Тип урока: урок развития речи.
Цель урока: подготовить учащихся к написанию изложения по прочитанному тексту.
Количество часов: 2 часа.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя о предстоящей работе: что такое изложение, как нужно готовиться к нему.
2. Перед каждым учеником распечатанный текст. Чтение учителем текста «Гнёздышко».
Птичка вспорхнула из куста чёрной смородины и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раздвинули густые зелёные ветви и увидели круглое гнёздышко. В гнёздышке лежало четыре голубых яичка.
Пока мы смотрели, две птички кружились над нами и жалобно пищали. Они просили, чтобы мы не трогали их гнезда.
Разумеется, мы не тронули, даже не коснулись его.
Мы часто навещали знакомое гнёздышко, и птички к нам привыкли. В начале лета из голубых яичек вывелись желторотые голые птенцы, а возле гнёздышка валялись разбитые сухие скорлупки. Птички прилетали кормить птенцов и нас совсем не боялись.
Когда птенцы подросли, оперились и вылетели из гнезда, мы осторожно сняли его, положили в пустую коробку и привезли в город. Теперь оно стоит на полке рядом с любимыми игрушками. Мы глядим на него и вспоминаем домик в лесу, доверчивых птичек и нашу любимую тропинку.
По И.С.Соколову-Микитову
Воспользуемся памяткой №3 в учебнике «Русская речь» «Как готовиться к изложению (пересказу), близкому к тексту».
По п.1: непонятных слов не встретилось.
По п.2: вопросы на первичное восприятие, составленные учителем.
- Из какого куста выпорхнула птичка?
- Сколько яичек лежало в гнезде?
- О чём просили нас птички? Как просили?
- Дотронулись ли герои до гнезда?
- Когда вывелись птенцы? Опишите их.
- Где теперь находится гнёздышко, после того как птенцы вылетели из гнезда?
По п.3: совместно с учениками формулируем тему и основную мысль.
Тема (о чём?): гнёздышко в кустах смородины / дружба с птичками.
Основная мысль (для чего? с какой целью?): передать читателям атмосферу взаимопонимания, доверия между человеком и птичками.
По п.4: ведущий тип речи – повествование, так как перед нами рассказ о событиях, связанных с знакомством рассказчика с птичками в лесу и их доверительных отношениях. В тексте достаточное количество глаголов, которое позволяет нам сделать вывод о динамике происходящего.
По п.5: делим текст при повторном чтении на смысловые части, составляем план.
План.
- Гнёздышко в кустах черной смородины.
- Птички просят, чтобы мы не трогали гнезда.
- Желторотые птенцы.
- Воспоминание о домике в лесу.
По п.6: определяем стиль текста.
По наличию в тексте слов с уменьшительно-ласкательным значением (гнёздышко, яички, птички, скорлупки, домик), использованию эмоционально окрашенной лексики (просили, жалобно пищали, доверчивые, любимые) можем сделать вывод о том, что текст принадлежит стилю художественной литературы. Об этом также свидетельствует фамилия автора, указанная после текста.
Справка: Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975 г.г.) – русский писатель, журналист, активный участник исследовательских экспедиций, автор большого количества произведений о природе.
По п.7: самостоятельное чтение текста.
Пересказ по плану (1-2 человека).
Работа, предупреждающая орфографические ошибки:
Гнёзд..шко, всп..рхнула, ч..рная, см..родина, увид..ли, (не) к..снулись, пр..выкли, желт..ротые, ск..рлупки, пр..летали, подр..сли, оп..рились, пр..везли, вспом..наем, тр..пинку.
- Выделяем орфограммы, объясняем правописание слов.
Работа, предупреждающая пунктуационные ошибки:
Мы осторожно раздвинули густые зелёные ветви и увидели круглое гнёздышко.
Мы часто навещали знакомое гнёздышко, и птички к нам привыкли.
- Почему в одном случае запятая перед союзом «и» ставится, а в другом нет?
Разумеется, мы не тронули, даже не коснулись его.
- Запятая при вводном слове.
Пока мы смотрели, две птички кружились над нами и жалобно пищали.
- Запятая в сложном предложении.
Составляем схемы предложений.
По п.8: написание черновика, доработка и исправления.
Написание изложения в тетрадях по развитию речи.