Досуговая деятельность в рамках реализации вариативных программ "Социокультурные истоки" и "Приобщение к истокам русской культуры"

Разделы: Работа с дошкольниками


В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». [3] Кроме этого, федеральный государственный стандарт дошкольного образования решает задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. [3]

Именно такие базовые основы личности, как сознание, деятельность, поведение и отношение к миру, ориентация в окружающем мире, усвоение ребенком способов познания, саморазвития, которые помогают ребенку активно осваивать культурные ценности и занимать субъективную позицию в освоении современной культуры, и закладываются в дошкольном возрасте. Это определило основное направление и содержание деятельности нашего дошкольного учреждения: возрождение, сохранение и передача детям смыслов и ценностей. В настоящее время в образовательном пространстве проблема интеркультурного и социокультурного воспитания дошкольников вышла на первый план. За это время нашими педагогами накоплен богатый опыт работы, который предполагает непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных путей организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. В дошкольной образовательной организации уже реализуются такие авторские программы и проекты, как «Где найдешь страну на свете краше Родины моей?» (по формированию начал гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста), «Двуязычный ребенок» (взаимодействие детского сада и школы через адаптационную группу по работе с семьями мигрантов), программа «Экстремизм, террор, вражда… Не допустим НИКОГДА!» (направленная на укрепление толерантности и межнациональных отношений, профилактику терроризма и экстремизма через работу с воспитанниками и сотрудничество с их семьями). Но этого в настоящее время недостаточно, т.к. детям дошкольного возраста тяжело еще понять опасность возникших проблем и их последствий и нельзя забывать, что воспитание начинается в семье и с семьи, а родители – первые воспитатели ребенка.

По результатам изучения компетентности 20 родителей воспитанников старшей группы МАДОУ г.Нижневартовска ДС №78 «Серебряное копытце» по вопросу «Патриотическое воспитание дошкольников в дошкольном учреждении и семье» выявлено, что 47 % родителей не имеют представлений о методах и способах воспитания своих детей в данном направлении, а 34% вообще не придают этому вопросу значения. Однако на основе изучения запроса родителей (через анкетирование по теме «Качественные характеристики выпускника детского сада МАДОУ г.Нижневартовска ДС №78 «Серебряное копытце»») было выявлено, что воспитание гражданственности и патриотизма должно стать одной из важных задач дошкольного учреждения, по результатам ранжирования данное направление находится на втором месте после психофизического здоровья. По результатам мониторинга качества образования по направлению «Социально-коммуникативное развитие» выявлены проблемы в когнитивном развитии и поведении детей в части гражданско - патриотического воспитания. Исходя из анализа работы за предыдущие годы, а также на основе изучения запроса родителей о качественных характеристиках выпускника детского сада, была определена еще одна из приоритетных задач дошкольной образовательной организации «Создание психолого-педагогических условий в дошкольном учреждении и повышение компетентности педагогов и родителей в части социокультурного воспитания детей через создание разнообразных детско - родительских клубов, внедрение программы «Социокультурные истоки», а также привлечение социокультурных и образовательных учреждений города». Дополнительно к планам работы детско-родительских клубов творческой группой детского сада был разработан перспективный тематический план, в вариативную (формируемую) часть которого были внесены фольклорные праздники и развлечения. <Приложение 1> С одной стороны, это усложнило организацию мероприятий (они должны быть интересны и посильны как младшим, так старшим дошкольникам), с другой – значительно расширило и обогатило их содержание. Параллельно с планом по приобщению к истокам русской культуры был разработан перспективный план занятий в рамках реализации программы «Социокультурные истоки», которая «призвана последовательно, шаг за шагом возродить первоначальный контекст категорий и ценностей в образовании». [1, с.7] <Приложение 2>

В процессе работы восприятие и освоение категорий и ценностей у детей дошкольного возраста осуществляется через разные виды детской деятельности: игру, чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, эколого-познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно-оздоровительную деятельности. Большинство занятий носят интегративный характер, но за столь короткое время, которое отводится на сами занятия, не всегда есть возможность донести до ребенка и так столь трудные категории. Поэтому часть тем выносится в досуговую деятельность, которая не требует значительной подготовки со стороны детей, но имеет развивающую и воспитательную функции и проводится в эмоционально-привлекательной форме. Особой популярностью пользуются творческие площадки, литературно-музыкальные гостиные, театрализованные постановки, фольклорные праздники, развлечения и совместные с родителями иные досуговые мероприятия.

Существенной особенностью таких мероприятий является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях дошкольного учреждения, возможность наблюдать опыт других родителей - все это позволяет взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать свое поведение, а детям – приобрести позитивный опыт общения, ресурс успеха, развить коммуникативные умения, получить системное представление о главных социокультурных категориях и ценностях жизни, а знакомство с русской культурой через досуговую деятельность расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: местах проживания наших предков; о быте и основных занятиях русских людей; об истории одежды, кухни; народных приметах, обычаях, праздниках, художественных промыслах, песнях и играх. В результате такой деятельности формируется единое социокультурное и образовательное пространство, развивающее личность ребенка и его потенциалы, происходит сплочение усилий семьи и педагогов образовательной организации в вопросах социокультурного наследия, что в целом способствует духовно-нравственному возрождению России.

Тематическое досуговое мероприятия «Ребятушки в гостях у бабушки» полностью соответствует программе «Социокультурные истоки», относится к активной форме работы с детьми, т.к. в дошкольном возрасте через практические действия особенно успешно формируется базис представлений детей о русской культуре, одновременно развивается межличностное взаимодействие и культура общения. <Приложение 3> В содержании досуга четко сформулированы цели, задачи, ориентированные на детей старшего дошкольного возраста, без сомнения, учитываются предварительно накопленные знания и опыт детей. Представленное содержание досуга можно отнести к итоговому мероприятию по ознакомлению с малыми фольклорными формами. Подобраны адекватные возрасту методы и приемы, способствующие заинтересованности и активности детей. Досуговые мероприятия такого типа существенным образом обогащают систему работы с детьми 5-7 лет в дошкольном учреждении по вопросу приобщения к русской культуре через реальные посиделки, на которых дети не наблюдатели, а непосредственные участники. Нравственные задачи, ориентированные на воспитание бережного отношения к народным традициям, решаются комплексно на протяжении всего мероприятия. Важным компонентом занятия является предварительная работа с детьми, основанная на возрастной компетентности детей и их умении применить приобретенный опыт в театральном представлении в детском саду. Значительное внимание уделено социализации личности ребенка, постоянная смена деятельностей способствует информативности, побуждает действовать и размышлять. Учитываются личностные и возрастные особенности детей, индивидуальные артистические способности, а также особое место в занятии отведено смене деятельности, конкретным способам активизации познания детей. Наиболее значим воспитательный потенциал занятия, ориентированный на становление основ нравственности и наряду с этим немаловажен и образовательный потенциал – это формирование представлений о русской культуре.

Список литературы.

  1. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2014. – 224 с.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 2016. – 304 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.

Интернет-ресурсы.

  1. Работа детско-родительского клуба https://urok.1sept.ru/статьи/661303/