Урок русского языка по теме «Изложение, близкое к тексту». 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока: урок развития речи.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию изложения по прочитанному тексту.

Количество часов: 2 часа.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о предстоящей работе: что такое изложение, как нужно готовиться к нему.

2. Перед каждым учеником распечатанный текст. Чтение учителем текста «Гнёздышко».

Птичка вспорхнула из куста чёрной смородины и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раздвинули густые зелёные ветви и увидели круглое гнёздышко. В гнёздышке лежало четыре голубых яичка.
Пока мы смотрели, две птички кружились над нами и жалобно пищали. Они просили, чтобы мы не трогали их гнезда.
Разумеется, мы не тронули, даже не коснулись его.
Мы часто навещали знакомое гнёздышко, и птички к нам привыкли. В начале лета из голубых яичек вывелись желторотые голые птенцы, а возле гнёздышка валялись разбитые сухие скорлупки. Птички прилетали кормить птенцов и нас совсем не боялись.
Когда птенцы подросли, оперились и вылетели из гнезда, мы осторожно сняли его, положили в пустую коробку и привезли в город. Теперь оно стоит на полке рядом с любимыми игрушками. Мы глядим на него и вспоминаем домик в лесу, доверчивых птичек и нашу любимую тропинку.
По И.С.Соколову-Микитову

Воспользуемся памяткой №3 в учебнике «Русская речь» «Как готовиться к изложению (пересказу), близкому к тексту».

По п.1: непонятных слов не встретилось.

По п.2: вопросы на первичное восприятие, составленные учителем.

  • Из какого куста выпорхнула птичка?
  • Сколько яичек лежало в гнезде?
  • О чём просили нас птички? Как просили?
  • Дотронулись ли герои до гнезда?
  • Когда вывелись птенцы? Опишите их.
  • Где теперь находится гнёздышко, после того как птенцы вылетели из гнезда?

По п.3: совместно с учениками формулируем тему и основную мысль.

Тема (о чём?): гнёздышко в кустах смородины / дружба с птичками.

Основная мысль (для чего? с какой целью?): передать читателям атмосферу взаимопонимания, доверия между человеком и птичками.

По п.4: ведущий тип речи – повествование, так как перед нами рассказ о событиях, связанных с знакомством рассказчика с птичками в лесу и их доверительных отношениях. В тексте достаточное количество глаголов, которое позволяет нам сделать вывод о динамике происходящего.

По п.5: делим текст при повторном чтении на смысловые части, составляем план.

План.

  1. Гнёздышко в кустах черной смородины.
  2. Птички просят, чтобы мы не трогали гнезда.
  3. Желторотые птенцы.
  4. Воспоминание о домике в лесу.

По п.6: определяем стиль текста.

По наличию в тексте слов с уменьшительно-ласкательным значением (гнёздышко, яички, птички, скорлупки, домик), использованию эмоционально окрашенной лексики  (просили, жалобно пищали, доверчивые, любимые) можем сделать вывод о том, что текст принадлежит стилю художественной литературы. Об этом также свидетельствует фамилия автора, указанная после текста.

Справка: Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975 г.г.) – русский писатель, журналист, активный участник исследовательских экспедиций, автор большого количества произведений о природе.

По п.7: самостоятельное чтение текста.

Пересказ по плану (1-2 человека).

Работа, предупреждающая орфографические ошибки:

Гнёзд..шко, всп..рхнула, ч..рная, см..родина, увид..ли, (не) к..снулись, пр..выкли, желт..ротые, ск..рлупки, пр..летали, подр..сли, оп..рились, пр..везли, вспом..наем, тр..пинку.

- Выделяем орфограммы, объясняем правописание слов.

Работа, предупреждающая пунктуационные ошибки:

Мы осторожно раздвинули густые зелёные ветви и увидели круглое гнёздышко.

Мы часто навещали знакомое гнёздышко, и птички к нам привыкли.

- Почему в одном случае запятая перед союзом «и» ставится, а в другом нет?

Разумеется, мы не тронули, даже не коснулись его.

- Запятая при вводном слове.

Пока мы смотрели, две птички кружились над нами и жалобно пищали.

- Запятая в сложном предложении.

Составляем схемы предложений.

По п.8: написание черновика, доработка и исправления.

Написание изложения в тетрадях по развитию речи.