Краткосрочный курс формирования метапредметного умения "Интерпретация текста"

Разделы: Русский язык


Категория учащихся, для которой предназначена данная программа

7 класс

Количество часов

6

Организационные условия реализации программы:

  • режим проведения
  • место реализации программы

Краткосрочный курс
Кабинет русского языка и литературы №41

Ожидаемые результаты реализации программы: наименование ожидаемого (метапредметного) результата реализации программы

Умение задавать вопросы исследовательского характера, позволяющие интерпретировать содержание текста, и отвечать на них.

Объекты оценивания

Вопросы и ответы участников испытания

Вопрос считается исследовательским, если
- относится к данному тексту (не требует при ответе дополнительной информации);
- в себе непонимание задающего вопрос (обнаруженную странность, неожиданность, противоречие, несоответствие, непонимание);
- предполагает односложный ответ или очевидный ответ, заставляет отвечающего отвечающий всерьез задуматься, в ответе открыть что-то новое в отношении данного текста (интерпретировать видеотекст);
- является вопросом к тексту, а не к его интерпретации.
Вопрос может относиться к действиям персонажей, к цвету, свету, музыке, словам автора, условиям, другим элементам видеотекста.

Хорошим считается ответ, который
- является ответом на заданный вопрос,
- содержит суждение и его обоснование, т.е. суждение проиллюстрировано примерами из видеотекста (ссылкой на действия персонажей, музыку, цвет, свет и т.д.)
Вопросы оцениваются списком. Список должен состоять из 5 исследовательских вопросов. Списки вопросов составляются каждым учеником индивидуально в течение 10 минут.
Ответы оцениваются индивидуально в ходе групповой работы
Учащимся предлагается видеотекст – мультфильм продолжительностью до 5 минут.

ТЗ для учащихся

Модуль 1. Индивидуальный уровень. Подготовьте не менее 5 исследовательских вопросов к видеофильму. Вопросы запишите в виде списка на листе бумаге в течение 10 минут.
Модуль 2. Групповой уровень.
Задайте исследовательские вопросы другим группам и ответьте на вопросы других групп. Обязательное условие: каждый ответ – новый отвечающий. Ответ могут дополнить другие участники группы и получить дополнительный балл.

Критерии и показатели их оценки (критерии оценки деятельности учащихся)

Критерии оценивания вопросов

Показатели

Баллы

Вопрос

  • относится к данному тексту (не требует при ответе дополнительной информации);
  •  содержит в себе непонимание задающего вопрос (обнаруженную странность, неожиданность, противоречие, несоответствие, непонимание);
  •  не предполагает односложный ответ или очевидный ответ,
  • заставляет отвечающего отвечающий всерьез задуматься, в ответе открыть что-то новое в отношении данного текста (интерпретировать видеотекст);
  • является вопросом к тексту, а не к его интерпретации.

1

Вопрос отвечает характеристикам показателя 1, но сформулирован неконкретно. (Требуется доп. пояснения, у отвечающих возникают затруднения при ответе)

0,5

Вопрос не отвечает характеристикам показателя 1

0

Критерии оценивания ответов

Показатели

Баллы

Ответ

  • содержит суждение по заданному вопросу,
  • не содержит противоречий, не требует дополнительных пояснений
  • содержит суждение и его обоснование, т.е. суждение проиллюстрировано примерами из видеотекста (ссылкой на действия персонажей, музыку, цвет, свет и т.д.)

1

Ответ содержит суждение по поводу заданного вопроса, в ответе присутствует противоречие или требуются дополнительные пояснения или суждение недостаточно обосновано.

0,5

Ответ не отвечает характеристикам показателя 1

0

Процедура оценивания

Процедура оценивания задавать вопросы исследовательского характера, позволяющие интерпретировать содержание текста, и отвечать на них в течение двух последних занятий в рамках программы краткосрочного курса.

Процедура проводится в классной комнате с компьютером, проектором и экраном для просмотра видеотекста и партами в количестве не менее 8 штук.

Процедура проводится во внеурочное время в течение 90 минут, в том числе:

Техническое задание и критерии оценивания распечатываются заранее для каждого ученика и выдаются перед процедурой оценивания.

1.Установка на проведение испытания (5 минут).

2. Первый просмотр видеотекста (5 минут).

3. Обсуждение текста в группах (5 минут).

4. Второй просмотр видеотекста (5 минут).

5. Индивидуальная работа – подготовка перечня вопросов (15 минут).

6. Работа в группах. Игра «Вопрос – ответ». По 4 пары вопросов – ответов. На подготовку ответа группе дается 0,5 минуты. Ответы могут быть дополнены 1 раз другими участниками работы группы. Обязательное условие - каждый ответ – новый отвечающий. После каждого вопроса–ответа – экспертная фиксация баллов «0» или «0,5» или «1» (45 минут).

7. Оценивание результатов работы и предъявление результатов (10 минут).

Оценивание результатов работы проводят педагоги, участвующие в реализации данного проекта.

Для проведения рефлексии учащимся предлагается индивидуально ответить на следующие вопросы:

  • Над каким умением ты работал в ходе данного курса?
  • Что вызвало затруднение при выполнении задания?
  • Что бы ты хотел изменить в программе данного курса?
  • Что больше всего понравилось на занятиях?
  • Содержание программы:
  • Описание замысла программы (краткая аннотация)

Краткосрочный курс «Интерпретация текста» рассчитан на учащихся 7 классов и направлен на формирование умения задавать вопросы исследовательского характера, позволяющие интерпретировать содержание текста, и отвечать на них.

План реализации программы (в форме таблицы).

Название раздела

часы

Содержание и формы деятельности

Объект оценивания

1

Вводная диагностика

1

Просмотр и обсуждение в группах видеотекста.
Проверка задавать вопросы исследовательского характера, позволяющие интерпретировать содержание текста, и отвечать на них. Самостоятельная индивидуальная работа

Списки исследовательских вопросов к видеотексту

2

Отработка понятия «исследовательский вопрос» и особенности ответа на него

1

Понятие об исследовательском вопросе. Анализ вопросов входной диагностики.
Правила формулирования исследовательских вопросов.
Правила формулирования ответов на исследовательский вопрос.
Фронтальная и групповая работа

 

«Памятка» по составлению исследовательских вопросов.
«Памятка» по формулированию ответов на исследовательский вопрос

4

Промежуточный мониторинг и коррекция

2

Проверка задавать вопросы исследовательского характера, позволяющие интерпретировать содержание текста, и отвечать на них.
Игра «Вопрос-ответ», Групповая работа. Выявление и анализ типичных ошибок. Устранение выявленных проблем

Устные исследовательские вопросы и ответы групп по просмотренному видеотексту

5

Процедура оценивания

2

Проверка задавать вопросы исследовательского характера, позволяющие интерпретировать содержание текста, и отвечать на них.
Самостоятельная индивидуальная и групповая работа на личный результат, рефлексия

Списки исследовательских вопросов к видеотексту и устные ответы по просмотренному видеотексту

Материалы для реализации программы (учебные, дидактические, методические).

  • Три варианта видеотекстов.
  • Распечатки технических заданий критериев оценивания.
  • Электронные презентации для обучения: «Понятие об исследовательском вопросе», «Правила формулирования ответов на исследовательский вопрос».
  • Мультфильмы «Птицы», «Kiwi», «Вне поля зрения»

 Необходимое ресурсное обеспечение реализации программы.

Компьютер, проектор и экран для просмотра видеотекста и парты в количестве не менее 8 штук, листы бумаги, фломастеры, карандаши, ручки.

Использованная литература.

1. Смысловое чтение в основной школе: формирование и оценка метапредметных результатов./ Под общ. ред О.С.Таизовой; Институт развития образования Пермского края. – Пермь: Изд-во «ОТ и ДО», 2016.