Класс: 9, основная школа.
Предмет: История России.
Образовательный минимум содержания основного общего образования.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Советский тыл в годы войны.
Цель: Узнать об истории города Котлас в военный период, работе его предприятий, самоотверженном ратном и трудовом подвиге горожан.
Задачи:
- Формирование у учащихся представления о быте горожан во время войны, об исторических событиях, происходивших в Котласе; наполнить содержанием понятие «связь фронта и тыла»; соотносить события военного времени в Котласе с ситуацией в стране; актуализировать знания по теме, полученные учащимися в 9кл, расширить и углубить их.
- Развитие умения проводить поиск исторической информации в текстах (воспоминаниях современников) и анализировать его; самостоятельно находить решение поставленной проблемы, доказывать свое мнение, правильно строить речь; развитие навыков публичных выступлений.
- Формирование гражданско-патриотических чувств и нравственно-эстетических идеалов;
- Оосмысление социально нравственного опыта предшествующих поколений.
Методы обучения: репродуктивный, эвристический, исследовательский, проблемно-поисковый.
Оборудование урока: презентация к уроку, раздаточный материал для самостоятельной работы с документами, раздаточный материал с заданиями для систематизации знаний.
Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, коллективная, индивидуально-дифференцированная.
Предварительная подготовка: в качестве домашнего задания школьникам предлагается прочитать материал о героях-котлашанах, помимо этого 5-6 учащимся предлагается подготовить исторический рассказ о работе предприятий города в 1941-1945 годах, о памятниках защитников Родины.
План изучения нового материала:
- Организационный момент
- Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Этап усвоения новых знаний.
- Исторический рассказ учителя о событиях в Котласе во время войны, сопровождаемый показом слайдов.
- Сообщения детей по теме «Предприятия г. Котласа в годы Великой Отечественной войны».
- Динамическая пауза «Герои – котлашане».
- Самостоятельная работа с историческим документом, беседа по результатам работы.
- Сообщения учащихся о памятниках защитникам Родины, беседа с учащимися о мемориальных сооружениях на территории нашего города.
- Обобщение и систематизация знаний учащихся.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эпиграф урока:
Все помнят годы роковые,
Как подступала к нам война,
Как шли на запад эшелоны,
Как помогала вся страна.
Всё для победы! Всё для фронта!
В тылу трудился стар и мал,
И подвиг трудовой и ратный
Одну победу всем ковал.
(Ирина Бутримова)
II. Что вы помните из курса истории России о мобилизации народного хозяйства для отпора агрессору?
III. Нападение фашистской Германии на нашу страну 22 июня 1941 года повсюду вызвало бурю народного негодования. В первые дни войны на всех предприятиях города Котласа и района, в учреждениях и колхозах с огромным патриотическим подъёмом прошли многолюдные митинги. Сразу после митингов в военкомат начали поступать заявления от добровольцев о зачислении их в ряды Красной Армии. В первые два дня войны поступило около ста заявлений. На кусочках бумаги, листочках из тетрадей, обрывках из амбарных книг, написанные чернилами или карандашом. До конца года поступило более пятисот заявлений.
Сообщение 1-го учащегося «Перевод котласских предприятий на выпуск военной продукции»
«Всё для фронта! Всё для победы!» - главный лозунг того времени. Для нужд фронта работала вся страна. Активное участие в этой работе приняли котлашане. Будучи важным стратегическим пунктом, расположенным в глубоком тылу, город Котлас, где было сосредоточенно сравнительно большое количество промышленного оборудования и транспортных средств, с самого начала войны стал местом активной деятельности, направленной на оказание помощи фронту. Рабочие, служащие, женщины, молодежь проявляли в годы войны подлинный трудовой героизм, обеспечивший бесперебойную работу предприятий. В очень короткий срок почти все предприятия были переведены на выполнение военных заказов. Через три дня после начала войны была организована местная противовоздушная оборона со всеми необходимыми службами: созданы бомбоубежища, по всему городу установлены постоянные дежурства, сформированы городские дружины самообороны и истребительные батальоны. Все жители, способные носить оружие, проходили военную подготовку. Для предотвращения диверсий на железнодорожном транспорте в середине декабря 1941 года создается объединенный городской и районный партизанский отряд из 68 человек.
В сентябре 1941 года из города и района в Карелию на устройство оборонительных сооружений направлены 1500 человек, более половины из них - женщины. Ежедневно подвергаясь воздушным налётам немецкой авиации, котлашане строили там дороги, мосты, доты. Восемь человек погибли. Котлашане также участвовали в оборонных работах в Вологде.
В городе были сформированы: 28-я стрелковая дивизия, получившая впоследствии наименование Невельской, а также рабочие батальоны на железную дорогу для обеспечения бесперебойных поставок на фронт техники, продовольствия и войскового пополнения. В 1941 году в 43 км от города было сформировано и действовало всю войну Котласское военное аэросанное училище, в 1943 переименованное в Котласское танковое училище, а в 1944 году - в Котласское училище самоходной артиллерии.
Сообщение 2-го учащегося «Котласское училище самоходной артиллерии»
Училище дислоцировалось в местечке Коряжма и его окрестностях в 43-х км восточнее города Котласа. Оно было создано практически на пустом месте за 20 дней со всей инфраструктурой: преподавателями, техникой, ангарами для хранения саней, заправками, мастерскими, казармами, полигоном, аэродромом, пекарней, банями и столовыми. Штаб училища размещался на территории Николо-Коряжемского монастыря. От деревни Копытово до Слободки стояли дощатые навесы, под которыми находились аэросани, которые охраняли часовые. Здесь начали подготовку специалистов для работы с такой необычной техникой как аэросани. Аэросани - наземное транспортное средство, скользящее на лыжах по снегу и льду, с авиамотором и воздушным винтом, в военное время оснащенное пулеметом Дегтярёва. Каркас аэросаней обшивался фанерой. Его передняя часть защищалась броневым щитом. Аэросанные части довольно успешно действовали зимой, решая задачи разведки, патрулирования и охраны объектов. Они несли патрульную службу на отдельных участках фронта, особенно на озерах, перебрасывали десантные группы, подвозили боеприпасы и непосредственно участвовали в боевых операциях.
Специальные санитарные аэросани работали по оказанию первой медицинской помощи и по вывозке раненых с линии фронта в тыловые медсанбаты. Их действия отличались быстротой и неожиданностью развертывания. Обладая скоростью и высокой проходимостью по снежному бездорожью, они внезапно атаковали застигнутого врасплох противника. Преимуществом боевых аэросанных подразделений было то, что их движение осуществлялось вне дорог, контролируемых противником. В условиях зимнего бездорожья, в морозы и метели проходить там, где не прошла бы другая техника. Аэросанные части применялись практически повсюду, от Кольского полуострова до Сталинграда. С сентября 1941 по июнь 1943 года для аэросанных частей переподготовлено 1162 офицера, подготовлено 4594 младших командиров и рядовых. Кроме того, в 1942 году училище подготовило и отправило на фронт 1000 шоферов.
Аэросанные подразделения из Коряжмы воевали на Ленинградском, Волховском, Карельском, Донском и 1-м Белорусском фронтах. В летний период аэросанные части возвращались обратно в Коряжму. Но следующей зимой 1943-1944 годов бои шли преимущественно на Украине, а в последнюю военную зиму война переместилась в Европу, где снега было мало, а дорог много, и роль аэросаней снизилась. Войска оснащались новой танковой техникой, квалифицированных кадров не хватало. Поэтому 18 июня 1943 года училище было переформировано в «Котласское танковое училище» по профилю подготовки офицеров - командиров взводов легких танков Т-70. По железной дороге в Коряжму поступали советские танки, а также трофеи: пушки, фашистские танки «тигр» и «пантера», которые выставлялись около штаба и изучались курсантами.В память о Котласском танковом училище 8 мая 2015 года в городе Коряжма установлен памятник-аэросани.
В сентябре 1941 года горпромкомбинат обязан был изготовить для армии 300 пар лыж, 50 саней. 4000 пар лыж должен был поставить Красной Армии Котласречстрой. Производством лыж и саней занимались так же Лимендская и Болтинская лесобазы. В период войны на многих предприятиях города внедрялись поточные методы производства и различные усовершенствования, ускоряющие выпуск продукции. Оборудование на предприятиях почти не обновлялось, но, несмотря на это, производительность труда рабочих постоянно росла. Швейные бригады горпромкомбината добились выполнения норм выработки на 200-230 %, выпуск продукции на предприятии за годы войны увеличился в 3,5 раза. Лимендские и болтинские лесокаты, обеспечивая бесперебойное снабжение древесиной предприятий оборонной промышленности, выполняли производственные задания на 300 % за смену. Если было необходимо, они работали по двое-трое суток. Задержек в отправке материалов на военные заводы не допускалось. Самый главный военный заказ выпал на долю Лимендского завода.
Сообщение 3-го учащегося «Лимендский завод в годы Великой Отечественной войны»
Перед войной Лимендский завод был самым крупным предприятием Котласа. Коллектив строил пассажирские пароходы, земмашины и буксиры. Выпускал продукции на 15 миллионов рублей в год. Всего за годы войны, несмотря на бронь, на фронт с завода ушло более 600 человек. Не вернулись 172 человека. Память о них увековечена мемориальной доской размещенной на заводоуправлении.
Руководство завода обратилось к женщинам посёлка Лименда с просьбой прийти на завод вместо ушедших на фронт мужей, братьев и сыновей. На призыв сразу откликнулось около 40 женщин. К концу 1941 года в цехах завода работало уже свыше трехсот женщин. Они овладели мужскими профессиями и вскоре стали выполнять и перевыполнять производственные задания. Уже в июле 1941 года завод получил важный заказ на изготовление пятисот корпусов тяжелых 100-килограммовых авиабомб и понтонно-мостовых переправ. Работали сменами по 11 часов. Погрузка готовой продукции тоже была обязанностью коллектива, вагоны грузили после рабочей смены. Для токарей-станочников, девчат и ребят-подростков малого роста, изготовили подставки под ноги для удобства работы. Завод работал под девизом: «Жить и работать по-военному». Питание при этом было скудное: 600 граммов хлеба для рабочих, 300 для инженерно-технических работников, на фабрике-кухне выдавался мучной суп и капустный лист. Дополнительный талон был счастьем - давался передовикам производства. За годы войны завод изготовил более 67000 корпусов авиабомб и 15 понтонно-мостовых переправ - это 416 понтонов.
Лимендский судостроительно-судоремонтный завод внес немалый вклад в разгром врага.
Учитель. Значительную роль в военные годы играл Котласский речной порт, созданный в марте 1942 года. Через Котласский речной порт переваливались тысячи тонн печорского угля и жидкого топлива для Северного военного флота.
В военных перевозках, объем которых все время возрастал, важное место занимал Котласский железнодорожный узел. Война ускорила строительство Северо-Печорской железной дороги, начатой еще до войны. 28 декабря 1941 года из Воркуты в Москву ушел первый эшелон печорского угля, по ж/д мосту, сооруженному через Малую Северную Двину. 1 августа 1942 года была образована Северо-Печорская железная дорога с управлением в Котласе. В начале июля 1941 года город, в котором по переписи 1939 года насчитывалось 27 тысяч жителей, начал приём эвакуированных. Контора Котласского эвакопункта располагалась в здании железнодорожного клуба. Люди прибывали из прифронтовых Ленинградской и Мурманской областей, а также из Карелии. С 12 июля 1941 года по 15 мая 1942 года, через Котласский эвакопункт проследовало 59 309 человек. Часть эвакуированных оставалась в Котласе. Всем давали приют и питание. Взрослых трудоустраивали, а детей зачисляли в школы. Для эвакуированных срочно строилось жилье. Устроившись на новом месте, приехавшие из западных областей страны граждане, немедленно включались в работу на предприятиях.
Все годы войны не прекращались кампании по сбору теплых вещей для армии, средств на строительство боевых самолётов и танков. Трудящиеся города собрали и направили на фронт свыше 15 000 штук теплых вещей, в том числе 4000 пар валенок. Кроме того, около тысячи простыней, матрацев, одеял и других вещей собрано для эвакуационного госпиталя № 2520, который с 10 июля 1941 по декабрь 1942 года базировался в городе. За период войны собрано 2 787 626 рублей на танковые колонны и эскадрильи самолётов. В Фонд обороны страны внесено деньгами и облигациями займов 4 500 000 рублей. В войну резко сократилось снабжение трудящихся хлебом и другими продуктами питания. Они нужны были в первую очередь фронту. В июле-августе 1941 года ввели карточную систему на продукты питания, в апреле 1942 года и на промышленные товары. Нормы снабжения различались по группам населения в зависимости от выполняемых работ. В Котласе было создано карточное бюро, которое размещалось в старом здании горисполкома по улице К.Маркса. Нормы хлеба на одного человека были: 800 граммов работникам на тяжелых работах, 600 служащим и 400 граммов детям и пенсионерам. В ветхом деревянном здании, которое было на территории, где теперь детская поликлиника, была столовая, в которой по карточкам кормили обедами, но без хлеба. В меню почти постоянно было два блюда: крапивный суп и болтушка из ржаной муки, сои, иногда из крупы.
Несмотря на сложное военное время, на сцене Котласского театра шли спектакли, работали библиотеки. В сентябре 1941 года в городе была открыта детская библиотека. И, конечно же, не переставала работать почта, доставляя письма, служа единственным каналом связи между разделёнными войной людьми. Котлашане участвовали в защите Москвы, в прорыве блокады Ленинграда, сражались у стен Сталинграда, громили врага под Курском и Орлом, форсировали Днепр, Дунай и Вислу, Эльбу и Одер. Были на берегах Тихого океана. Участвовали в параде у стен Кремля в 1941-м и прошли победным маршем по Красной площади в июне 1945 года. Освобождали от гитлеровцев Белоруссию, Молдавию, Прибалтику, страны Европы. Сражались в партизанских отрядах. Штурмовали Варшаву, Прагу, Вену, Берлин.
Динамическая пауза. Задание в группах
13 человек, уроженцев котласской земли, и живших в городе, за подвиги в Великую Отечественную войну были удостоены звания Героя Советского Союза.
Соотнесите имена котлашан - героев Советского Союза (1) с иллюстрациями, связанными с их биографическими данными (2).
Герои - котлашане: Кузнецов Николай Герасимович, Бегоулев Борис Петрович, Кожин Павел Петрович, Дементьев Иван Павлович, Коровин Артём Иванович, Харченко Федор Алексеевич, Пелевин Александр Васильевич, Щелкунов Василий Иванович.
Иллюстрации:
Ответы:
1. Кузнецов Николай Герасимович. Тяжелый авианесущий крейсер ВМФ "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов"
2. Бегоулев Борис Петрович. В Великой Отечественной войне участвовал с мая 1942 года начальником хирургического передвижного госпиталя на Калининском, а затем на 1-м, 2-м, и 3-м Белорусских фронтах.
3. Кожин Павел Петрович. Рядовой Кожин в ночь на 13 июля 1944 года одним из первых с группой товарищей форсировал реку Неман в районе города Алитус.
4. Дементьев Иван Павлович. В начале Великой Отечественной войны был призван во флот, на Черное море.
5. Коровин Артём Иванович. Сержант Артём Коровин первым водрузил Красное знамя на государственной границе СССР.
6. Харченко Федор Алексеевич. Старший сержант Фёдор Xарченко был одним из лучших снайперов Волховского фронта.
7. Пелевин Александр Васильевич. В одном из тяжелых боев отделение, которым командовал А. В. Пелевин, получило боевую задачу — на самом ответственном участке сделать для наступающей пехоты и танков проходы в проволочных и минных заграждениях противника.
8. Щелкунов Василий Иванович. На его счету 28 полетов - в основном ночью, с посадками на полевых, наскоро приспособленных аэродромах. А потом небо Польши и Германии.
Работа с документом «Наградной лист Юдина Александра Дмитриевича» (http://kotlaslib.aonb.ru/)
Вопросы к документу:
Где проходили боевые действия? Назовите род войск, в которых находился наш земляк? В чем заключался подвиг Юдина Александра Дмитриевича?
Земляков наших кидало по всем фронтам, и могилы их - в разных землях и странах. Ценой больших потерь досталась нам победа. Из Котласа и района мобилизовано на фронт более 40 тысяч человек. Погибло более 12 тысяч человек. Без вести пропало около 4 тысяч. Подвиг земляков, сложивших свои головы, защищая Отечество, увековечен в памятниках города.
Памятник котлашанам, погибшим в Великую Отечественную войну (http://kotlaslib.aonb.ru/assets/projects/kotl-pam-about.html) (сообщение учащегося об описании памятника, скульпторе).
Стела «Салют Победы» (http://kotlaslib.aonb.ru/assets/projects/kotl-pam-about.html) (сообщение учащегося об описании памятника, скульпторе).
Беседа с классом о памятниках: памятник воинам-фронтовикам и труженикам тыла в поселке Вычегодский, памятный знак к 50-летию победы в Великой Отечественной войне, мемориальная стена в честь котлашан – Героев Советского Союза, памятник труженикам тыла и детям войны.
IV. Что нового вы узнали о Котласе в годы Велико Отечественной войны? Выскажите свое мнение о том, в чем заключается Долг памяти? В каких делах вы можете проявить себя?
Учащиеся могут назвать:
- сбор мемуаров ныне здравствующих ветеранов войны и тех, кто в эти годы трудился в тылу: интервьюирование, сбор и архивирование документальных свидетельств, которыми они владеют (фотографии, письма, документы, справки и т.п.);
- помощь ветеранам в их повседневной жизни, быту, выполнение их житейских поручений;
- поддержка ветеранов в преодолении существующего у многих из них дефицита общения.
Все это и другое из сказанного учащимися можно объединить двумя словами: ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ.
Подводя итоги занятия, можно подчеркнуть, что котлашане свято выполняли свой долг перед Родиной не только участием в борьбе против врага на полях сражений, но и самоотверженным трудом.
Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.