Цели:
- Развивать речь детей, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику рук.
- Развитие визуальной, аудиальной и различных видов памяти.
- Активизация и расширение словарного запаса детей.
- Воспитание уверенности в своих возможностях.
- Формировать умение называть, различать, подбирать и сравнивать предметы по цвету, форме и размерам.
- Корригировать различные виды восприятия, мышление на основе упражнений в узнавании, различении, обобщении, сравнении, анализе, синтезе.
- Воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: компьютерная презентация , разрезные карточки геометрических фигур.
Ход занятия
1. Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Сегодня у нас необычный урок, а урок путешествие по весеннему сказочному лесу.
- Ребята, какие у вас возникают ассоциации при слове лес?
Ответы детей: звери и зелёные ёлочки, красивые птицы и насекомые, трава и грибочки, голубое небо и яркое солнце, грибы и ёжик, речка или озеро, ягоды и деревья, белочка и цветы, кузнечик и трава, малина и медведь.
- Правильно. Лес - великий дар природы.
«В лесу есть всё, что нужно для человека»
Ребята, как надо правильно вести себя в лесу?
1. Наблюдать за птичьими гнездами – можно, а вот трогать, подходить к ним – нельзя.
2. Наблюдать за муравейником – можно, вот разрушать его – нельзя.
3. В лесу старайся ходить по тропинке, не шуметь.
4. Не лови насекомых, не ломай ветки кустарников и деревьев, не рви цветов. Пусть красивое остается в природе.
5. Не разжигай костры. От огня погибают многие растения и насекомые.
6. Не лови и не уноси домой птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. (Молодцы!)
Ребята, а на чём можно отправиться в весенний лес? (на машине, поезде, пешком)
Вы готовы отправиться в путешествие пешком?
Хором.
- Мы идём: та-та-та (обычная ходьба)
- Мы поём: ля-ля-ля (ходьба на носках)
- Мы едем: ту-ту-ту (ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях)
- Мы кричим: ау-ау (стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту)
Раз, два, три, четыре, пять – путешествие будем начинать.
Мы попали с вами в лес, а поможет нам не заблудиться Лесовичок. (Слайд 1)
2. (Слайд 2) У леса на опушке в своей избушке живёт Медвежонок. Посмотрите, Медвежонок вышел к нам на встречу. «Я бурый медвежонок, меня должны вы знать, люблю я мёд и сахар и всё хочу я знать». Мишка косолапый просит помочь ему сравнить два предмета. Рассказать о форме, цвете, вкусе ЯБЛОКА и АРБУЗА. (Слайд 3)
Арбуз – форма – шар, цвет – зелёный, светлые полосы; вкус – сладкий.
Яблоко – форма – шар; цвет – зелёный, красный, жёлтый; вкус – сладкий, кислый, кисло-сладкий.
3. Продолжаем наше путешествие по сказочному, весеннему лесу. Нам навстречу идёт грустный Зайчик. (Слайд 4). Не плачь Зайчик. Дети помогут тебе. Правда, дети. Поможем Зайчику справиться с заданием: Посчитайте, Сколько букв в следующих словах?
- ЛЕС – 3 буквы;
- ТРОПА – 5 букв;
- ЦВЕТОК – 6 букв.
4. У Зайчика ещё одно задание. Назовите слова наоборот:
Слон большой, а мышка (маленькая)
Подушка мягкая, а стол (Твёрдый)
Огонь горячий, а лёд (холодный)
Река широкая, а ручеёк (узкий)
Куст низкий, а дерево (высокое)
5. А сейчас поиграем с вами в игру «День – ночь». Я говорю «Ночь» вы закрываете глаза, я убираю одну фигуру. Потом говорю «День», вы открываете глаза и отвечаете - Какая фигура исчезла и какого цвета, размера.
6. А сейчас проведём гимнастику для глаз, чтобы ваши глазки отдохнули «Дождь».
Первая капля упала – кап! (Дети сверху пальцем показывают траекторию движения)
И вторая побежала – Кап!
Мы на небо посмотрели (Смотрят вверх)
Капельки кап, кап – запели, намочили лица
Мы их вытираем (Вытираем лицо руками)
Туфли посмотрите, мокрыми вдруг стали (Показывают руками на ноги и смотрят вниз)
Плечами дружно поведём и все капельки стряхнём (выполняют движения плечами). От дождя убежим, под кусточком посидим (Дети наклоняются вперёд закрывают глаза).
7. (Слайд 5) Лесовичёк вывел нас на полянку, а на полянке Лисичка играет с геометрическими фигурами. Она просит нас назвать признаки треугольника и квадрата.
(3 стороны, 3 угла, 3 вершины) (4 вершины, 4 угла, 4 стороны – все стороны равны)
8. (Слайд 6) А это что у Лисички в руках? (картинки) Она просит вас подумать, и сказать на что это похоже?
(Мячик, шар, руль, колесо, тарелка, солнце, часы)
(Неваляшка, матрёшка, снеговик)
9. Продолжим путешествие по весеннему лесу? Ах вы устали. Тогда отдохнём.
Физкультминутка. (Слайд 7 ) «Весёлая мультзарядка»
10. Лесовичёк вывел нас на лесную полянку, как много цветов. (Слайд 8).
Но что это? Злая колдунья взмахнула своим волшебным рукавом и перепутала все цветы. Вы должны назвать лишний цветок.
Это дикорастущие растения, а роза – культурное растение.
Составьте с этим цветком предложение. (Роза – садовое растение). (Розу выращивает человек).
11. Нас встречает друг Лесовичка – Мухомор – Мухоморович. Чтобы мы могли пройти через лес, он предлагает нам свою помощь. Показать план выхода из леса. Но только в том случае, если мы выполним его задание. Назовите эти предметы одним словом. (Слайд 9).
12. Прежде чем начать составлять план выхода из леса. Мы проведём пальчиковую гимнастику.
Дождик, дождик, полно лить. Подушечки пальцев прижаты к столу.
Малых детушек мочить! Попеременно.постукивать ими по поверхности стола. (игра на пианино).
Графический диктант.
Возьмите листок. Найдите на нём точку. Для того, чтобы правильно выполнить чертёж, надо внимательно слушать, Я буду говорить на сколько клеточек и в какую сторону провести прямую линию. Когда проведёте линию, ждите, пока я не скажу, как проводить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая ручки от листка. Приготовились. Теперь поставьте карандашна точку.
- 3 клетки вверх,
- 1 клетку вправо,
- 2 клетки вниз,
- 1 клетка вправо,
- 2 клетки вверх,
- 1 клетка вправо,
- 3 клетки вниз,
- 1 клетка вправо,
- 2 клетки вверх,
- 1 клетка вправо,
- 2 клетки вниз,
- 1 клетка вправо,
- 3 клетки вверх.
Это план выхода из леса. С Лесовичком прощаемся и в класс мы возвращаемся.
Но что это? Лесовичок дал нам конверт. Посмотрим, что там написано.
13. Проведите игру на развитие внимания: Проведём?
Прослушайте слова: как только услышите название игрушки нужно поднять руку. Итак, внимание:
Дерево, мячик, книга, яблоко, юла, сумка, роза, апельсин, пирамидка, бабочка, чай, погремушка, цветок, солнце, кукла, ваза, воробей, утюг, кубики, подушка, курица, арбуз, сапоги, неваляшка, река, облако, трава, матрёшка.
Упражнение на развитие координации движений и графических навыков:
Нарисовать на доске одновременно обеими руками фигуры:
Упражнение «Разрезные квадраты».
Каждому ребёнку выдать по 4 разноцветных квадрата, разрезанных на части; их нужно собрать так, чтобы получился оранжевый, жёлтый, зелёный, синий квадрат.
Дыхательное упражнение:
Глубокий вдох. Пауза. На выдохе произносим звук: ПФ-ф-пф-пф-пф. Пауза.
Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р-р. Пауза.
Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з-з. Пауза.
Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж-ж. Пауза.
Вдох. Пауза. На выдохе: мА-мо-му-мы-ми.
(Слайд) Упражнение «Самый внимательный».
Найти 10 отличий.
Игра «Найди пару». (Раздать детям картинки)
Найдите в каждой группе предметов образующую пару. Объясните, почему вы выбрали именно эти предметы.
Вы прекрасно справились с заданием. Наше занятие подошло к концу.
- Ребята, понравилось вам наше путешествие?
- В каком лесу мы побывали?
- Кого мы встретили в лесу?