Урок по теме «Имя существительное как часть речи»

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: обобщение и повторение учащимися ранее изученного материала об имени существительном.

Задачи:

  • через выполнение устных и письменных заданий выяснить уровень теоретических знаний, а также умений и навыков применения имен существительных в речи, закрепить знания по сравнительной грамматике русского и казахского языков;
  • способствовать дальнейшему укреплению уважения к русскому языку;
  • закрепление лексико-грамматических категорий имени существительного через грамотную разговорную речь.

Оборудование: учебник, презентация.

Вид урока: урок-семинар.

Тип урока: совершенствование знаний, умений навыков, целевое применение знаний об имени существительном.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

- Сегодня мы с вами постараемся вспомнить все, что знаем о такой простой только с первого взгляда части речи, которая называется “имя существительное”. Я дала вам задание повторить, вспомнить всё об имени существительном.

- Но сначчала давайте вспомним группы частей речи. Какие части речи входят в каждую группу (слайд 1)

- А теперь перейдём непосредственно к имени существительному (слайд 2)

- Каждая знаменательная часть речи характеризуется по трём параметрам. Каким? (слайд 3)

- Давайте ответим на вопросы, а потом остановимся на всём подробно.

  1. Как изменяются имена существительные?
  2. Сколько падежей у имен существительных?
  3. Какой падеж с предлогами не употребляется?
  4. Что обозначает имя существительное?
  5. Какими бывают имена существительные?
  6. Как правильно сказать: имена существительные изменяются по родам или имена существительные имеют категорию рода?
  7. Какой падеж без предлогов не употребляется?
  8. Что называется склонением?
  9. Сколько склонений у имен существительных? Как они называются?
  10. Каким членом предложения являются имена существительные?
  11. Как образуются имена существительные?

- Итак, план повторения имени существительного будет представлен следующим образом: (слайд 4)

2. Повторение и обобщение.

Задание 1. Укажите имена существительные среди слов (слайд 5). Выпишите их в тетрадь.

1) соль
2) соление
3) солянка
4) солить
5) соленый
6) посолить
7) посоленный
8) подсаливая
9) рассольник
10) бессолевая
11) солильщик
12) соленость
13) солоно
14) солонка
15) солончаки
16) засолка
17) засолить
18) недосолить
19) рассол
20) насолить

Проверка.

Задание 2.

- Почему мы задать можем к одной части речи два вопроса?

(Существительные бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)

- Вспомните, что такое собственные и нарицательные существительные.

- Какие существительные называются одушевленными и неодушевленнымиr?

2.1 Существительные бывают нарицательные и собственные.

К именам собственным относятся:

1) имена, отчества и фамилии (Сергей Васильевич Михеев),

2) клички животных (Пушок, Пеструха),

3) имена сказочных и мифологических существ (Змей Горыныч, Афродита),

4) географические и астрономические названия (Енисей, Марс),

5) названия учреждений, печатных изданий, литературных произведений, марок изделий (магазин “Перекресток”, журнал “Смена”, повесть “Понедельник начинается в субботу”, машина “ Опель”).

- Выполните задание письменно в тетради(слайд 6) . Если задание затруднительно, обратимся к теории(слайд 7).

Из (С,с) еверной столицы с ее величественными дворцами и площадями … с (Н,н) евой, многоводной, сильной в течении. Заставляющей невольно вспомнить (П,п) ушкинского («М,м) едного (В,в) садника» (как вспоминал он (П,п) ушкина и в (О,о) дессе, когда был там…) , он возвращался с друзьями в белокаменную, добирался до своего (Н,н) иколо-(В,в) оробина, окидывал по привычке взглядом дом – не смотрит ли кто из дома, дома ли (А,а) гафья (И,и) вановна, - и, с облегчением вздохнув, поднимался по лесенке наверх.

Проверка (слайд 8)

2.2 Существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

Одушевленные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа (людей, животных и т.д.).

Неодушевленные отвечают на вопрос что? и обозначают предметы, явления, события и т.д., которые нельзя причислить к живым существам.
Различие одушевленных и неодушевленных имен существительных выражается не только лексически, но и грамматически. И не всегда лексическое понятие живое-неживое совпадаете грамматическим понятием одушевленное - неодушевленное.

К одушевленным именам существительным относятся:
1) названия некоторых игрушек (кукла, матрешка, марионетка, робот, снеговик),
2) названия умерших людей (мертвец, покойник, утопленник},
3) названия некоторых карт (валет, дама, король, туз),
4) названия фигур в шахматах (конь, слон, ферзь, король).

Грамматическое различие одушевленных и неодушевленных имен существительных
Одушевленные имена существительные: в. п. = р. п.
Неодушевленные имена существительные: в. п. = и. п.

Некоторые имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными:

1) названия микроорганизмов (инфузория, бактерия, микроб),

2) имена существительные (образ, тип, характер; куколка (насекомого), личинка; змей (воздушный)),

3) неодушевленные имена существительные при употреблении в переносном значении становятся одушевленными;

Например: тюфяк - род матраса, тюфяк - нерешительный человек выбросил тюфяк на пол. Тюфяк был пыльный. В. п. = И. п. - неодушевленное существительное. Мы встретили этого тюфяка. Сегодня тюфяка не было. В. п. = Р. п. - одушевленное существительное.

Неодушевленными являются все имена существительные, имеющие только форму множественного числа (ножницы, джунгли).

Посмотрим на слайд 9 и выполним задание устно(слайд10) . При затруднении выполнения задания обратимся к слайду 11.

1) русалка
2) леший
3) ладья (шахматная)
4) слон
5) страж
6) мертвец
7) тополь
8) тип (человека)
9) нарцисс
10) книга
11) слушатель
12) кошка
13) стол
14) существо
15) сокровище
16) чудище
17) человечище
18) коровища
19) ножища
20) волчище
21) дружище
22) осина

Проверка.

Задание 3.

Категория рода (слайд 12) .

Каждое имя существительное, имеющее форму единственного числа, принадлежит к одному из четырех родов.

мужской род
врач, пес
женский род
машина, Аня
средний род
окно, животное
общий род
пьяница, судья

Особое место занимают имена существительные общего рода

К ним относятся некоторые существительные 1-го склонения со значением лица и окончаниями -А, -Я. Например: плакса, разиня
Их род определяется полом того лица, которое они называют. Например: Наша Катя - плакса (в ж.р.). Маленький Андрюша - плакса (в м.р.).

Некоторые слова, обозначающие должности и профессии людей (врач, секретарь, бригадир, учитель и т.д.), имеют свойства существительных общего рода. Но они не являются существительными общего рода, т.к. употребление их в значении женского рода возможно только в форме именительного падежа, а у существительных общего рода - во всех падежных формах.

Например: Секретарь закончила перепечатку документов. Секретарь четко ответил на все вопросы.

- Выполните задание, определив род существительных(слайд 13) . При затруднении обратимся к теории (слайд 14, 16 и 17)

Автомобиль-амфибия, алиби, антресоль, атташе, балет-фантазия, бандероль, вечер-встреча, вуаль, галстук-бабочка, Гоби, Дели, диагональ, диван-кровать, жалюзи, жюри, иваси, импресарио, какаду, квартира-музей, конферансье, кофе, кресло-качалка, леди, мадам, мозоль, моль, НЛО, Онтарио, павильон-выставка, пенальти, пенсне, платье-костюм, пони, портье, рантье, ранчо, регби, рефери, рояль, сажень, Токио, тюль, толь, ФБР, шампунь, шасси, шоу.

Проверка (слайд 15)

Задание 4.

Число имени существительного (слайд 18).

Существительные изменяются по числам: край – края, число - числа.

Некоторые существительные употребляются только в единственном или только во множественном числе.

Существительные, имеющие только форму единственного числа:

1. Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные) : молодежь, детвора, ельник.

2. Названия предметов с вещественным значением: асфальт, мед, рожь, сталь.

3. Названия качества или признака: злоба, ловкость, белизна.

4. Названия действия или состояния: косьба, беготня, волнение.

5. Некоторые собственные имена: Москва, Волга.

Существительные, имеющие только форму множественного числа:

1. Названия составных и парных предметов: брюки, весы, часы.

2. Названия материалов: белила, духи, сливки, опилки.

3. Названия промежутков времени, игр: каникулы, сутки, жмурки.

4. Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы, сумерки.

5. Некоторые географические названия: Карпаты, Фили.

- Некоторые существительные сложно поставить в форму единственного или множественного числа. Правила очень сложны для запоминания.

4.1 Именительный падеж, множественное число (слайд19)

Поставьте существительные, данные в скобках, в форму именительного или винительного падежа множественного числа (слайд 20).

Проверка.

4.2 Родительный падеж, множественное число (слайд 21)

4.3 Нулевое окончание в родительном падеже множественного числа (слайд 22)

- Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму родительного падежа множественного числа (слайд 23).

Проверка (слайд 25).

- Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова (слайд 26).

Проверка.

Задание 5.

- Вспомните падежи имени существительного(слайд 27)

  • Именительный – кто? что?
  • Родительный – кого? чего?
  • Дательный – кому? чему?
  • Винительный – кого? что?
  • Творительный – кем? чем?
  • Предложный – о ком? о чём?

Задание 6.

В зависимости от рода что определяется у существительного? (Склонение) Сколько склонений у существительного в русском языке? (слайд 28)

Система склонения имен существительных

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

м. р. с окончаниями -а, -я
Например: папа Коля.
ж. р. с окончаниями -а, -я
Например: ваза, няня

м. р. с нулевым окончанием (кроме слова “путь”)
Например: конь строй стол ср. р. с окончаниями -о, -е.
Например: облако море

ж. р. с нулевым окончанием с мягким знаком на конце
Например: площадьмелочь

- Есть в русском языке несклоняемые имена существительные (слайд 29)

К несклоняемым именам существительным относятся:

1) заимствованные, оканчивающиеся на гласные;

Например: авеню, алоэ, амплуа, депо, какаду, кашне

2) многие иноязычные имена собственные;

Например: Замбези, Токио, Мериме, Золя

3) аббревиатуры и сложносокращенные слова, оканчивающиеся на гласные;
Например:МГИМО, ТСО, сельпо

4) иностранные фамилии, обозначающие лиц женского пола: Смит, Раульф (иностранные фамилии, обозначающие лиц мужского пола, склоняются как имена существительные второго склонения);

5) русские и украинские фамилии на -О и -ИХ (-ЫХ).

Например: Корейко, Седых

6.1 Выполните задание письменно (сайд 30).

Комнату на две части (разделять) занавес из плотной ткани. В первой половине (стоять) (чёрный) рояль, рядом (покачиваться) кресло-качалка. На ковре (валяться) игрушка-автомобиль. Во второй половине у стены (разместиться) диван-кровать, (покрытый) пледом.

Напротив, у окна, приютился столик, на котором лежала стопка (старый) «Роман - газеты». К обложке первой книжки прикреплён листок с надписью: «Передать Ирине (Хомич) или Ивану (Черных) ». На стуле небрежно (брошен) платье-халат, а на спинке (старый) кресла-кровати аккуратно (разложен) платье-костюм. В открытое окно влетал ветерок, покачивая шторы из (тонкий) тюля. Всё говорило о том, что (хозяин) только что покинули комнату.

- Есть у нас в языке особая группа существительных. Они называются разносклоняемые. Разносклоняемые имена существительные (слайд 33) склоняются по-особому и поэтому не относятся ни к одному типу склонений. Это 10 имен существительных на -МЯ:
Бремя, время, знамя, племя, стремя, пламя, имя, темя, вымя, семя

А также существительные ПУТЬ и дитя. У существительных на -МЯ в единственном числе в родительном, дательном, творительном и предложном падежах добавляется суффикс -ЕН-, а у существительного дитя - суффикс -ЯТ-.

6.2 Выполните задание письменно в тетради (слайд 34)

Проверка.

Задание 7.Синтаксическая роль имен существительных.

- Что вы можете рассказать о синтаксический роли имени существительного.

- Сделайте синтаксический разбор данного предложения, определите какие члены предложения выражены именем существительным.

Сегодня мальчики набрали в лесу целую корзину грибов.

- Сделайте вывод: каким членом предложения может бытьсуществительное в предложении?

(Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение, обстоятельство)

- А может ли быть существительное в предложении определением и сказуемым?

- Привеите примеры.

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

- Мы сегодня в полном объеме повторили все об имени существительном.

8. Домашняя работа: повторить параграфы 35–41, упр. 199, 227.