Рабочая программа театральной студии для детей 4–5 лет

Разделы: Дополнительное образование


Пояснительная записка

Направленность: художественно-эстетическая.

Возраст обучающихся: 4-5 лет (средняя группа).

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т.д., а также координировать свои функции.

Цель программы: Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа.

Задачи программы

  1. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
  2. Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.
  3. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
  4. Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
  5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
  6. Формирование умения концентрировать внимание.
  7. Поощрение желания участвовать в импровизациях.
  8. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх.
  9. Развитие желания выступать перед зрителями.

Принципы отбора содержания и реализации программы:

Процесс обучения по данной программе строится на общедидактических и специфических принципах: систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному») обучения.

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Деятельность – основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Цель: развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности средствами театрального искусства.

Задачи:

  • Формировать интерес к театральному искусству, потребность ребенка обращаться к театру, как к источнику радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия.
  • Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость
  • Прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру искусства
  • Развивать творческую активность детей, учить их импровизировать.
  • Формировать умения и навыки сценической культуры поведения
  • Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и дикцию
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива

Ожидаемые результаты:

  • Формируется интерес к театральному искусству, дети эмоционально откликаются на спектакли и действия персонажей;
  • Умеют взаимодействовать друг с другом, действуют согласованно;
  • Проявляют творческую активность и пользуются полученными исполнительскими навыками. Развивается воображение, речь, коммуникативные навыки.

Форма занятий: групповая.

Занятие состоит из нескольких частей:

  • Вводная часть – Комплексная разминка (направлена на развитие умения концентрировать внимание, снятие телесных зажимов, зарядку для артикуляционного аппарата)
  • Основная часть – Знакомство с литературным материалом, беседы на различные темы; работа над этюдами, инсценировками, игры с текстами, творческие задания, проблемные ситуации и реализация творческих проектов в мини-группах; репетиции к спектаклям.
  • Заключительная – подведение итогов, двигательная, игровая или музыкальная импровизация, релаксационные упражнения.

Учебный план

Количество занятий: в неделю – 2, в год - 62.

Продолжительность занятия - 30 минут (включает подвижные игры и релаксационные упражнения и физминутки).

Расписание занятий: 2 раз в неделю, вторник, четверг, вторая половина дня.

Организационные условия реализации программы: В студию принимаются дети по интересу, без предъявления специальных требований, по заявлению родителей.

Содержание программы

В начале года проводится вводное занятие. Оно включает в себя:

  • Беседа о технике безопасности в театральной студии;
  • Знакомство с коллективом. Создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, артистических и творческих способностей, создание психологического комфорта в группе. Беседы о театре.

В программу входят следующие разделы:

Раздел 1: «От игры до спектакля» (включает в себя несколько подразделов)

1.1 «Основы театральной культуры»

Задача данного подраздела создание условий для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театре. В раздел включены:

  • Что такое театр?
  • Театр снаружи и изнутри (профессии в театре)
  • Культура зрителя.

1.2 «Мастерская игры»

Включает в себя подбор творческих задания сделать сценические импровизации на заданную тему или просто задания изобразить кого-то или что-то. Игры и упражнения проводятся с целью научить слушать партнера, стараться понять его, оценить его слова и поведения.

1.3 Работа над спектаклем

Основные этапы работы:

  • Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми.
  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  • Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
  • Репетиция всей пьесы целиком.

Раздел 2: «На языке тела»

Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Раздел 3: «Свободный звук»

Объединение игры и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словами, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во занятий

Цели

Практическая часть занятий

1.

Вводное занятие

5

 

 

 

1.1

 

Давайте знакомиться.

3

Дать детям представление о театре, о занятиях, рассказать о правилах поведения. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству.

Беседа - игры

1.2

Играем вместе

2

Приобретать навыки и развивать умения действовать в коллективе. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность.

Контактные, сюжетно-ролевые игры. Игры - упражнения на развитие слухового, зрительного внимания, воображения.

2

«От игры до спектакля»

34

 

 

2.1

Что такое театр?

2

Формировать представления о понятиях музыка, театр, артист и т.д. расширять общекультурный кругозор детей.

Просмотр видео- фотоматериалов, сюжетно- ролевые игры.

2.2

За кулисами

3

Формировать представление о театре, знакомить детей с видами театрального искусства. Воспитывать представление в театральных профессиях.

Беседа, театральные игры - этюды.

2.3

В гостях у сказки.

5

Формировать творческую художественно-речевую деятельность на примере сказок; развивать умение осмысливать содержание художественного произведения. Развивать внимание, память, воображение, формировать умение отражать свои впечатления в словесной форме. Проигрывать фрагменты сказок, инсценировать отдельные эпизоды. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами.

Беседа. Игровой тренинг. Этюды.

2.4

Веселые сочинялки.

3

Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которыми являются дети. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей (диалогическую).

Игры 

2.5

Этюды.

7

Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями.

Творческие задания 

2.6

Работа над репертуаром

7

Применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности. Накапливать опыт сценической деятельности. Реализовать творческие способности детей.

Участие в проведении календарных и тематических мероприятий, в постановке спектаклей. Инсценировка.

2.7

Репетиции

4

 

Репетиции: сводная, монтировочная, генеральная.

2.8

Премьера

1

 

 

3

«Свободный звук»

10

 

 

3.1

Веселая гимнастика.

3

Учить развивать правильную интонационную выразительность, дыхание.

Игровой практикум.

3.2

Зарядка для лица и языка.

2

Голосо-речевые тренинги.

Упражнения на развитие речевого аппарата.

3.3

Забавные чистоговорки.

3

Формировать навыки правильного звукообразования, развивать интонационную выразительность речи.

Игры со словами. Заучивание чистоговорок

3.4

Говорилки.

2

Формировать навыки правильного звукообразования. Декламировать стихотворный текст тест от лица разных сказочных героев.

Речевые игры, чтение стихов 

4

«На языке тела»

15

 

 

4.1

Разминка - тренинг

5

Развивать двигательные способности детей ловкости, подвижности, выносливости, гибкости.

Игровой тренинг 

4.2

Музыкально-пластическая импровизация.

3

Развивать пластическую выразительность (ритмичность, быстроту реакции координацию движений) воображение.

Игровой тренинг  

4.3

Язык жестов. Мимика.

3

Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.

Игровой тренинг  

4.4

Психогимнастика.

3

Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. Воспитывать чувство уверенности в себе.

Игровой тренинг  

5.

Итоговое занятие

1

Подведение итогов, обмен впечатлениями

Просмотр видео- фотоматериалов, чаепитие

Формы работы с детьми: игра, импровизация, инсценировки и драматизация, объяснение, рассказ педагога и рассказ детей, чтение воспитателя, показ, личный пример, беседы, просмотр видеофильмов, наблюдения, словесные, настольные и подвижные игры, пантомимические этюды и упражнения.

Материально-техническое оснащение занятий:

  • Сценическая площадка;
  • Музыкальный центр;
  • Стулья или кубы;
  • Проектор;
  • Ноутбук;
  • Декорации и реквизит театральной студии.

Календарно-тематическое планирование средняя группа (возраст 4-5 лет)

Список литературы

  1. Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: "Просвещение". 2004.
  2. Мерзлякова С.И. Фольклор-Музыка-Театр. Программы и конспекты занятий педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно- методическое пособие. М.: 1999.
  3. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. М.: 1986.
  4. Опарина Н. А. Театр - это волшебный край! М.: "Социум" 1999.
  5. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса”. 2000.
  6. Поляк Л.Я. Театр сказок. Спб: "Детство-Пресс", 2000.
  7. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995.
  8. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа "Театр -Творчество - Дети": Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: 2004.
  9. Чистякова М.И. Психогимнастика.
  10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  11.  Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет / Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.:Мозаика- Синтез, 2008.