Курс «История Сибири с древнейших времен до XXI в.». 10 класс
Урок 3.
Образовательные ресурсы
- Исторический атлас «Иркутская область», М., «Издательство «ДИК», 2000.
- З.И. Рабецкая «История Земли Иркутской», Иркутск, Иркутское книжное издательство «Символ», 2002.
- Электронное пособие «Иркутская история». Областное государственное казенное учреждение «Государственный архив Иркутской области». 2011.
- http://irkipedia.ru/content/istoriya_zemli_irkutskoy_nauch_red_rabeckaya_z_i_2002
- http://tower-resto.ru
- http://irkipedia.ru/
- http://www.zaimka.ru/tosu
- http://city2020.narod.ru/index.files/Page340.htm
- http://www.pribaikal.ru/obl-settle-1917.html
- https://ru.wikipedia.org
- https://yandex.ru/images/search?text=история%20иркутска%20и%20иркутской%20области&noreask1&lr=63
Цели урока:
Учебные:
- способствовать формированию представлений у учащихся об особенностях жизни коренных народов Восточной Сибири, их занятиях и быте.
Развивающие:
- продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебным пособием, иллюстрациями, картой;
- способствовать развитию логического мышления, устной речи;
- продолжить работу по формированию общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, анализа и обобщения;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию у учащихся уважения к истории своей малой Родины, к народам, живущим на территории Иркутской области.
Задачи:
- организация взаимодействия учащихся и учителя в освоении нового материала;
- расширение и усвоение знаний, умений, навыков;
- развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения
- развитие понимания культурного многообразия мира и уважения к культуре своего и других народов, толерантность.
Тип урока: урок освоения новых знаний
Формы работы учащихся: работа с иллюстрациями атласа и презентации, при объяснении новой темы участвуют в обсуждении отдельных вопросов и проблем, делают записи в тетради в виде опорного конспекта, самостоятельно работают при закреплении приобретённых знаний, анализируя материал.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку
II. Повторение.
- Какие народы и где они проживали на территории нашего края в древности?
- Назовите общие черты в занятиях коренных жителей нашего края древности.
III. Сообщение темы, постановка цели, знакомство с планом урока.
Учитель сообщает тему урока (презентация). Учащиеся комментируют тему урока и приходят к выводу о том, что объектом изучении на уроке станет изучение жизни народов края - бурятов, эвенков и тофаларов в XIV–XVII вв. Эти народы проживали здесь к тому времени, когда сюда пришли русские первопроходцы.
Проблемный вопрос
- Оказали ли влияние народы Сибири на жизнь и быт русского населения?
- Какие элементы быта этих народов встречаем мы в повседневной жизни?
IV. Новый материал.
В XII-XIII вв. в Приангарье обитали различные племена монгольской, тюркской и эвенкийской ветвей. Они занимались, главным образом, охотой, а также скотоводством. Эти племена слились в дальнейшем с бурят-монгольским и эвенкийским народами. Ко времени встречи с русскими бурят-монгольские и эвенкийские племена составляли основное население Приангарья. Позднее на этой территории, сменяя друг друга, селились гунны, якуты, тунгусы, монголы, буряты.
Учитель организует парную работа с Историческим атласом стр. 10 и слайдами 7-9.
- Назовите народы, которые проживали на территории края
- Назовите территории их проживания и занятия
- Что вы знаете об этих народах?
Учащиеся работают с атласом и отвечают на вопросы.
Буряты (слайды 9-17)
- Назовите район расселения бурят. Используете географические названия рек, гор для определения территории их расселения. (слайд 9)
В X-XII вв. образование этноса. Предки бурят – курыкане. «Баргуты» в переводе означают лесные народы. Буряты исторически сложились в единый народ в районе озера Байкал на территории этнической Бурятии. В XI-XIII вв. регион оказался в зоне политического влияния собственно монгольских племён и создания единого Монгольского государства. Территория края была включена в коренной удел государства, а всё население вовлечено в общемонгольскую политическую, хозяйственную и культурную жизнь. После распада империи (XIV в.) Забайкалье и Предбайкалье оставались в составе Монгольского государства. Племена разделялись на мелкие роды. Они занимались скотоводством, охотой, добычей железа и соли, кузнечным делом, вели меновую торговлю с соседними племенами, а также с Монголией и Китаем. Охота проводилась с помощью монгольского лука с железным 4-гранным или плоским наконечником, была коллективной или одиночной. Объекты охоты – изюбры, медведи, лисы, соболя, бобры. Некоторые группы населения имели зачатки земледелия - посевы проса и гречихи. Во главе рода (улуса) – князь, власть передавалась по наследству. Земля была общей, пастбища и
покосы делились между родами.
- Какие ремесла получили и почему получили у них развитие?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Ремесла – войлочное дело, кузнечное дело, обработка кожи, ювелирное ремесло.
Для бурят характерен шаманизм (черная вера). С конца XVI в. широкое распространение получил тибетский буддизм (ламаизм).
Буряты жили в передвижных войлочных юртах.
- Почему именно такой тип жилища был характерен для бурят?
- Влияли ли на это природные условия?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Эвенки (слайды 18-24).
- Назовите район расселения эвенков. Используете географические названия рек, гор для определения территории их расселения.( слайд 16)
Учащиеся отвечают на вопросы.
Эвенки (тунгусы) - коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь). Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Второй по численности народ после бурятов. Эвенки занимались преимущественно оленеводством и охотой (лось, косуля, кабарга, дикий олень).
- Почему именно эти занятия были у эвенков?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Охота - второе по важности занятие тунгусов. Тунгусы познакомились с огнестрельным оружием после прихода русских. Олень обеспечивал тунгусов молоком, мясом и главным средством передвижения.
У эвенков началось разложение родового строя: частная собственность на скот, у каждой семьи свои угодья.
- Какие ремесла и почему получили у них развитие? (изготовление изделий из дерева, кости и металла, а также изготовление лодки-берестянки, лодки-долбленки и нарты. Женщины выделывали шкуры, шили из них одежду, обувь, покрышки для чума, предметы домашнего обихода. Они обрабатывали бересту и шили из неё посуду, а также «тиски» — берестяные полотнища для чумов и для лодок-берестянок. Мужчины умели украшать узорами деревянные, костяные и металлические вещи, женщины — ровдугу, бересту и меха.)
Традиционным видом жилища у эвенков был чум.
- Объясните, почему у эвенков такой тип жилища?
Тофалары или тофы (слайды 25-28).
- Назовите район расселения эвенков. Используете географические названия рек, гор для определения территории их расселения. (слайд 22)
Тофалары (карагасы) - тюркоязычный коренной малочисленный народ России, проживающий в Восточной Сибири. Один из малочисленных народов – 723 человек (2010). Говорят на тофаларском языке тюркской группы алтайской семьи. Верующие тофалары - православные.
Сохраняется шаманизм. Жили родами, зимой мужчины на съезде выбирали главу рода всех тофов.
Основу традиционного хозяйства тофаларов составляет охота в сочетании с оленеводством. Основные объекты промысла — белка, соболь, выдра, другие пушные звери, а также копытные — лось, марал, косуля. Охотой у тофаларов занимаются не только мужчины, но и женщины.
Охотились тофалары в основном при помощи ружей и собак, объезжая верхом на олене промысловый участок.
- Влияли ли на это природные условия и как на занятия тофаларов?
V. Закрепление знаний.
Проблемный вопрос
- Оказали ли влияние народы Сибири на жизнь и быт русского населения?
- Какие элементы быта этих народов встречаем мы в повседневной жизни?
VI. Домашнее задание.
Подготовка проектов по теме «Начало русского продвижения в Сибирь. Присоединение к Русскому государству Западной Сибири».