Сценарий учебного занятия по теме «Биологически активные вещества»

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Технологическая карта урока (Приложение 1)

Этап контроля

Цель. Создать условия для повторения изученной темы и определения пробелов в знаниях.

Ученики выполняют тестовые задания за компьютером и задания, предложенные в рабочем листке (Приложение 2), сверяют с образцом.
Учитель корректирует выполнение работы. (Слайд 1)

Презентация

Задачи:

1. В молекуле ДНК тимидиловые нуклеотиды составляют 16 %. Определите процентное наличие нуклеотидов, содержащих гуаниловое основание.

2. Заполните таблицу

ДНК

3/

АТЦ

 

 

 

5/

 

 

 

ТТГ

 

 

 

иРНК

 

 

 

УУГ

 

 

тРНК

 

 

 

 

ГАУ

 

Вызов

Цель. Создать условия для эмоциональной подготовки к дальнейшей  работе.

Учитель. Известный французский энтомолог Жан-Анри Фабр (Слайды 2, 3) однажды провел  эксперимент. Накрыв марлевым колпаком самочку ночного павлиньего глаза, он подождал прилета самцов. Отловив их и пометив, Фабр отнес их сначала на 50 метров, потом на 100 метров, на 1 км, на 5 км, на 8 км и 10 км.  С расстояния 4 км на зов самки откликнулись около 40% самцов, а с 10 км — лишь 26%. Четверть помеченных самцов прилетели за 10 км к самке! В одном из опытов Фабр вокруг садка с самочкой расставил блюдечки с различными пахучими вещест­вами, которые были у него под рукой: керосином, нафталином, лавандой и пахнущим тухлыми яйцами сероуглеродом. В этом наборе были представлены «ароматы» на любой вкус. Но, несмотря на присутствие таких разных неприятных запахов, самцы нашли дорогу к самочке. Исследователь был поражен особой чувствительностью обонятельных органов насекомых к веществам, «ответственным» за встречу особей противоположного пола. Эти вещества относятся к группе биологически активных и это тема нашего урока. (Слайд 4)

Осмысление

Задача 1

Цель. Содействовать повторению знаний о витаминах и гормонах и их химической природе и функциях.

Учитель. С некоторыми биологическими веществами вы уже знакомы. Чтобы вспомнить эти вещества, выполните следующее задание.  Соотнесите болезнь и биологически активное вещество, связанное с этой болезнью. Выполнив задание, сверьте с образцом и определите, о каких веществах идет речь. (Витамины и гормоны). Определите, симптомы каких болезней изображены на фотографиях? С какими веществами она связаны? (Приложение 2), (Слайды 5-9)

А. Куриная слепота

3

1. Витамин Д (эргокальциферол)

Б. Акромегалия

4

2. Витамин В1 (тиамин)

В. Базедова болезнь

7

3. Витамин А  (ретинол)

Г. Бронзовая болезнь

8

4. Соматотропин

Д. Цинга

6

5. Инсулин

Е. Сахарный диабет

5

6. Витамин С (аскорбиновая кислота)

Ж. Бери-бери

2

7. Тироксин

З. Рахит

1

8. Кортизон

Учитель. Гуморальная регуляция ест не только у животных, но и у растений. Чтобы определить роль фитогормонов, попробуйте сопоставить гормон и его функцию, а чтобы проверить правильность, переверните листочки и посмотрите, совпадают ли цифры.

Ауксины

Рост клеток

Гиббереллины

Прерывают период покоя семян,
клубней, луковиц

Цитокинины

Деление клеток

 

Задача 2

Цель. Создать условия для изучения особенностей феромонов и сравнения действия феромонов и гормонов.

Учитель. Следующую группу веществ изучал Жан-Анри Фабр.

Феромоныбиологически активные вещества, которые выделяются из организма во внешнюю среду и ока­зывают влияние на поведение и физиологическое состояние особей того же вида. (Слайд 10-13)

Изучите текст и заполните таблицу. (Приложение 2)

Учебный текст

Феромоны используются для узнавания особей своего вида, для привлечения брачного партнера, для обозначения своей территории или для защиты. Феромоны, как и гормоны, действуют в малых концентрациях и представляют собой сигнальные молекулы. И если гормоны регулируют процессы жизнедеятельности внутри организма, то феромоны передаются другим организмам в качестве химических сигналов. Коммуникация с помощью феромонов наблюдается у бактерий, протистов и различных животных.

Гормоны

Линии сравнения

Феромоны

 

Место действия

 

 

Кол-во вещества

 

 

Результат действия

 

 

Гормоны

Линии сравнения

Феромоны

Внутренняя среда

Место действия

Внешняя среда

Малая концентрация

Кол-во вещества

Малая концентрация

Регуляция процессов жизнедеятельности

Результат действия

Коммуникация с другими организмами

Наиболее известны следующие феромоны:

  •  эпагоны – "феромоны любви", или половые аттрактанты;
  •  одмихнионы, "путеводные нити", указывающие дорогу к дому или к найденной добыче, они же и метки на границах индивидуальной территории;
  •  торибоны, феромоны страха и тревоги;
  •  гонофионы, феромоны, меняющие половые свойства;
  •  гамофионы, феромоны полового созревания;
  •  этофионы, феромоны поведения;
  •  лихневмоны, феромоны вкуса.

Муравьи распознают свой феромон следа в настолько низкой концентрации, что 1 мг следового феромона при оптимальном распределении хватило бы на «провешивание» тропы длиной 120 000 км.

Задача 3

Цель. Организовать работу с учебным текстом для изучения свойств алкалоидов

Учитель.  А теперь я попрошу вас записать ассоциации, которые возникают при слове «Алкалоиды».

Вам предлагается текст, который необходимо обработать следующим образом:

- поставьте "v"(да), если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

- поставьте "+"(плюс), если то, что вы читаете, является для вас новым;

- поставьте " -"(минус), если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали;

- поставьте "?", если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

(Приложение 2)

Учебный текст

Алкалоиды — это органические биологически активные вещества чаще растительного происхождения. Большинство алкалоидов ядовиты для животных и человека. Алкалоиды обнаружены приблизительно у 2500 видов покрытосеменных растений. Их значение в жизни растений, по-видимому, заключается в защите от поедания животными.

Некоторые алкалоиды в малых дозах используются человеком в медицине в качестве лекарств (атропин, кофеин, морфин и др.). Алкалоид хинин применяют при лечении малярии: он угнетает жизнедеятельность малярийного плазмодия в эритроцитах человека. (Слайды 14-19)

Задача 4

Цель. Организовать работу с учебным текстом для изучения свойств антибиотиков.

Определите свое отношение к суждениям: «+» да,  «-» нет, «0» сомневаюсь

1. Антибиотики – биологически активные вещества только природного происхождения.
2. Природные антибиотики вырабатываются микроорганизмами.
3. Человек использует антибиотики для лечения вирусных заболеваний.
4. Антибиотики могут тормозить рост злокачественных опухолей.
5. Передозировка антибиотиков приводит к ослаблению иммунной защиты организма.

Учебный текст

Антибиотики (от греч. анти — против, биос — жизнь). Это биологически активные вещества природного или синтетического происхождения. Природные антибиотики вырабатываются клетками различных микроорганизмов. Они влияют на клетки других микроорганизмов, угнетая развитие последних или убивая их.

Человек широко использует антибиотики для лечения заболеваний, вызванных болезнетворными бактериями, паразитическими протистами или грибами. Некоторые антибиотики тормозят рост злокачественных опухолей, угнетая размножение раковых клеток. Однако антибиотики следует принимать только по назначению врача, причем строго соблюдая рекомендации по их приему. Самолечение и злоупотребление антибиотиками может привести к ослаблению собственной защиты организма, гибели микрофлоры кишечника, заболеваниям печени и почек.

(Приложение 2), (Слайд 20-21)

Рефлексия

Цель. Помочь учащимся подытожить свои знания по новой теме.

Учитель предлагает составить диаманту: «Гормоны – феромоны», «Антибиотики - алкалоиды» (Приложение 2)

Домашнее задание

Цель. Содействовать развитию потребности поиска информации в дополнительных источниках.

Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.

§ 9, изучить, создать презентацию по теме «Антибиотики» или «Алкалоиды»

Литература и ресурсы

  1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – Спб: Альянс Дельта, 2003.
  2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – 2-е издание. – Спб: Альянс Дельта совм. С издательством «Речь», 2003.
  3. Лисов Н.Д. и др. Биология: Учебное пособие для 10 класса. – Минск: Народная асвета, 2014.