Семинар-практикум для родителей «По сказочным тропинкам»

Разделы: Работа с родителями


Цель: содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, книге, помочь родителям понять значимость литературного воспитания детей.

Задачи:

  • расширять представления родителей о роли книг в воспитании ребенка;
  •  стимулировать самообразование родителей;
  • прививать навыки читательской культуры;
  • показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

Материал и оборудование: сундучок с предметами из сказок, поднос с заданиями, надписи: герои сказок, клей, силуэты животных, кисти, салфетки, кофе, нитки, пшено, манка, кондитерский мак, картонная основа.

Ход мероприятия
(родители сидят на стульчиках)

Воспитатель:

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Сказка учит нас добру
И прилежному труду.

- Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги, и чтобы таких книг было много. Они читают малышам вслух, а те сосредоточенно слушают. Однако такая картинка из жизни несколько идеализирована. Сегодня многим детям вообще никто ничего не читает, некоторым от случая к случаю читают что-нибудь по вечерам или в выходные. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие "книжную прививку" в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят. Помните, что совместное чтение – это прекрасная возможность с пользой дела провести вечер в кругу семьи. Кроме того, ребенок успешно овладевает речью только в процессе общения с взрослыми.

Игра для создания положительного эмоционального настроя

Крикните громко и хором, друзья,
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (да)

Воспитатель: - Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться по сказочным тропинкам, увидеть улыбку на лицах и почувствовать магию сказки на себе.

Предлагаю начать путешествие с разминки «Доскажи словечко…»

1.

Возле леса, на опушке,
трое их живет в избушке.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки кто герои этой сказки? (Три медведя.)

2.

Летела стрела и попала в болото,
а в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, простившись с зеленою кожей,
сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)

3.

Всех на свете он добрей,
лечит он больных зверей,
и однажды из болота
вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит
это... (доктор Айболит).

4.

С букварем шагает в школу
деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
в полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (Буратино.)

5.

На сметане" мешен,
на окошке стужен,
круглый бок, румяный бок,
покатился... (Колобок).

6.

Бабушка девочку очень любила,
шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка.)

7.

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)

8.

Он весел и незлобен, этот милый чудачек.
С ним хозяин, мальчик Робин,
и приятель Пятачок.
Для него прогулка праздник.
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник,
медвежонок… (Вини-Пух)

9.

Многим долго неизвестный
стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
мальчик – луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно,
он зовётся… (Чиполлино)

Задание «Волшебный сундучок»

Команда родителей  вынимает вещи (или картинки) и старается определить произведение, из которых они взяты, назвать автора.

1. Телефон («Телефон» К.Чуковского),

2. Монетка («Муха-Цокотуха» К.Чуковский),

3. Мыло, полотенце («Мойдодыр» К.Чуковский),

4. Яблоко («Сказка о мертвой царевне...», «Гуси-лебеди», «Хаврошечка»),

5. Мячик («Наша Таня» А.Барто)

6. Яйцо («Курочка Ряба»),

7. Зеркало  ( «Сказка о мертвой царевне...»),

8. Игла («Царевна-лягушка»).

Задание «Угадай героя»

(воспитатель предлагает родителям отгадать героя из сказки по наводящим вопросам, один родитель сидит напротив других над ним название или картинка героя сказки (н-р, Золушка,) и отгадывает героя)

  • Золушка
  • Карлсон
  • Колобок
  • Лиса

Задание «Вопрос–Ответ»

(вопросы написаны на бумаге и лежат на подносе, родители вынимают, зачитывают и отвечают)

  • Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)
  • Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)
  • Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)
  • Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)
  • Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)
  • Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир)
  • Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм)
  • Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»? (Январь)
  • Какое слово в замке у Снежной королевы собирал Кай? («Вечность»)
  • На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет)

Воспитатель: - Не секрет, что в сказках можно закреплять цвета,  а также и выучить с детьми цифры.

Задание «Сказочная математика»

 Нужно назвать сказки с числительными

(например:

  • «Волк и 7 козлят»,
  • «2 жадных медвежонка»,
  • «3 поросёнка».
  • «12 месяцев»,
  • «Белоснежка и 7 гномов»,
  • «3 орешка для Золушки», 
  • «3 медведя», 
  • «3 богатыря»,  и т.д.).

Пальчиковая гимнастика «Теремок»

На поляне теремок     --------------------------     сделать крышу ладонями над головой.
На дверях висит замок-------------------------    руки сцепить в замок перед грудью.
Из трубы идёт дымок----------------------------   соприкасаться кончиками пальцев по    
очереди, делая колечки.
Вокруг терема забор-----------------------------   перед собой  поставить ладони.
Чтобы не забрался вор-------------------------    хватательные движения руками.
Тук, тук, тук,   тук, тук, тук-----------------------   кулачками друг о друга.
Открывайте, я ваш друг--------------------------  развести руки в стороны.

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам создать картинку  сказочного героя, такого же вы можете создать дома, вместе с малышом.

Воспитатель приглашает родителей выполнить в разной технике изображение фигурок животных (на столах лежат силуэты животных из сказки, родители на картонную основу прикладывают силуэт, намазывают клеем и посыпают различными материалами:

  • заяц - манка,
  • медведь - молотый кофе,
  • волк - нитки,
  • лиса - крашеное пшено,
  • мышка - кондитерский мак )

Воспитатель: - Какие замечательные картинки у вас получились. Думаю, что наша встреча помогла значительно поднять интерес к книге, процессу чтения и желанию анализировать прочитанное произведение. Хочется верить, что вы, родители, сделали первый шаг на пути формирования в малыше интереса к книге, а впоследствии и в воспитании грамотного читателя!

Закончен конкурс,
он у нас рассчитан лишь на час,
но вы читающий народ
любите книгу круглый год.

(воспитатель в конце встречи раздает памятки)

Приложение.

Литература.

  1. Баронова В. «Игровые познавательно-речевые занятия на основе сказок» изд-во Учитель Волгоград, 2016.
  2. Виноградова Е. «Пальчиковые игры» изд-во «Учитель», 2017.
  3. Каришнев-Лубоцкий М.А. «Театрализованные представления для детей школьного возраста» изд-во Владос, 2005.
  4. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет»  изд-во РОСМЭН  2014.
  5. Маршак С., Чуковский К. «100 загадок - 100 отгадок».
  6. Резцова С.В. «Комплексно-тематическое планирование сказочных представлений» изд-во Учитель, 2017.
  7. Танникова Е.Б. «Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок» ТЦ Сфера , 2008.
  8. Шанина С.А. «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка» изд-во Рипол Классик, 2011.
  9. Шиян О.А. «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке» изд-во ЛитРес 2016;
  10. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой» изд-во Сфера, 2007.