Организация экспериментальной деятельности с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками, Профессия — педагог


На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность. Стремление к постижению и познанию мира заложена в ребенке с раннего детства.

Выдающимся советским психологом Л.С.Выготским было установлено, что детям характерно внутреннее желание воспринимать окружающий мир не со стороны, а изнутри, исследуя его через взаимодействие с ним. Дошкольник  стремиться действовать, ему необходимо применять опыт в деятельности и получить результат. Его любознательность, стремление к самостоятельности, потребность в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Стоит дошкольнику без наблюдения взрослого пойти в умывальную комнату, и он с интересом начинает играть с водой, с мылом; на прогулке найдет увлекательным занятием пройтись по тонкому льду подмерзшей лужи, да и просто измерить ее глубину.

Известный  специалист в области дошкольной педагогике  и психологии Н.Н.Поддьяков  в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. Экспериментальная деятельность побуждает к самостоятельному поиску причин, способствует проявления творчества, удовлетворению познавательного мотива. «…В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения» - пишет в своих работах академик. Поэтому многие отечественные педагоги говорят о необходимости включения дошкольника в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении  им возможности приобретать знания самостоятельно (Л.Н.Прохорова, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.). Эти же подтверждения можно найти и в работе А.И.Савенкова «Маленький исследователь», где исследовательская деятельность рассматривается как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, понимается активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. По мнению академика Н.Н.Поддьякова «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворять присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый выступает не как учитель – наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Однако эксперимент – это не только интересная деятельность для ребенка, но и возможность педагога грамотно направить интерес ребенка для решения педагогических задач в обучении и воспитании.

Структура проведения игры эксперимента

I. Вводная часть

1. Организуется проблемная ситуация. В данной части занятия организуется жизненная ситуация близкая для ребенка. Данная ситуация направлена на выделение познавательной задачи, в ходе которой возникает вопрос: «Почему так происходит?»

Примеры:

  • Средняя группа. В группу приходит зайчонок с грязными руками и щечками. Дети предлагают умыться, но в тазиках только холодная и горячая вода.
  • Старшая группа.  Медвежонок пришел в гости и принес воздушный шарик, чтобы подарить детям. Но случайно выпускает его из лап и шарик улетает.
  • Подготовительная группа. Пришло письмо от Незнайки, в котором он жалуется, что у него сильно заболел зуб, и поэтому не сможет прийти в гости.

2. Предположение о возможных причинах.

Средняя группа. С помощью воспитателя, выдвигается ряд предположений, о возможных причинах данного явления. Для детей 4-5 лет данные предположения комментирует воспитатель. 

Детям старшей группы 5-6 лет предлагается выдвинуть гипотезы через систему наводящих вопросов о ранее изученных свойствах данного материала.

В подготовительной группе дети самостоятельно придумывают возможные причины

Пример: Как найти Мишке пирожки? Пойти в лес и найти корзину с пирожками, купить пирожки в магазине, нарисовать пирожки, слепить из песка. 

Постановка познавательной задачи.

Условия и организация опыта. На данном этапе обговаривается, что из оборудования и материалов нам потребуется. Какие действия необходимо выполнить в ходе опыта.

II. Основная часть (Проверка предположений)

1. Проведение опыта. Практика показывает, что дети 4-5 лет охотно выполняют часть опыта самостоятельно, используя модели, нуждаясь иногда в подсказках воспитателя. Весь опыт организуется игрой. Примеры: Игра «Прятки». Дети прячут игрушку в прозрачной и подкрашенной воде. Игра «Рыбалка». Детям предлагают достать предмет в воде, не намочив руки

2. В старшей и подготовительной группе организуется диалог с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что делаешь? Что предполагаешь получить?». Использовались модели обследования предмета, рабочие листы, алгоритм – схема действий.

3. Получение результата. В ходе этого этапа делается акцент на полученные результаты детей и проверки нашей гипотезы.

Пример: снег стал влажным, можем ли мы построить домик из влажного снега.

4. Формулировка выводов. Помогает сформулировать более четкие и конкретные представления о явлениях природы.

Пример: Лепить можно из влажного снега. Чтобы снег был влажным, необходимо добавить в него воду.

Если в воду добавить краску, вода станет непрозрачной. Спрятать игрушку можно в непрозрачной воде.

III. Заключительная часть

Оформление результатов. Для фиксирования результатов и хода опыта детям 4-5 лет предлагалось наклеивать схемы модули в дневник экспериментатора, в конце года - раскрасить правильный вариант. Детям старшего дошкольного возраста предлагался индивидуальный дневник наблюдения, куда заносились результат. В подготовительной группе использую так же зарисовки. При долгосрочном наблюдении совместно с воспитателем фотографировать стадии, затем разложить их по порядку в дневнике наблюдения.

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе «Пирожки для Мишки».

Материал: кукла – перчатка медведя, песок, лупа, сито, ведерко на каждого ребенка, совочек на каждого ребенка, разнос, детская лейка – 4 шт.

Воспитатель. Ребята, к нам гость пришел. Отгадайте загадку про него.

Зверь лохматый, косолапый,
Он сосет в берлоге лапу.

Дети. Медведь.

Воспитатель. Правильно. Одевает куклу – перчатку.

Здравствуй, Миша.

Медведь. Здравствуйте, ребята.

Кто знает, из какой сказки медведь к нам в гости пожаловал?

Проблемная ситуация.

Медведь. Я пришел к вам из сказки «Маша и Медведь». Попросить у вас помощи.

Воспитатель. Что случилось?

Медведь. Летом Машенька гостит у меня в лесу. Отправила меня Маша отнести пирожки с капустой и с ягодой бабушке и дедушке. А я потерял корзинку с пирожками и не знаю, как мне быть?

Воспитатель. Ребята, как можем помочь Мишке?

Целеполагание (что можно сделать).

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей (купить в магазине, попросить на кухне, пойти искать корзинку в лес, сделать самим)

Постановка познавательной задачи

Давайте поможем Мишке. Слепим пирожки из песка. Согласны?

Выбор и подготовка материала

Воспитатель. Посмотрите, сколько песка? Какого он цвета?

Ответы детей.

Воспитатель. Потрогайте руками, какой на ощупь песок (сухой, сыпучий). Предлагает высыпать горсть песка из руки. Посмотреть, как сыпется.

Воспитатель. Ребята, рассмотрите песок через лупу. Из чего он состоит?

Воспитатель. Песок состоит из камушков и песчинок. Камушки крупные, песчинки мелкие. Для пирожков надо взять песок без камушков. Отделите камушки от песка.

Дети пробуют отделить руками крупные камни.

Воспитатель. Ребята, это можно сделать быстрее. Посмотрите, как с помощью сита отделяют песок от камушков.

Дети просеивают песок в ведерки.

Воспитатель. Теперь у нас чистый песок. Пора лепить. Показывает, как слепить пирожок руками.

Основная часть.

Дети самостоятельно лепят из песка. Сталкиваются с затруднением: пирожки рассыпаются.

Выдвижение новой гипотезы.

Воспитатель. Ребята можно слепить пирожки из сухого песка?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, как из сухого песка сделать влажный песок.

Ответы детей.

Воспитатель. Песок надо смочить с помощью воду из лейки.

Дети берут лейки и смачивают песок в ведерках.

Воспитатель. Пока наш песок становиться влажным, Мишка приглашает поиграть в игру.

Игра с Медведем.  Дети идут по кругу.

Как для Миши и для Маши испечем мы пирожок.
Вот такой ширины, вот такой ужины,
Вот такой низины, вот такой высоты!
Из песочка и водички – бабушке и дедушке!

Воспитатель. Пока мы с Мишкой играли, вода песок увлажнила. Давайте, еще раз попробуем слепить и выложить наши пирожки на противень.

Реализация в действии новой гипотезы.

Дети лепят пирожки. Медведь хвалит каждого ребенка за помощь.

Выводы.

Воспитатель. Сколько пирожков мы слепили. Из какого песка получились пирожки? Как из сухого песка получить влажный песок?

Медведь. Спасибо вам ребята. Мне пора нести пирожки бабушке и дедушке.

Воспитатель перекладывает пирожки в корзинку, закрывает платком, отдает медведю. Говорит, что проводит Мишку до ворот (или просит помощника об этом). Медведь прощается.

Литература.

1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2008.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2005.