят – курыкане. «Баргуты» в переводе означают лесные народы. Буряты исторически сложились в единый народ в районе озера Байкал на территории этнической Бурятии. В XI-XIII вв. регион оказался в зоне политического влияния собственно монгольских племён и создания единого Монгольского государства. Территория края была включена в коренной удел государства, а всё население вовлечено в общемонгольскую политическую, хозяйственную и культурную жизнь. После распада империи (XIV в.) Забайкалье и Предбайкалье оставались в составе Монгольского государства. Племена разделялись на мелкие роды. Они занимались скотоводством, охотой, добычей железа и соли, кузнечным делом, вели меновую торговлю с соседними племенами, а также с Монголией и Китаем. Охота проводилась с помощью монгольского лука с железным 4-гранным или плоским наконечником, была коллективной или одиночной. Объекты охоты – изюбры, медведи, лисы, соболя, бобры. Некоторые группы  населения имели зачатки земледелия - посевы проса и гречихи. Во главе рода (улуса) – князь, власть передавалась по наследству. Земля была общей, пастбища и
покосы делились между родами.

  • Какие ремесла получили и почему получили у них развитие?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Ремесла – войлочное дело, кузнечное дело, обработка кожи, ювелирное ремесло.

Для бурят характерен шаманизм  (черная вера). С конца XVI в. широкое распространение получил тибетский буддизм (ламаизм).
Буряты жили в передвижных войлочных юртах.

  • Почему именно такой тип жилища был характерен для бурят?
  • Влияли ли на это природные условия?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Эвенки (слайды 18-24).

  • Назовите район расселения эвенков. Используете географические названия рек, гор для определения территории их расселения.( слайд 16)

Учащиеся отвечают на вопросы.

Эвенки (тунгусы) - коренной народ  Российской Федерации (Восточная Сибирь). Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Второй по численности народ после бурятов. Эвенки занимались преимущественно оленеводством и охотой (лось, косуля, кабарга, дикий олень).

  • Почему именно эти занятия были у эвенков?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Охота - второе по важности занятие тунгусов. Тунгусы познакомились с огнестрельным оружием после прихода русских.  Олень обеспечивал тунгусов молоком, мясом  и главным средством передвижения.

У эвенков началось разложение родового строя: частная собственность на скот, у каждой семьи свои угодья.

  • Какие ремесла и почему получили у них развитие? (изготовление изделий из дерева, кости и металла, а также изготовление лодки-берестянки, лодки-долбленки и нарты. Женщины выделывали шкуры, шили из них одежду, обувь, покрышки для чума, предметы домашнего обихода. Они обрабатывали бересту и шили из неё посуду, а также «тиски» — берестяные полотнища для чумов и для лодок-берестянок. Мужчины умели украшать узорами деревянные, костяные и металлические вещи, женщины — ровдугу, бересту и меха.)

Традиционным видом жилища у эвенков был чум.

  • Объясните, почему у эвенков такой тип жилища?

Тофалары или тофы (слайды 25-28).

  • Назовите район расселения эвенков. Используете географические названия рек, гор для определения территории их расселения. (слайд 22)

Тофалары (карагасы) - тюркоязычный коренной малочисленный народ России, проживающий в Восточной Сибири. Один из малочисленных народов – 723 человек (2010). Говорят на тофаларском языке тюркской группы алтайской семьи. Верующие тофалары - православные.

Сохраняется шаманизм. Жили родами, зимой мужчины на съезде  выбирали главу рода всех тофов.

Основу традиционного хозяйства тофаларов составляет охота в сочетании с оленеводством. Основные объекты промысла — белка, соболь, выдра, другие пушные звери, а также копытные — лось, марал, косуля. Охотой у тофаларов занимаются не только мужчины, но и женщины.

Охотились тофалары в основном при помощи ружей и собак, объезжая верхом на олене промысловый участок.

  • Влияли ли на это природные условия и как на занятия тофаларов?

V. Закрепление знаний.

Проблемный вопрос

  • Оказали ли влияние народы Сибири на жизнь и быт русского населения?
  • Какие элементы быта этих народов встречаем мы в повседневной жизни?

VI. Домашнее задание.

Подготовка проектов по теме «Начало русского продвижения в Сибирь. Присоединение к Русскому государству Западной Сибири».

VII. Выставление оценок.

VIII. Окончание урока.