Цель: Расширение кругозора о жизни и быте амурских казаков казаков с позиции качеств личности (были сильными, смелыми, ловкими, закаленными).
Задачи:
- Воспитательная: воспитание чувства патриотизма и любви к Отечеству, малой Родине и уважения к многонациональному народу населяющий их.
- Обучающая: более подробно представить информацию о жизни и быте амурских казаков, формировать умение чувства сплочения и единения в организации совместной деятельности детей.
- Развивающая: развивать познавательную активность детей в конкурсах, поощрять организованность, самостоятельность, инициативность, творчество, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
(Звучит фонограмма казацкой песни Любо, братцы, любо...)
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Каждый уголок нашей страны имеет свои неповторимые черты истории и культуры. Наша Амурская область - частица великой России. В этом 2018 году она отмечает 160-летие!
Ведущий: Наверное, все вы знаете, что заселение Дальнего Востока началось очень давно, еще в 17 веке. Казаки – первые люди, кто пришли на Амур, особое военное сословие в царской России – имеет вековую историю, означает «защитник границы». Дорогие ребята, ведь именно вы наследники нашей прекрасной Амурской земли: её истории, её культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений. Вам, наследникам, бережно сохранять щедрые нивы и луга, звонкие песни, память о защитниках Амура - батюшки. Вы будущие защитники нашего Отечества, нашей родной земли. А защитники, точнее казаки должны быть сильными, смелыми, ловкими и умелыми.
Ведущий: Наша сегодняшняя программа называется «Амурские казачата» и мы соприкоснемся с историей нашего Амурской области и казачества. Надеюсь, что она даст всем присутствующим возможность хорошо отдохнуть, а участникам проявить ловкость, находчивость, блеснуть своей эрудицией.
Но прежде, чем начать соревнования, разрешите представить вам членов жюри:
- Олеся Ивановна Жилина, директор ДШИ Сковородинского района;
- Елена Андреевна Сальцова, преподаватель отделения ДПИ;
- Вера Архиповна Бровкина, преподаватель хореографического отделения;
- Маргарита Александровна Шепелева, преподаватель музыкального отделения.
Оцениваться конкурсы будут по 3-балльной системе. Максимальное количество баллов за конкурс –3 балла, минимальное количество баллов конкурс – 1 балл.
Ведущий: Сегодня на нашем мероприятии будут соревноваться 3 команды.
Первый конкурс - «Визитка», представление команд!
Ведущий: А каким будет представление первой команды, мы сейчас услышим и увидим. Встречайте! Команда №1 «Казачий секстет»______________________________________
Мы приглашаем команду под №2 «Амурские ребята»______________________________
Итак, представление третьей команды«Патриот»_________________________________
(Проводится 1 конкурс» Визитка», команды представляются)
Ведущий: Вот мы и познакомились с нашими командами. А вот мнение наших мудрейших, мы очень скоро узнаем.
Ведущий: Настало время смекалкой отличиться. Ведь не зря говорят о казаке «Не силой возьмет, так мудростью»... Вот и нашим участникам предстоит продемонстрировать свои знания. Сейчас команде необходимо будет за определенное количество времени, на скорость, перечислить на листах бумаги как можно больше национальностей проживающих в нашей Амурской области. Следующий конкурс называется «Многонациональная область».
(Проводится 2 конкурс ««Многонациональная область»)
Ведущий: Амурская область многонациональна и многолика. Каждый народ населяющий по своему, талантлив. Культура каждого народа своеобразна и достойна уважения и восхищения. Нам с вами очень повезло – мы живем в области, богатой своей историей и своими традициями.
Он могуч, богат, не хмур
Древний батюшка Амур.
Здесь красиво. Также тут
Люди разные живут.
Нивх, эвенк и русский тоже
Но в одном мы все похожи.
Это Родина и нужно
Жить нам весело и дружно.
И традиции хранить
Родину свою любить.
Ведущий: Еще одно задание – смекалка для вас о братьях казаков – богатырях земли русской.
Я вам буду называть по очереди вопросы о богатырях, а вы будете давать на них ответы, если не знаете, то балл может заработать соперник, назвавший правильный ответ. А если и другие участники не справляются, то мы принимаем ответ из зала.
1. Назовите всех богатырей, которых вы знаете.
2. Кто самый старший и самый младший из богатырей?
3. Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)
4. Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)
5. Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня - добрый, великий, Никитич -победитель, блестящий)
6. Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)
7. Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие? (Илья Муромец)
8. Кто из богатырей носил прозвище "тихий"? (Добрыня Никитич)
9. Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)
10.Что богатырям указывало путь? (камень, лежавший на развилке 3 дорог) картина "Витязь на распутье")
(Проводится 3 конкурс – «Ответь на вопросы»)
Ведущий: Ай, да молодцы! Постарались, смекалку нам свою показали.
Казаки во все времена строго соблюдали обычаи и традиции. Считалось, что при настоящем воине всегда должен быть рядом конь. Каждый отец должен был подготовить сына своего к службе. Вначале учили ухаживать за лошадьми, потом ездить верхом, тренировались в ловкости, сноровке. Учили скакать и с седлом и без седла, стоять на коне на ногах, подлезать под седло. Это было сделать очень не просто, потому что конь несется очень быстро, как ветер. И при этом могли стрелять на ходу. И я вам предлагаю эстафету “Лихие наездники”. Перед вами на пути преграды, которые вы должны объехать и вернуться назад к команде и передать коня следующему участнику.
(Проводится конкурс №4 «Лихие наездники»)
Ведущий: А дом был на хозяйке — казачке. Кроме домашних дел любимым занятием казачек было украшать свою одежду вышивкой, кружевом, вышивать скатерти и рушники. Рушники – это расшитое полотенце, с помощью которого встречали почетных гостей. А какие узоры подбирали! Это были цветы, животные, птицы. Рушники имели свое специальное предназначение. Ими украшали дом, вешали в угол над иконами.
Участники команд, перед вами все необходимое для создания и украшения своего рушника. Прошу команды подняться на сцену, занять свои места и приступить к изготовлению рушников.
Оценивается время и сложность орнамента на рушнике.
(Проводится конкурс №5 «Смастери рушник»)
Ведущий: А пока наши участники справляются с заданием ансамбль современного танца «Смайл» исполнит танец!
Ведь у нас, в станице нашей,
Люди славные живут.
Славно сеют, славно пашут,
Славно пляшут и поют.
(Исполняется танец «Деревня», в исполнении ансамбля современного танца «Смайл», преподаватель О.И.Жилина)
Ведущий. Да врагов у нашей Отчизны всегда было много. И казака часто не было дома. Казачка его ждала. Только придет, снова надо отправляться на службу казачью. Вот мы сейчас и проверим, что казаки брал с собой в дорогу.
(Проводится эстафета- конкурс №6 “Собери казака в дальнюю дорогу”)
Ведущий. Ну, что, справились с заданием? А теперь по очереди, уважаемые участники, расскажите нам, для чего вы берете в поход выбранные вами предметы.
(ответы участников)
Ведущий: Судьба нам подарила край, где мы живем, учимся и трудимся, слова «родина», «отечество», «отчизна» - святые для каждого из нас.
Каждый гражданин своей страны должен знать государственные символы. Есть они и у России. Это гимн, герб и флаг. И вас ожидает следующее задание - из предложенных заготовок бумаги (или ткани) разного цвета выберите нужные и выложите флаг России. (под музыку участники выкладывают)
Ведущий: В нашем флаге представлены три цвета: белый, синий, красный.
«Что означают цвета российского флага?» (зрители и участники отвечают)
Ведущий: Цвета российского флага выбраны не случайно:
- белый - благородство;
- синий – верность и честность;
- красный – мужество, отвага, героизм, смелость.
Все эти цвета переплетаются в единстве. Давайте попробуем изобразить это. Прошу команды синих взять в руки триколоры и дружно нам их продемонстрировать, а жюри оценить конкурс.
(Проводится конкурс №7 «Собери триколор»)
Ведущий: Казачат своих – ребят, вызываем на канат.
Восемь слева, восемь справа,
Только мускулы трещат!
Побеждает та команда, которая перетянет канат!
(Звучит песня: «Эх, ухнем!», проводится конкурс №8)
Ведущий: Последний конкурс сегодняшней программы потребует от вас определенных физических сил, ловкости. Каждая команда получает по 6 воздушных шариков и катушку с нитками. Вам надо надуть шарики и связать их в гроздь. Команда, первой поднявшая связку шаров на вытянутой руке, станет победителем в этом конкурсе.
(Проводится 9 конкурс» Надуй шары»)
Ведущий: Ну что ж наша конкурсная программа подходит к концу, остается только подвести итоги, чем сейчас и займется наше жюри, а пока жюри работает, я обращаюсь к нашим болельщикам. Давайте проверим, кто громче и за какую команду болеет.
(ведущий называет команды, зрители болеют за понравившуюся команду)
- Команда под №1 «Казачий секстет»_____________________________________
- Команда под №2 «Амурские ребята»____________________________________
- Команда под №3 «Патриот»___________________________________________
Ведущий:И теперь небольшая викторина для зрителей! Я задам вам вопросы о нашей малой Родине – городе Сковородино, а вы постарайтесь на них ответить! Кто даст максимальное число ответов, того ожидает сладкий приз!
1. Какое раньше имел название город Сковородино и почему? (посёлок Змеиный с 1909 г., п.Рухлово с 1911г.)
2. Назовите памятники в г. Сковородино (мемориал «Скорбящая мать», обелиск на братской могиле рабочих путейцев, сожженных японскими интервентами, мемориал в память о формировании 614-й Хинганской стрелковой дивизии, памятник Герою Советского Союза Г.И.Сурнину, памятник первым строителям БАМа)
3. Музей в г. Сковородино им. кого? (учёный Павел Александрович Флоренский, работавшего на мерзлотной станции)
4. На коком берегу расположен город Сковородино (расположен на левом берегу реки Большой Невер (левый приток Амура)
5. Как называется столица Амурской области? (Благовещенск)
6. Первое русское поселение на берегу Амура. (Албазино - главный исторический памятник)
7. Как назывались первые люди, поселившиеся на берегу Амура. (казаки)
8. Вопрос с изюминкой: как называется крупный узел в г.Сковородино, главная артерия транспорта. (Ж.д. узел)
9. Какие виды промышленности развиты в Амурской области? (Нефтеперерабатывающая – первая промышленность, Золотодобывающая промышленность - это вторая ведущая отрасль промышленности. Пищевая и перерабатывающая промышленности представлены только хлебопекарной отраслью.)
10. Граф Николай Николаевич Муравьёв-Амурский чем он известен?
(Муравьёв многое сделал для того, чтобы река Амур, уступленная Китаю в 1689 году, вновь стала русской. Для этого пришлось преодолеть немалое сопротивление чиновников из Петербурга. В тот момент Россия еще не была готова к войне с Китаем, и правительство предпочитало планомерный захват Приамурья. С помощью губернатора стали появляться русские поселения вдоль Амура, на острове Сахалин, на Камчатке. Наконец Николай I понял, что необходимо активно осваивать Восточную Сибирь, остров Сахалин и полуостров Камчатку сделать русскими. И он предоставил Муравьёву право вести переговоры с китайским правительством по разграничению территорий о реке Амур, а для поддержания порядка направил ему войска.
В 1858 году Муравьёв подписал с Китаем Айгунский трактат, согласно которому река Амур до самого устья стала границей России с Китаем. За это важное политическое деяние Муравьёв удостоился титула графа Амурского. к его фамилии добавлена вторая часть – Амурский)
Ведущий: Итак, я приглашаю на нашу сцену жюри, для оглашения результатов.
(Участники выстраиваются по команде: «Становись!» для награждения и напутственного слова, которое проводит жюри)
Ведущий: Сегодня мы вспомнили об историческом прошлом и настоящем нашей страны - России, о нашей Амурской области и ее ценностях и достоинствах. Спасибо за участие в нашей программе. Помните! Мы – граждане России! И в этом наша СИЛА!