Решение квадратных уравнений по материалам Архангельской области

Разделы: Математика


Обоснование выбора.

Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных ситуаций побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли донести знания до учащихся как можно интереснее и доступнее. Одной из таких форм является урок – обобщения и систематизации знаний, на котором школьники сами находят способы решения квадратных уравнений, обсуждают их решение, решают задачи с помощью уравнений, учатся критически мыслить, анализировать, узнают интересные факты из истории Архангельской области.

Методы обучения на уроке:

  • математические методы – моделирование, использование математического языка;
  • методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
  • методы педагогики – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
  • информационные методы - использование презентации PowerPoint.

Место урока в тематическом планировании и системе уроков.

Преподавание ведётся по учебнику «Алгебра - 8», под редакцией С.А. Теляковского. В учебнике отдельно рассматриваются темы «Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена», «Решение квадратных уравнений по формуле», «Теорема Виета», «Графический способ решения уравнений», «Решение задач с помощью уравнений». Данный урок  позволяет обобщить все ранее изученные способы, так как к его проведению они умеют решать уравнения различными методами. В 9 классе после изучения темы: «График квадратичной функции» эта работа будет продолжена.

Форма организации деятельности учащихся.

Индивидуальная, парная, групповая работа. Организация индивидуальной деятельности позволяет учитывать способности и образовательные потребности каждого, а коллективная деятельность оказывает помощь каждому учащемуся в успешном освоении учебной программы.

Результат деятельности учащихся.

Результатом деятельности учащихся на уроке является  понимание сути  различных способов решения квадратных уравнений, осознанный и вдумчивый подход к анализу, поиску новых способов. Открытия для себя нового, осознание чувства сопричастности к общему успеху.

Цель урока: обобщение темы: «Квадратное уравнение».

Образовательные задачи урока:

систематизировать знания, отработать умение находить арифметический корень из числа, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений, расширить и углубить представления учащихся о решении уравнений, организовать поисковую деятельность учащихся при решении  квадратных уравнений и задач, создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.

Развивающие задачи урока:

  • развивать математическое мышление, память, внимание;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;
  • развивать коммуникативные навыки;навыки  самостоятельной  работы;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • привить любовь к предмету, желание познать новое.

Воспитательные задачи урока:

  • воспитывать культуру умственного труда;
  • воспитывать культуру коллективной работы;
  • воспитывать информационную культуру;
  • воспитывать потребность добиваться успехов  в приобретении знаний; 
  • воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля, развитие самостоятельности и творчества.

Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная работа, парная работа, взаимопомощь, групповая (коллективная) деятельность.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: Компьютер, мультимедийная  установка, презентация, листы учета знаний, карточки.

Ход урока

Структура и содержание

Методы и приемы

Время

1. Введение.

Организационный момент.

Предъявление темы и постановка  задач урока.

Рассказ. 2-3 мин.

2. Обобщение и систематизация знаний.

Устная работа.

Фронтальный опрос.

 

Объяснительно-иллюстративный метод.

Беседа.

 

5-7 мин.

2 мин.

Работа в группах. Защита у доски.

 

Самостоятельная работа

Исследовательский метод, Коллективный поиск.

15 мин.

 

15 мин.

3. Домашнее задание. Инструктаж учителя. 2 мин.
4. Итог урока. Фразеологизм. 3 мин.

5. Рефлексия.

 

45 мин.

Конспект урока

Действие учителя

Действие учащихся

I. Введение. Организационный момент.

Презентация. Слайд №1

Сухие строки уравнений -
В них сила разума влилась.
В них объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь.
Л.М.Фридман

Цели урока:

  • образовательная – формирование умения систематизировать и ориентироваться в полученных знаниях, свободно владеть ими.
  • воспитательная – формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
  • развивающая – развитие внимания, памяти, познавательного интереса к предмету, умения рассуждать и аргументировать свои действия.

 

 

 

Внимательно слушают.

2. Обобщение и систематизация знаний.

Устная работа. Презентация. Слайды №2-4

В 2017 году Архангельской области исполняется √6400 лет.
Указом царя Петра I от 9√4 (18) декабря 1708 года была образована Архангелогородская губерния.
√29² (29)мая 1719 Архангелогородская губерния была разделена на четыре провинции, одной из которых, стала Архангельская провинция.
Указом императрицы Екатерины II от 5√25 (25)января 1780 года было образовано Вологодское наместничество, в состав которого вошла территория современной Архангельской области.
В (√1800 - √4) (√1800 + √4) (1796) году в Архангельскую губернию.
2√49 (14) января 1929 года Архангельская губерния была упразднена и вошла в состав Северного края. 
√529 (23) сентября 1937 года Северная область была упразднена путем разделения на Архангельскую и Вологодскую области.

 

 

 

Учащиеся устно извлекают корни, при этом узнают новые факты из истории Архангельской области

3. Фронтальный опрос

Сформулируйте определение квадратного уравнения. (Квадратным уравнением называется уравнение вида ax2 + вх + с = 0, где а,в,с – заданные числа, а≠ 0, х – неизвестное).
Как взаимосвязаны дискриминант и корни квадратного уравнения? Чему равны корни квадратного уравнения? (При вычислении корней квадратного уравнения необходимо знание дискриминанта:

Х=

Какое уравнение называется приведенным квадратным уравнением? (Квадратное уравнение
называется приведенным, если первый коэффициент равен 1).

 

 

Учащиеся поочередно отвечают на поставленные вопросы. Каждый ученик может ответить только один раз.

Из истории Архангельской области. Презентация. Слайд №5

Центр атомного судостроения г.Северодвинск;  космодрои Плесецк.
Широко известен факт прорубания окна в Европу в районе современного Санкт-Петербурга. Однако, мало кто знает, что первая «форточка» была приоткрыта в Николо-Корельском монастыре Архангельской губернии (современное наименование - город Северодвинск).

Решение уравнений и задач. Работа в группах.
Слайд №6.
На территории области, в городе Северодвинске находится Центр атомного судостроения России.
К-560 «Северодвинск» — российская многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами 4-го поколения,

  • максимальная длина: 120 м
  • ширина: 14 м 
  • высота: 9 м
  • предельная глубина погружения: 600 метров

Найдите два натуральных числа, одно из которых на 10 больше другого. Сумма квадрата первого и увеличенного в 10 раз второго равна 500.

х²- 23х + 126 = 0

Слайд №7.

Космодром Плесе́цк.

 Изюминка «Ангары» — модульный принцип. Из пяти модулей получается тяжелая «Ангара-5» грузоподъемностью 25 т.

В прямоугольном треугольнике один катет меньше гипотенузы на 2 см, а другой – на 1 см. Найдите гипотенузу.

Выполнение заданий самостоятельной работы.

Презентация. Слайд № 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики пишут в тетради. Затем один ученик выходит к доске и предлагает решение. (Работа в группах).

Самостоятельная работа

1 вариант

№1. Решив уравнение, вы найдетескорости ракет на взлете и в полете:

х² - 6х +8=0

№2. Одна из сторон прямоугольникана 6 см больше другой, а его площадь равна 216 см².
Найдите стороны прямоугольника.

2 вариант.

№1. Решив уравнение, вы найдетенадводную и подводную скорости лодки:

х² - 45х + 450=0

№2. Одна из сторон прямоугольникана 2 см меньше другой, а его площадь равна 120 см².
Найдите стороны прямоугольника.

Ученики выполняют самостоятельную работу.

Проверь себя…

Презентация. Слайд № 9

№1.(1 в)
Скорость на взлете ≈ 2 км/с
Скорость в полете ≈ 4 км/с

№1.(2 в)
Надводная скорость ≈ 16 узлов
Подводная скорость ≈ 31 узел

№2.  (1 в) 12 и 18
Сумма этих чисел ≈
количеству запусков ракет в год.

№2. (2 в)  10 и 12
Произведение этих чисел≈
максимальной длине лодки.

 

3. Домашнее задание.

4. Итог урока.

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня

  • Шевелить мозгами
  • Краем уха
  • Хлопать ушами

 

По ответам своих задач ученики узнают интересные физические свойства ракет и подводных лодок.

Выставление оценок.

Звенит звонок.

Ученики заполняют листы учета своей деятельности на уроке.

Сдают листы учета знаний учителю.

Лист учета знаний.

Устный счет

Работа в группах

Самостоятельная работа

Итог

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Алгебра. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2007.
  2. В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса. М.: Просвещение, 2001. 
  3. Ковалева Г.И. Уроки математики в 8 классе. Поурочные планы. Часть 2. Волгоград: Гринина Е.С., 2003. -64с.
  4. Интернет-ресурсы.