В большом толковом словаре русского языка проект дословно с латинского projectus означает выступающий вперед. В словаре приводится несколько значений этого слова:
- проект как разработанный план сооружения, постройки, изготовления или реконструкции чего-либо;
- проект как предварительный текст какого-либо документа;
- проект как план, замысел, намерение [1].
В большой советской энциклопедии метод проектов трактуется как организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов [2].
В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова, метод проектов - система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
Проектная деятельность - естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей [3].
А.В. Хуторской рассматривает метод проектов как форму организации занятий, предусматривающую комплексный характер деятельности всех участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени: от одного урока до нескольких месяцев[4].
По мнению В.В. Гузеева, метод проектов - технология четвертого поколения, обеспечивающая личностно-ориентированное обучение[5].
В технологии индивидуального обучения метод проекта – это комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, предоставляющий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Классификация проектной деятельности
Типология проектов очень разнообразна. На протяжении XX века зарубежные авторы разработали огромное количество классификаций. Приведем примеры основных из них:
У.Х. Килпатрик рассматривает классификацию по двум признакам:
1. по целевой установке
- Созидательный - цель практическое выполнение и использование;
- Потребительский - цель развитие потребительских качеств личности;
- Интеллектуальный - цель развитие мышления;
- Проект - упражнение, направленное на выработку определенных умений и навыков.
2. по количеству участников проекта
- Индивидуальный;
- Групповой [6].
Э.Коллингс рассматривает классификацию проектной деятельности по видам деятельности:
- Игровые проекты - это детские развлекательные занятия, целью которых является участие детей в групповой деятельности;
- Экскурсионные проекты. Целью таких проектов является изучение детьми проблем, вязанных с окружающей средой и общественной жизнью;
- Проекты-рассказы. Также их называют повествовательные проекты. Цель данных проектов заключается в получении удовольствия детьми от рассказов разнообразных формах (письменная, музыкальная, художественная);
- Трудовые проекты направлены на самостоятельное изготовление и получение определенного продукта [7].
В школе имени Линкольна проектную деятельность рассматривают по степени взаимосвязанности учебного материала с опорой на класс:
- Трудовые комплексы - проекты;
- Общественные проекты;
- Проекты, направленные на сравнение и изучение географии;
- Сельскохозяйственные проекты [8].
В классификации О.Декроли (метод центров интересов) деятельность делят по темам изучения:
- Исторические проекты;
- Трудовые проекты;
- Литературные проекты;
- Социальные проекты [9].
Ф.Л. Штоллер классифицирует проектную деятельность следующим образом:
1. По способам сбора и источникам информации
- Исследовательский (работа с библиотечными ресурсами);
- Текстовой (работа с источниками информации, но не с людьми);
- Корреспондентский (сбор информации при помощи писем, факсов, телефонных звонков);
- Обзорный (сбор и обработка данных от других лиц посредством разработанного инструментария);
- Личный (контакты с людьми).
2. По характеру решаемой проблемы:
- Реальный;
- Моделирующий реальные условия, проблемы;
- Основанный на интересах учащихся, независимо от реальной значимости.
3. По характеру координации проекта:
- Структурированный;
- Нестуктурированный;
- Полуструктурированный.
4. По количеству участников проекта:
- Индивидуальный;
- Групповой.
5. По продолжительности проекта:
- Краткосрочный;
- Средней продолжительности (несколько недель);
- Долгосрочный (длящийся в течение семестра);
6. По характеру контактов:
- Внутренний (в рамках класса);
- Внешний (за пределами класса) [10].
Е.С. Полат предлагает систему основных критериев проектной деятельности:
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
- Исследовательские;
- Творческие;
- Ролево-игровые;
- Информационные;
- Практико-ориентированные.
2. По признаку предметно-содержательной области:
- Монопроекты;
- Межпредметные проекты.
3. По характеру контактов:
- Внутренние или региональные;
- Международные.
4. По количеству участников проекта:
- Индивидуальные;
- Парные;
- Групповые.
5. По продолжительности проекта:
- Краткосрочные;
- Средней продолжительности;
- Долгосрочные.
6. По результатам:
- Доклад, альбом, сборник, каталог;
- Макет, схема, план-карта;
- Видеофильм;
- Выставка [11].
А.С. Сиденко классифицирует проекты следующим образом:
1. По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, сборник творческих работ, стенгазета и т.д.);
2. По форме (видеофильм, телепрограмма);
3.По характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный);
4. По профилю знаний (монопроекты - один учебный предмет; межпредметные - несколько учебных дисциплин);
5. По характеру координации (открытая - координатор направляет участников на работу, организует отдельные этапы; скрытая - координатор участвует в проекте как полноправный его участник);
6. По уровню контактов (внутришкольные, межшкольные, региональные, международные);
7. По количеству участников (индивидуальные, групповые, парные);
8. По продолжительности (мини-проекты - укладываются в один урок, либо в часть урока; краткосрочные - проекты, рассчитанные на 1-5 уроков; среднесрочные - рассчитаны на 1-2 месяца; долгосрочные - проекты, проводимые до 1 года);
9. По типу объекта проектирования (морфологический - получение продукта; социальные - направлены на социальные вопросы; экзистенциональные - личностное развитие) [12].
Классификация проектов, предложенная Т.М. Мартыновой.
Первым признаком является уровень творчества, который выделяет следующие виды:
- Исполнительский - данный проект целесообразен на начальном этапе. Так как школьники могут испытывать трудности, им необходимо руководство, рекомендации и наставления учителя. На начальном этапе работы у школьников нет достаточного опыта для самостоятельного поиска информации.
- Конструктивный - данный проект возможен в том случае, когда учащиеся совместно с учителем обсуждают тему, проблему и план решения данной проблемы, после чего самостоятельно выполняют проект.
- Творческим проект является тогда, когда учащиеся самостоятельно выбирают тему, находят проблему и решают ее без чьей-либо помощи, выводя готовый продукт.
По второму признаку классификации проекты делятся на индивидуальные и групповые. При индивидуальной работе присутствуют элементы групповой работы, когда необходимо оценить первоначальные идеи друг друга или при проведении мозгового штурма. При групповой работе учащиеся обсуждают и принимают общее решение, развивают навыки сотрудничества и коллективной ответственности. Осваивают элементы организационной деятельности, которая им необходима при выборе лидера, сотрудника, исполнителя. Также при групповой работе присутствуют разделы, которые необходимо выполнять индивидуально.
Третий признак классификации рассматривается с позиции организации проведения проекта в одном классе, либо в разновозрастных группах. В таких проектах учителю необходимо дифференцировать темы по уровню сложности и уделять особое внимание индивидуальным и возрастным особенностям школьников.
По четвертому признаку классификация делится на следующие виды:
- Монопроекты проекты в рамках одного предмета. Часто работа над такими проектами предполагает последующую индивидуальную или групповую работу во внеурочное время. При работе с данными проектами необходимо четко представлять структуру по каждому уроку. В монопроектах для решения проблемы применяются знания и из других областей, но сама проблема лежит в каком-то определенном знании. Для монопроектов необходимо выбирать наиболее сложные разделы.
- Межпредметные проекты выполняются, как правило, во внеурочное время. Такие проекты затрагивают 2-3 предмета, требуют квалифицированной координации со стороны учителей, слаженной работы между участниками проекта.
- Надпредметный проект в основном носит характер исследования. Выходит, за рамки изучения и содержания школьных предметов, используется в качестве дополнения [13].
Выполнение проектных заданий помогает учащимся видеть практическую пользу предметов, повышает интерес, учит учащихся применять полученные знания на практике. Все это способствует качеству знаний, формирует творческий потенциал и развивает мотивированность учащихся.
Для того чтобы учащиеся научились самостоятельно находить решение поставленной перед ними проблемы, им необходимо овладеть определёнными навыками:
- Интеллектуальными - умение работать с информацией, делать выводы, находить суть и смысл, анализировать, работать с различной литературой;
- Творческими - умение учащимися генерировать идеи, находить варианты решения проблемы, прогнозировать результаты;
- Коммуникативными - умение говорить и слушать, вести дискуссии, умение излагать собственные мысли, находить компромисс, отстаивать свою точку зрения.
В проектной деятельности существует большое количество классификаций, все они в большей степени схожи между собой. Мы считаем, что в работе со студентами более целесообразным будет придерживаться классификации Е.С.Полат. В классификации выделяются 6 основных признаков: по доминирующему в проекте методу или виду деятельности; по признаку предметно-содержательной области; по характеру контактов; по количеству участников проекта; по продолжительности проекта; по результатам.
Список использованных источников.
- Большой толковый словарь русского языка/ Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб., 1998. — 1536 с.
- Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Словарь по педагогике: междисциплинарный/Под ред. Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова - М., 2005.
- Хуторский А.В. Компетенции в образовании // Опыт проектирования: Сб. научн. тр. - М.: ИНЭК, 2007. - 327 с.
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000. - 240 с.
- Кильпатрик В. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. — Л.: Брокгауз-Ефрон. — 1925. — 43 с.
- Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов - М., 1926.
- Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. - М., 1972. - Гл. 4-5.
- Декроли О. История зарубежной дошкольной педагогики: Школа и воспитание : программа -метод - центры интересов 1986 г.
- Штоллер Ф. 1997. Проектные работы, средство содействия содержание языка. Английский Учебный форум, 35, 4, стр 2 - 9.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Academia. - 2000. - с. 171.
- Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
- Мартынова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 1999. - 4- С.19-21.