Продолжительность занятия: 45 минут
Интегрированный блок: литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство.
Изучаемые темы по предметам:
- Литературное чтение «Золотая осень». Признаки поздней осени.
- Окружающий мир: Работа с топографической картой, «Красная книга России».
- Изобразительное искусство «Рисование признаков осени по представлению»
Тип урока по ФГОС: комбинированный урок.
Цели урока:
Предметные:
- Закрепить знания о произведениях, изученных в разделе «Золотая осень».
- Расширить знания о природе; раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять природу; формировать знания правил поведения в природе, формировать умение оценивать поступки людей.
- Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
- Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой, в работе в парах.
Метапредметные: создание условий для овладения способами деятельности, применимыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Личностные:
- обучающиеся получат возможность для формирования представления о ценности и уникальности природного мира;
- осознания гражданской идентичности «Я» - как житель планеты Земля.
Формирование УУД:
- умение оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с информацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; (Регулятивные УУД);
- умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, использую свой жизненный опыт (Познавательные УУД).
Методы обучения:
- Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.
- Основной структурный элемент: групповая работа
- Дополнительные структурные элементы: обмен информацией и ее коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формулирование выводов
Ресурсное обеспечение:
- Окружающий мир «Работа с топографической картой».
- Учебник «Литературное чтение», «Книгочей» 4 класс
Учебник «Окружающий мир» - «Атлас-определитель»
1. Организационный момент
Определите, про какое время года я вам сейчас прочитаю.
Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Пролетают косяки журавлей. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только хвойные деревья радуются зеленому наряду.
- Конечно, это осень. По каким ее особенностям вы об этом догадались? (ответы детей)
Сегодня мы проведём наш урок-поиск признаков поздней осени, по топографической карте, на улице.
Вместе с нами будет работать наш психолог Елена Викторовна, она поможет разобраться в наших чувствах, эмоциях.
- Итак, ребята давайте вспомним, что же означает слово «настроение». Настроение – это общее состояние переживаний человека. Когда нам весело – мы смеемся или улыбаемся, когда нам грустно – мы можем даже расплакаться, и нам совсем не хочется веселиться. В разное время мы можем ощущать различные настроения в зависимости от окружающих нас людей, ситуаций и тогда мы часто говорим: я чувствую…, мне нравится… В этих случаях мы говорим о наших чувствах. А что же такое чувство? – правильно, это способность ощущать, воспринимать что-то или кого-то. Что же происходит с нашим лицом, когда у нас веселое настроение и мы чувствуем радость? – конечно, у нас появляется улыбка и глаза радостно блестят. Такое состояние, чувство, которое может переживать человек называется эмоция. Какие эмоции вы знаете? (дети перечисляют эмоции)
Мы продолжим разговор о эмоциях и чувствах, которые испытывает человек во время чтения художественной литературы, прослушивая музыкальные произведения, во время общения с природой. Будем учиться узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов и слов, а также внимательно слушать и правильно выполнять различные задания, быть дружными, понимать друг друга.
Игра «Назови эмоцию, чувство»
Ребята, передавая мяч по кругу, называют эмоции, чувства, мешающие общению и выполнению заданий в группе. Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции, чувства, помогающие общению и выполнению совместных заданий.
2. Актуализация знаний учащихся
- Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью в неживой природе.
Дни становятся короче.
Земля и воздух прогреваются меньше. Становится холодно. На лужах появляется лед. Небо все чаще затягивают облака и тучи. Дожди становятся холоднее, затяжные и начинает падать снег.
- В чем же причина происходящих в природе изменений? (Похолодание)
- Мы знаем, что живая природа тесно связана с неживой природой.
- Какие изменения происходят осенью в жизни трав, кустарников и деревьев?
- А что вы знаете об изменениях в жизни животных?
3. Самоопределение к деятельности
Работа с произведением А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
а) Вступительное слово учителя.
Изображению осени посвящено много произведений и живописи, и литературы. А.С. Пушкин в стихотворении «Уж небо осенью дышало…» ярко описал картину осенней поры. Прослушайте это стихотворение.
б) Чтение стихотворения учителем (наизусть).
- Какие чувства вы испытали при слушании стихотворения?
4. Работа в группах
Самостоятельное чтение (карточки на группу) с предварительным заданием.
а) Прочитайте стихотворение, постарайтесь за каждым словом, поэтической фразой увидеть картины осенней природы, почувствовать настроение поэта. Совместно составить устное описание воображаемой картины.
(Опрос 2-3 пар)
- Кто может дополнить описание этих «картин»?
б) Объясните значение слов: караван, сень
в) Анализ произведения.
- О ком обычно говорят - дышит, дышал, дышала?
- А как же небо может дышать? Что здесь имеется ввиду?
- Сень – это покров. Каким он бывает у леса?
- Почему он назван таинственным?
- Какая картина встаёт перед глазами при чтении строк «с печальным шумом обнажалась»?
- Почему печальным?
- Кто из вас видел летящих в небе журавлей? Как они выстраиваются при полёте?
- Давайте попробуем сравнить признаки поздней осени в стихотворении А.С. Пушкина и признаки поздней осени в нашем парке ( выход на улицу).
5. Работа по топографической карте
Выход на улицу.
Класс делится на 3 группы ( по рядам). Раздаётся каждой группе топографическая карта с изображением той местности по объектам которой нужно определить с какими признаками поздней осени группы встретились. Оценивается умение работать с картой, с масштабом. Время 15 минут на выполнение этого задания. Целью данной работы является изучение условных знаков, используемых в топографических картах и планах, ознакомление с масштабами.
Содержание работы следующее:
1. Ознакомиться с условными знаками и вычертить их.
2. Найти объекты, изучить их, обсудить какие признаки поздней осени в них отражены.
Задания (время выполнения 20 минут):
1. Ориентирование по плану местности.
Вам необходимо, ориентируясь по карте, дойти до места, где будет выполняться задание.
2. Определение зеленых насаждений.
Находясь на местности, пользуясь справочником – определителем, необходимо определить какие растения (деревья, кустарника, травы) там растут. Свои ответы необходимо подтвердить доказательствами (листья, плоды и т.д.)
3. Нанесение условных обозначений зеленых насаждений на план местности.
Пользуясь условными обозначениями необходимо показать на плане местности, что там растет.
- Осенью любовались не только поэты, но и художники. Посмотрите, как с помощью цвета можно передать осеннее настроение, чувства, эмоции. (демонстрация репродукций)
- Предлагаем вам передать свое осеннее настроение, эмоции, чувства, на время, почувствовав себя художниками, нарисовать групповую картину «Осень».
6. Подведение итогов
- Наступило время подвести итоги нашему уроку.
- Чему вы сегодня научились?
- Что для вас было новое?
- Какие чувства и эмоции вы сегодня испытали?
- Понравился ли вам сегодняшний урок?