Ключевые слова: метод проектов, исследовательская деятельность, методы исследования, структура проектной и исследовательской деятельности, кратчайший путь к достижению цели.
В настоящее время уделяется большое внимание проектной работе в основной и средней школе. Как показывает практика, мотивированные дети проявляют к ней интерес, с желанием выискивают новые для себя сведения об интересующих их проблемах, проводят доступные эксперименты, оформляют красочные презентации, делают выводы по проделанной работе. Опираясь на программу базового курса, они, вместе с учителем, оценивают необходимость и достаточность теоретического материала для самостоятельного выбора темы проекта или исследования.
Немотивированных детей, считающих химию «ненужным» предметом, также можно привлечь к выполнению проекта, правда первоначально результат их работы сводится к скачиванию первой попавшейся статьи на похожую тему из интернета, но затем, методом проб и ошибок, если их удается заинтересовать, они могут создать интересный значимый для них проект.
Проблемы проектов и исследований часто возникают из жизни, а в жизни нет отдельно взятых предметов: химии, биологии, географии и т.д., поэтому сейчас много говорят о метапредметных умениях объяснять различные явления окружающей нас действительности.
Если в школе проектная и исследовательская деятельность стала приоритетной и соответствует современным требованиям, выбор темы проектов не является задачей одного учителя - предметника, это задача всего методического объединения (или нескольких методических объединений), которое согласовывает включение в программы элементов проектной и исследовательской деятельности, проводит экспертизу качества образовательных программ, направленных на развитие проектной и исследовательской деятельности, выбирает области и тематики исследований, определяет степень связи с базовой программой. При выборе темы важно учесть соответствие планируемой учебной нагрузки возрастным особенностям и возможностям учащихся.
При выполнении проектной или исследовательской работы у учащихся часто возникает вопрос о том, что такое объект и предмет исследования.
Объект исследования можно считать то, что будет взято учащимися для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо предмет. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.
Предмет исследования - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
Учитель, в свою очередь, часто задается вопросом, чем отличается проект от исследования?
Структура исследовательской работы может выглядеть так, как представлено на схеме:
Схема 1
Структура проектной работы отличается:
Схема 2
Но поскольку любое исследование-это творческий процесс, зависящий от многих факторов, точных алгоритмов не существует.
Методы проектной и исследовательской работы в школе разнообразны:
Схема 3
Схема 4
Но зачастую окончательный выбор темы и методов проекта исследовательской работы по химии остается за учителем, знающим особенности контингента учащихся, на который ориентированы исследования. Учитель оценивает собственную практику исследовательской работы, возможности школьного кабинета химии, а они, кстати, не безграничны.
То, что реально может сделать учитель химии со своими учениками в школе со стандартным набором реактивов и оборудования, в большинстве случаев за много лет уже сделано.
Так что то, что является открытием для учеников, зачастую не представляет интерес для организаторов и членов жюри тех конкурсов, на которые выходят дети и учителя со своими проектами.
Поэтому, дети, затратившие много сил и времени на проектную работу и достигшие определенных результатов в своей работе не получают достойной оценки своей проектной или исследовательской деятельности и теряют к ней интерес.
Для дальнейшего развития проектной и исследовательской работы в школе возникает необходимость консультативной помощи специалистов и сотрудничество школы с родителями, работающими в различных областях, с сотрудниками ВУЗов, где есть материальная база для исследований, но, к сожалению, нет преподавателей, курирующих это направление.
Чтобы вывести проектную работу в школе на более высокий уровень и применить знания учащихся на практике необходимо участие трех сторон: ученик, учитель, научный консультант.
Кратчайший путь к достижению высокого результата проектной или исследовательской работы:
Схема 5
Бесспорно, метод проектов позволяет ученику занять активную позицию в приобретении знаний, способствует формированию инженерного мышления.
Хотелось бы, чтобы каждый учитель знал, где можно на практике применить знания его учащихся, может быть поучаствовать в выполнении конкретной практической задачи, чтобы проектная и исследовательская работа стала более интересной и разнообразной с применением современного научного оборудования. Это на деле познакомит учащихся с существующими специальностями, будет способствовать сознательному профессиональному выбору.
Литература
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.: АРКТИ, 2008.-80 с.
- Ширшина Н.В. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград, Учитель, - 2007. - 184 с.
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М. : Издательство Моск. ун-та, 2000. - 47 с.