Сценарий интерактивного урока "Золотая осень". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Продолжительность занятия: 45 минут

Интегрированный блок: литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство.

Изучаемые темы по предметам:

  • Литературное чтение «Золотая осень». Признаки поздней осени.
  • Окружающий мир: Работа с топографической картой,  «Красная книга России».
  • Изобразительное искусство «Рисование признаков осени по представлению»

 Тип урока по ФГОС: комбинированный урок.

Цели урока:

Предметные:

  • Закрепить знания о произведениях, изученных в разделе «Золотая осень».
  • Расширить знания о природе; раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять природу; формировать знания правил поведения в природе, формировать умение оценивать поступки людей.
  •  Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой, в работе в парах.

Метапредметные: создание условий для овладения способами деятельности, применимыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Личностные:

  • обучающиеся получат возможность для формирования представления о ценности и уникальности природного мира;
  • осознания гражданской идентичности  «Я» - как житель планеты Земля.

Формирование УУД:

  • умение оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
  • умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);
  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с информацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;  (Регулятивные УУД);
  • умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, использую свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Методы обучения:

  •  Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.
  •  Основной структурный элемент: групповая работа 
  •  Дополнительные структурные элементы: обмен информацией и ее коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формулирование выводов

Ресурсное обеспечение:

  1. Окружающий мир «Работа с топографической картой».
  2. Учебник «Литературное чтение», «Книгочей» 4 класс
    Учебник «Окружающий мир»
  3. «Атлас-определитель»

 

1. Организационный момент

Определите, про какое время года я вам сейчас прочитаю. 

Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Пролетают косяки журавлей. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только хвойные деревья радуются зеленому наряду. 

- Конечно, это осень. По каким ее особенностям вы об этом догадались? (ответы детей)

Сегодня мы проведём наш урок-поиск признаков поздней осени, по топографической карте, на улице.

Вместе с нами будет работать наш психолог Елена Викторовна, она поможет разобраться в наших чувствах, эмоциях.

- Итак, ребята давайте вспомним, что же означает слово «настроение».  Настроение – это общее состояние переживаний человека. Когда нам весело – мы смеемся или улыбаемся, когда нам грустно – мы можем даже расплакаться, и нам совсем не хочется веселиться. В разное время мы можем ощущать различные настроения в зависимости от окружающих нас людей, ситуаций и тогда мы часто говорим: я чувствую…, мне нравится… В этих случаях мы говорим о наших чувствах. А что же такое чувство? – правильно, это способность ощущать, воспринимать что-то или кого-то. Что же происходит с нашим лицом, когда у нас веселое настроение и мы чувствуем радость? – конечно, у нас появляется улыбка и глаза радостно блестят. Такое состояние, чувство, которое может переживать человек называется эмоция. Какие эмоции вы знаете? (дети перечисляют эмоции)

Мы продолжим разговор о эмоциях и чувствах, которые испытывает человек во время чтения художественной литературы, прослушивая музыкальные произведения, во время общения с природой. Будем учиться узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов и слов, а также внимательно слушать и правильно выполнять различные задания, быть дружными, понимать друг друга.

Игра «Назови эмоцию, чувство»

Ребята, передавая мяч по кругу, называют эмоции, чувства, мешающие общению и выполнению заданий в группе. Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции, чувства, помогающие общению и выполнению совместных заданий.

2. Актуализация знаний учащихся

- Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью в неживой природе. 

Дни становятся короче. 

Земля и воздух прогреваются меньше. Становится холодно. На лужах появляется лед. Небо все чаще затягивают облака и тучи. Дожди становятся холоднее, затяжные и начинает падать снег. 

- В чем же причина происходящих в природе изменений? (Похолодание) 

- Мы знаем, что живая природа тесно связана с неживой природой. 

- Какие изменения происходят осенью в жизни трав, кустарников и деревьев? 

- А что вы знаете об изменениях в жизни животных? 

3. Самоопределение к деятельности

Работа с произведением А.С. Пушкина  «Уж небо осенью дышало…»

а) Вступительное  слово учителя.

Изображению осени посвящено много произведений и живописи, и литературы. А.С. Пушкин  в стихотворении «Уж небо осенью дышало…» ярко описал картину осенней поры. Прослушайте это стихотворение.

б) Чтение стихотворения учителем (наизусть).

- Какие чувства вы испытали при слушании стихотворения?

4. Работа в группах

Самостоятельное чтение  (карточки на группу) с предварительным заданием.

а) Прочитайте стихотворение, постарайтесь за каждым словом, поэтической фразой увидеть картины осенней природы, почувствовать настроение поэта. Совместно составить устное описание воображаемой картины.

(Опрос 2-3 пар)

- Кто может дополнить описание этих «картин»?

б) Объясните значение слов: караван, сень

в) Анализ произведения.

-  О ком обычно говорят - дышит, дышал, дышала?

- А как же небо может дышать? Что здесь имеется ввиду?

- Сень – это покров. Каким он бывает у леса?

- Почему он назван таинственным?

- Какая картина встаёт перед глазами при чтении строк «с печальным шумом обнажалась»?

- Почему печальным?

- Кто из вас видел летящих в небе журавлей? Как они выстраиваются при полёте?

- Давайте попробуем сравнить признаки поздней осени в стихотворении А.С. Пушкина  и  признаки поздней осени в нашем парке  ( выход на улицу).

5. Работа по топографической карте

Выход на улицу.

Класс делится на 3 группы ( по рядам). Раздаётся каждой группе топографическая карта с изображением той местности по объектам  которой  нужно определить с какими признаками поздней осени группы встретились.  Оценивается умение работать с картой, с масштабом. Время 15 минут на выполнение этого задания. Целью данной работы является изучение условных знаков, используемых в топографических картах и планах, ознакомление с масштабами.

Содержание работы следующее:

1. Ознакомиться с условными знаками и вычертить их.

2. Найти объекты, изучить их, обсудить какие   признаки поздней осени в них отражены.

Задания (время выполнения 20 минут):

1. Ориентирование по плану местности.

Вам необходимо, ориентируясь по карте, дойти до места, где будет выполняться задание.

2. Определение зеленых насаждений.

Находясь на местности, пользуясь справочником – определителем, необходимо определить какие растения (деревья, кустарника, травы) там растут. Свои ответы необходимо подтвердить доказательствами (листья, плоды и т.д.)

3. Нанесение условных обозначений зеленых насаждений на план местности.

Пользуясь условными обозначениями необходимо показать на плане местности, что там растет.

- Осенью любовались не только поэты, но и художники. Посмотрите, как с помощью цвета можно передать осеннее настроение, чувства, эмоции. (демонстрация репродукций)

- Предлагаем вам передать свое осеннее настроение, эмоции, чувства, на время, почувствовав себя художниками, нарисовать групповую картину «Осень».

6. Подведение итогов

- Наступило время подвести итоги нашему уроку.

  • Чему вы сегодня научились?
  • Что для вас было новое?
  • Какие чувства и эмоции вы сегодня испытали?
  • Понравился ли вам сегодняшний урок?