Обоснование выбора.
Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных ситуаций побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли донести знания до учащихся как можно интереснее и доступнее. Одной из таких форм является урок – обобщения и систематизации знаний, на котором школьники сами находят способы решения квадратных уравнений, обсуждают их решение, решают задачи с помощью уравнений, учатся критически мыслить, анализировать, узнают интересные факты из истории Архангельской области.
Методы обучения на уроке:
- математические методы – моделирование, использование математического языка;
- методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
- методы педагогики – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
- информационные методы - использование презентации PowerPoint.
Место урока в тематическом планировании и системе уроков.
Преподавание ведётся по учебнику «Алгебра - 8», под редакцией С.А. Теляковского. В учебнике отдельно рассматриваются темы «Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена», «Решение квадратных уравнений по формуле», «Теорема Виета», «Графический способ решения уравнений», «Решение задач с помощью уравнений». Данный урок позволяет обобщить все ранее изученные способы, так как к его проведению они умеют решать уравнения различными методами. В 9 классе после изучения темы: «График квадратичной функции» эта работа будет продолжена.
Форма организации деятельности учащихся.
Индивидуальная, парная, групповая работа. Организация индивидуальной деятельности позволяет учитывать способности и образовательные потребности каждого, а коллективная деятельность оказывает помощь каждому учащемуся в успешном освоении учебной программы.
Результат деятельности учащихся.
Результатом деятельности учащихся на уроке является понимание сути различных способов решения квадратных уравнений, осознанный и вдумчивый подход к анализу, поиску новых способов. Открытия для себя нового, осознание чувства сопричастности к общему успеху.
Цель урока: обобщение темы: «Квадратное уравнение».
Образовательные задачи урока:
систематизировать знания, отработать умение находить арифметический корень из числа, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений, расширить и углубить представления учащихся о решении уравнений, организовать поисковую деятельность учащихся при решении квадратных уравнений и задач, создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.
Развивающие задачи урока:
- развивать математическое мышление, память, внимание;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;
- развивать коммуникативные навыки;навыки самостоятельной работы;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- привить любовь к предмету, желание познать новое.
Воспитательные задачи урока:
- воспитывать культуру умственного труда;
- воспитывать культуру коллективной работы;
- воспитывать информационную культуру;
- воспитывать потребность добиваться успехов в приобретении знаний;
- воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля, развитие самостоятельности и творчества.
Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная работа, парная работа, взаимопомощь, групповая (коллективная) деятельность.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: Компьютер, мультимедийная установка, презентация, листы учета знаний, карточки.
Ход урока
Структура и содержание |
Методы и приемы |
Время |
1. Введение. Организационный момент. Предъявление темы и постановка задач урока. |
Рассказ. | 2-3 мин. |
2. Обобщение и систематизация знаний. Устная работа. Фронтальный опрос. |
Объяснительно-иллюстративный метод. Беседа. |
5-7 мин. 2 мин. |
Работа в группах. Защита у доски.
Самостоятельная работа |
Исследовательский метод, Коллективный поиск. | 15 мин.
15 мин. |
3. Домашнее задание. | Инструктаж учителя. | 2 мин. |
4. Итог урока. | Фразеологизм. | 3 мин. |
5. Рефлексия. |
|
45 мин. |
Конспект урока
Действие учителя | Действие учащихся |
I. Введение. Организационный момент. Презентация. Слайд №1
Цели урока:
|
Внимательно слушают. |
2. Обобщение и систематизация знаний. Устная работа. Презентация. Слайды №2-4 В 2017 году Архангельской области исполняется √6400 лет. |
Учащиеся устно извлекают корни, при этом узнают новые факты из истории Архангельской области |
3. Фронтальный опрос Сформулируйте определение квадратного уравнения. (Квадратным уравнением называется уравнение вида ax2 + вх + с = 0, где а,в,с – заданные числа, а≠ 0, х – неизвестное). Х= Какое уравнение называется приведенным квадратным уравнением? (Квадратное уравнение |
Учащиеся поочередно отвечают на поставленные вопросы. Каждый ученик может ответить только один раз. |
Из истории Архангельской области. Презентация. Слайд №5 Центр атомного судостроения г.Северодвинск; космодрои Плесецк. Решение уравнений и задач. Работа в группах.
Найдите два натуральных числа, одно из которых на 10 больше другого. Сумма квадрата первого и увеличенного в 10 раз второго равна 500. х²- 23х + 126 = 0 Слайд №7. Космодром Плесе́цк. Изюминка «Ангары» — модульный принцип. Из пяти модулей получается тяжелая «Ангара-5» грузоподъемностью 25 т. В прямоугольном треугольнике один катет меньше гипотенузы на 2 см, а другой – на 1 см. Найдите гипотенузу. Выполнение заданий самостоятельной работы. Презентация. Слайд № 8. |
Ученики пишут в тетради. Затем один ученик выходит к доске и предлагает решение. (Работа в группах). |
Самостоятельная работа 1 вариант №1. Решив уравнение, вы найдетескорости ракет на взлете и в полете: х² - 6х +8=0 №2.
Одна из сторон прямоугольникана 6 см больше другой, а его площадь равна 216 см². 2 вариант. №1. Решив уравнение, вы найдетенадводную и подводную скорости лодки: х² - 45х + 450=0 №2.
Одна из сторон прямоугольникана 2 см меньше другой, а его площадь равна 120 см². |
Ученики выполняют самостоятельную работу. |
Проверь себя… Презентация. Слайд № 9 №1.(1 в) №1.(2 в) №2. (1 в) 12 и 18 №2. (2 в) 10 и 12 |
|
3. Домашнее задание. 4. Итог урока. Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня
|
По ответам своих задач ученики узнают интересные физические свойства ракет и подводных лодок. |
Выставление оценок. Звенит звонок. |
Ученики заполняют листы учета своей деятельности на уроке. Сдают листы учета знаний учителю. |
Лист учета знаний.
Устный счет |
Работа в группах |
Самостоятельная работа |
Итог |
|
|
|
|
Список использованной литературы.
- Алгебра. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2007.
- В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса. М.: Просвещение, 2001.
- Ковалева Г.И. Уроки математики в 8 классе. Поурочные планы. Часть 2. Волгоград: Гринина Е.С., 2003. -64с.
- Интернет-ресурсы.