Специфика работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми с нарушением зрения и речи

Разделы: Логопедия


Одно из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения является коррекционно-педагогическая работа с воспитанниками с нарушениями зрения и речи, основанная на тесном сотрудничестве специалистов, в частности тифлопедагога и логопеда. В детском саду функционируют две коррекционные группы. Это старше-подготовительная к школе группа (14 воспитанников) и младше-средне (13 воспитанников). У детей разнообразные зрительные диагнозы: гиперметропия, миопия, астигматизм, амблиопия, косоглазие. Один ребёнок  инвалид по зрению. Из общего количества детей 71%, нуждаются в коррекционной помощи логопеда.

Взаимодействие педагогов ДОУ основывается на следующих принципах:

  • Единство диагностики и коррекции развития с опорой на данные комплексного обследования специалистов;
  • Учёт возрастных особенностей и особенностей структуры  нарушений зрения и речи;
  • Деятельный подход к развитию психических процессов и личности ребёнка в разных видах деятельности (предметная, игровая , конструктивная, изобразительная, трудовая);

 Коррекционная работа с детьми с ОВЗ поводится по следующим направлениям:

  1. Диагностическое  направление. Это углубленное обследование детей в начале учебного года, которое устанавливает степень сложности дефектов. В конце учебного года проводится диагностика с целью усвоения воспитанниками пройденного материала. Диагностика проводится всеми специалистами. С результатами родителей знакомим  индивидуально.
  2. Профилактическое  направление, которое включает:
    1. Просвещение родителей, воспитателей, специалистов;
    2. Организация семинаров практикумов;
    3. Групповые и индивидуальные консультации;
    4. Родительские собрания;
    5. Педагогические совещания и советы;
    6. Размещение информации в родительских уголках;
  3. Коррекционно-развивающее направления:
    1. Организация индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий специалистами с детьми с ОВЗ;
    2. Организация комплексных и интегрированных занятий  тифлопедагога и логопеда;
    3. Направление детей с ОВЗ к узким специалистам;
    4. Направление детей на ПМПК ;
    5. Консультирование педагогов и родителей по возникающим проблемам;
    6. Организация развивающей среды в кабинетах специалистов и в группах;
    7. Организация и работа в коррекционно-развивающих уголках групп;

Воспитанники со зрительными патологиями часто имеют те или иные нарушения речи, которые объясняются недостатками зрительного восприятия. Нечёткость узнавания предметов, их форм, признаков, создают неблагоприятные условия для формирования речи. Трудности в соотнесении образа и слова затрудняют накопления словаря, формирование обобщающих понятий, что приводит к нарушению структурных компонентов языка. Кроме того, зрительный дефект значительно снижает двигательную активность, затрудняет ориентировку в пространстве. Все это сказывается на развитие познавательной  деятельности детей и становление речи.

Таким образом, коррекционная работа с детьми с нарушениями зрения и речи требует взаимодействия тифлопедагога и логопеда.
С чего же мы начинаем совместную коррекционную работу? Это, в первую очередь, углубленное обследование детей в начале учебного года, которое устанавливает степень сложности первичных и вторичных отклонений.

Имея на руках данные медицинских диагнозов, объективные результаты обследования тифлопедагогом и логопедом в сентябре на ПМПк ДОУ, где присутствуют специалисты, врач-окулист, медсестра-ортоптистка, заведующая, намечаем основные направления коррекционной работы с детьми, пути их реализации.

А это: медико-восстановительная и коррекционно-педагогическая работа с детьми в тесном контакте с родителями.

Медицинско-восстановительную работу возглавляет врач-окулист и медсестра-ортоптистка.

Врач  дает рекомендации тифлопедагогу по организации рабочего места, по объему зрительной нагрузки, включая конкретные наглядные пособия с учетом зрительного диагноза каждого ребенка и др. Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога и логопеда проводится на основе единой адаптированной образовательной программы ДОУ, которая составляется к началу учебного года, где учитываются  основные направления коррекционной работы:

  • Развитие зрительного восприятия;
  • Развитие  осязания и мелкой моторики рук;
  • Формирование умений в ориентировке в пространстве;
  • Коррекция нарушения  речи;
  • Развитие социально-бытовой ориентировки;

Основной формой организации тифлопедагогического и логопедического процесса являются индивидуальные и подгрупповые занятия  с воспитанниками, которые чаще всего проводим в игровой форме в специально оборудованных кабинетах, где создали необходимую предметно-развивающую среду, а каждому ребенку обеспечиваем личностно-ориентированный подход.В практике своей работы  также используем проведение комплексных и интегрированных занятий, которые проводим совместно. При этом каждый проводит свою часть занятия, а в это время другой оказывает помощь детям в выполнении заданий.

В коррекционной работе тифлопедагог использует рекомендации логопеда, а логопед советы тифлопедагога.  Например, решая задачи речевого развития, логопед включает задачи формирования полисенсорного опыта познания, уточнения и обогащения представлений и образов окружающей действительности не только при включении зрительного, но и других видов анализаторов, таких, как тактильно-двигательного («Найди в волшебном телевизоре предмет круглой формы»), зрительно-двигательного («Проведи дорожку от утенка к маме утке»), зрительно-осязательного («Погладь котёнка и скажи, какая у него шёрстка»), зрительно-слухового («Найди  глазами место, откуда звучит дудочка»).

При проведении занятий по дифференциации звуков логопед использует задачи на формирование ориентировки в пространстве. Например, при дифференциации звуков [ш], [с] дети выкладывают на листе бумаги картинки со звуком [ш] в правом верхнем углу, а со звуком [с] в левом нижнем углу листа.

Согласно рекомендациям тифлопедагога дети объединены  в подгруппы не только с учетом речевого развития, но и с учетом зрительного диагноза.

В свою очередь по рекомендации логопеда тифлопедагог в своей работе решает задачи речевого развития, тем самым выполняя работу по взаимодействию специалистов. Например, при развитии ориентировки в пространстве тифлопедагог составляет маршрут, по которому дети ищут необходимые игрушки, проговаривая не только маршрут движения, но и отрабатывают автоматизацию звуков, четко проговаривая слова. При изучении лексических тем, тифлопедагог проводит работу по развитию связной речи: разучивает чистоговороки, скороговорки, работает над формированием грамматического строя речи, проводя такие упражнения, как «Кто где находится?», «Кто как голос подаёт?» и т.д.
К раздаточному и демонстрационному материалу предъявляем требования, разработанные кандидатом медицинских наук Григорян Л.Н.
Коррекционную направленность наших занятий определяют:

  1. Острота зрения детей. (Знакомит тифлопедагог 1 раз в месяц)
    От этого зависит прямым образом размер индивидуальных пособий
  2. Использование крупной  демонстрационной  наглядности ( 15- 25см);
  3. Использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации и рассматривании объектов.
  4. Преобладание пособий красного, оранжевого, желтого, зелёного цветов;
  5. Использование подставок, позволяющих рассматривать объекты, включая  крутящиеся.

Весь дидактический и наглядный материал, используемый нами  на занятиях является  предметным,  из реального мира (свежие овощи, фрукты и т.д., а также муляжи, картинки). Цвета объектов  подбираем яркие и красочные.

Детям с диагнозом  расходящегося  косоглазия  материал представляем в вертикальном  изображении (на мольберте), а при сходящемся -  в горизонтальном (на подставке).

В силу нарушенного зрения дети лучше воспринимают заполненные силуэтные изображения, чем контурные, поэтому  учим детей распознавать  силуэты и контуры, используя разнообразные игры («Кто спрятался под кустиком в лесу») и др.

На всех занятиях обязательно включаем гимнастику для глаз для снятия зрительного напряжения.

Это гимнастики со стихотворным, наглядным материалом, с использованием настенных тренажеров и ИКТ.

В коррекционной работе  большое внимание уделяем развитию моторики рук, которая сочетается с решением других коррекционных задач, например, таких как зрительное восприятие. Материалом для данного упражнения служат небольшие кольца пяти цветов. В упражнении детям предлагаем выполнить разные задания (надеть красное кольцо на большой палец). В зависимости от возраста детей варианты упражнения усложняются: вводится макет руки, набор других колец. (Cу-джок-массажор)

Особое внимание в этом направлении уделяем и пальчиковой гимнастике. Своими руками был изготовлен стол для работы с песком. Мы пришли к выводу, что нашим детям лучше работать с манной крупой.

Главным  приемом в работе с детьми считаем прием обследования предметов, игрушек двумя руками с целью знакомства, расширения знаний и речи для развития предметно-практической деятельности. С этой целью изготовлено пособие «Волшебный телевизор».

Как уже было ранее сказано, что всю работу в соответствии с новыми требованиями в реализации ФГОС мы строим в тесном партнёрстве с родителями.

Так как у наших детей нарушены зрение, а у многих и речь, то родители воспринимают это с большой тревогой, поэтому стараемся проявлять человеческое умение успокоить родителей, посочувствовать и вместе с тем практически помочь родителям, тем самым развить дух плодотворного сотрудничества.

Любое, даже небольшое мероприятие тщательно готовим, будь то небольшая консультация или оформление ширмы, так как считаем, что главное в партнёрстве с родителями  качество.

Мы используем разнообразные формы работы:

  • Анкетирование, опросы;
  • Индивидуальные, подгрупповые встречи консультации («Компьютер: вредные для здоровья факторы», «Как правильно проводить артикуляционную гимнастику») Консультативная работа проводится несколькими специалистами одновременно (например: тифлопедагог и логопед и т.д.). Это позволяет  значительно облегчить работу, даёт быстрый положительный  результат.
  • Оформление ширм, стендов папок. («Профилактика нарушения зрения», «Для чего нужен логопед» и др.)
  • Мастер классы «Как правильно проводить артикуляционную гимнастику», «Использование дидактических игры для развитие зрения».
  • Проведение групповых родительских собраний как тематических, гак и итоговых.
  • На сайте детского сада размещаем свою информацию («Кто такой тифлопедагог»),
  • Использование ИКТ («Зрительные гимнастики для глаз», «Игры для тигры»

Выявив творческие способности  каждого родителя мы привлекаем их к разнообразной практической помощи:

  • В проведении занятий и праздников
  • В организации и оформлении выставок, конкурсов

По результатам анализа 2016-2017 учебного года можно отметить, что из 8 детей офтальмологической группы у 5 воспитанников речь полностью восстановилась, а у 3 воспитанников  значительно улучшилась.

Что касается детей с нарушением зрения, то можно сделать вывод, что из 10 выпускников у 6 детей полное выздоровление, у 3 детей значительное улучшение зрения, а у 1 ребёнка без изменения (инвалид по зрению).

Таким образом, спецификой  совместной коррекционной работы логопеда и тифлопедагога является использование вышеперечисленных приёмов и методов, с помощью которых осуществляется всестороннее развитие воспитанников с нарушениями зрения и речи.