Пояснительная записка
Направленность: художественно-эстетическая.
Возраст обучающихся: 4-5 лет (средняя группа).
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т.д., а также координировать свои функции.
Цель программы: Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа.
Задачи программы
- Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
- Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.
- Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
- Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
- Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
- Формирование умения концентрировать внимание.
- Поощрение желания участвовать в импровизациях.
- Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх.
- Развитие желания выступать перед зрителями.
Принципы отбора содержания и реализации программы:
Процесс обучения по данной программе строится на общедидактических и специфических принципах: систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному») обучения.
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Цель: развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности средствами театрального искусства.
Задачи:
- Формировать интерес к театральному искусству, потребность ребенка обращаться к театру, как к источнику радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия.
- Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость
- Прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру искусства
- Развивать творческую активность детей, учить их импровизировать.
- Формировать умения и навыки сценической культуры поведения
- Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и дикцию
- Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива
Ожидаемые результаты:
- Формируется интерес к театральному искусству, дети эмоционально откликаются на спектакли и действия персонажей;
- Умеют взаимодействовать друг с другом, действуют согласованно;
- Проявляют творческую активность и пользуются полученными исполнительскими навыками. Развивается воображение, речь, коммуникативные навыки.
Форма занятий: групповая.
Занятие состоит из нескольких частей:
- Вводная часть – Комплексная разминка (направлена на развитие умения концентрировать внимание, снятие телесных зажимов, зарядку для артикуляционного аппарата)
- Основная часть – Знакомство с литературным материалом, беседы на различные темы; работа над этюдами, инсценировками, игры с текстами, творческие задания, проблемные ситуации и реализация творческих проектов в мини-группах; репетиции к спектаклям.
- Заключительная – подведение итогов, двигательная, игровая или музыкальная импровизация, релаксационные упражнения.
Учебный план
Количество занятий: в неделю – 2, в год - 62.
Продолжительность занятия - 30 минут (включает подвижные игры и релаксационные упражнения и физминутки).
Расписание занятий: 2 раз в неделю, вторник, четверг, вторая половина дня.
Организационные условия реализации программы: В студию принимаются дети по интересу, без предъявления специальных требований, по заявлению родителей.
Содержание программы
В начале года проводится вводное занятие. Оно включает в себя:
- Беседа о технике безопасности в театральной студии;
- Знакомство с коллективом. Создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, артистических и творческих способностей, создание психологического комфорта в группе. Беседы о театре.
В программу входят следующие разделы:
Раздел 1: «От игры до спектакля» (включает в себя несколько подразделов)
1.1 «Основы театральной культуры»
Задача данного подраздела создание условий для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театре. В раздел включены:
- Что такое театр?
- Театр снаружи и изнутри (профессии в театре)
- Культура зрителя.
1.2 «Мастерская игры»
Включает в себя подбор творческих задания сделать сценические импровизации на заданную тему или просто задания изобразить кого-то или что-то. Игры и упражнения проводятся с целью научить слушать партнера, стараться понять его, оценить его слова и поведения.
1.3 Работа над спектаклем
Основные этапы работы:
- Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
- Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком.
Раздел 2: «На языке тела»
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Раздел 3: «Свободный звук»
Объединение игры и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словами, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Тематическое планирование
№ | Тема |
Кол-во занятий |
Цели |
Практическая часть занятий |
1. |
Вводное занятие |
5 |
|
|
1.1
|
Давайте знакомиться. |
3 |
Дать детям представление о театре, о занятиях, рассказать о правилах поведения. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству. |
Беседа - игры |
1.2 |
Играем вместе |
2 |
Приобретать навыки и развивать умения действовать в коллективе. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность. |
Контактные, сюжетно-ролевые игры. Игры - упражнения на развитие слухового, зрительного внимания, воображения. |
2 |
«От игры до спектакля» |
34 |
|
|
2.1 |
Что такое театр? |
2 |
Формировать представления о понятиях музыка, театр, артист и т.д. расширять общекультурный кругозор детей. |
Просмотр видео- фотоматериалов, сюжетно- ролевые игры. |
2.2 |
За кулисами |
3 |
Формировать представление о театре, знакомить детей с видами театрального искусства. Воспитывать представление в театральных профессиях. |
Беседа, театральные игры - этюды. |
2.3 |
В гостях у сказки. |
5 |
Формировать творческую художественно-речевую деятельность на примере сказок; развивать умение осмысливать содержание художественного произведения. Развивать внимание, память, воображение, формировать умение отражать свои впечатления в словесной форме. Проигрывать фрагменты сказок, инсценировать отдельные эпизоды. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. |
Беседа. Игровой тренинг. Этюды. |
2.4 |
Веселые сочинялки. |
3 |
Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которыми являются дети. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей (диалогическую). |
Игры |
2.5 |
Этюды. |
7 |
Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями. |
Творческие задания |
2.6 |
Работа над репертуаром |
7 |
Применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности. Накапливать опыт сценической деятельности. Реализовать творческие способности детей. |
Участие в проведении календарных и тематических мероприятий, в постановке спектаклей. Инсценировка. |
2.7 |
Репетиции |
4 |
|
Репетиции: сводная, монтировочная, генеральная. |
2.8 |
Премьера |
1 |
|
|
3 |
«Свободный звук» |
10 |
|
|
3.1 |
Веселая гимнастика. |
3 |
Учить развивать правильную интонационную выразительность, дыхание. |
Игровой практикум. |
3.2 |
Зарядка для лица и языка. |
2 |
Голосо-речевые тренинги. |
Упражнения на развитие речевого аппарата. |
3.3 |
Забавные чистоговорки. |
3 |
Формировать навыки правильного звукообразования, развивать интонационную выразительность речи. |
Игры со словами. Заучивание чистоговорок |
3.4 |
Говорилки. |
2 |
Формировать навыки правильного звукообразования. Декламировать стихотворный текст тест от лица разных сказочных героев. |
Речевые игры, чтение стихов |
4 |
«На языке тела» |
15 |
|
|
4.1 |
Разминка - тренинг |
5 |
Развивать двигательные способности детей ловкости, подвижности, выносливости, гибкости. |
Игровой тренинг |
4.2 |
Музыкально-пластическая импровизация. |
3 |
Развивать пластическую выразительность (ритмичность, быстроту реакции координацию движений) воображение. |
Игровой тренинг |
4.3 |
Язык жестов. Мимика. |
3 |
Развивать умение пользоваться разнообразными жестами. |
Игровой тренинг |
4.4 |
Психогимнастика. |
3 |
Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. Воспитывать чувство уверенности в себе. |
Игровой тренинг |
5. |
Итоговое занятие |
1 |
Подведение итогов, обмен впечатлениями |
Просмотр видео- фотоматериалов, чаепитие |
Формы работы с детьми: игра, импровизация, инсценировки и драматизация, объяснение, рассказ педагога и рассказ детей, чтение воспитателя, показ, личный пример, беседы, просмотр видеофильмов, наблюдения, словесные, настольные и подвижные игры, пантомимические этюды и упражнения.
Материально-техническое оснащение занятий:
- Сценическая площадка;
- Музыкальный центр;
- Стулья или кубы;
- Проектор;
- Ноутбук;
- Декорации и реквизит театральной студии.
Календарно-тематическое планирование средняя группа (возраст 4-5 лет)
Список литературы
- Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: "Просвещение". 2004.
- Мерзлякова С.И. Фольклор-Музыка-Театр. Программы и конспекты занятий педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно- методическое пособие. М.: 1999.
- Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. М.: 1986.
- Опарина Н. А. Театр - это волшебный край! М.: "Социум" 1999.
- Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса”. 2000.
- Поляк Л.Я. Театр сказок. Спб: "Детство-Пресс", 2000.
- Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа "Театр -Творчество - Дети": Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: 2004.
- Чистякова М.И. Психогимнастика.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет / Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.:Мозаика- Синтез, 2008.