Форма занятия: кооперативно-групповая работа.
Материально-техническое обеспечение занятия: карточки, ребусы, иллюстрации, учебно-лабораторное оборудование.
Цель занятия: познакомить с одеждой дворян второй половины 19 века и дать представление о моде той эпохи.
Задачи:
- на основе краеведческого материала расширить представление детей о жизни людей, их деятельности в России 19 века;
- учить определять по одежде социальный статус человека и эпоху, в которой он жил;
- обучать навыкам поисковой работы, сценического мастерства;
- развивать эмоционально-образное восприятие исторического материала обучающимися.
Формирование УУД.
Личностные:
- формирование учебно-познавательного интереса к изучению истории своей страны;
- осознание себя членом общества и государства, чувство любви к своей стране.
Метапредметные.
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять цель занятия;
- ответственность за выполнение своей части задания при работе в группе;
- осуществлять анализ (описание) платьев и костюмов с выделением существенных и несущественных признаков;
- умение работать с источниками информации;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение провести рефлексию своих действий на занятии.
Коммуникативные. умение слушать собеседника, вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить.
Технологии, применяемые на занятии: технология групповой деятельности, игровая технология, ИКТ и элементы технологии проектной деятельности.
Ход занятия
Ι. Организационный момент
(Прозвенел звонок. Учитель просит подойти детей к нему).
- Отгадайте загадку.
«Не летает, но жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька».
(Машина)
- Но наша машина может перемещать нас в прошлое и будущее. (Машина времени).
- Надо занять свои места согласно билетам.
(Звучит музыка. Дети достают номера и рассаживаются)
- Но троих экспертов я посажу сама.
- Сегодня мы работаем в группах. Вспомним правила работы в группе.
(не ругаться, выслушивать друг друга, не перебивать, распределять работу, работать дружно)
IΙ. Мотивация
- Теперь настроим машину времени на нужное время.
- Чтобы узнать куда мы отправимся, решите ребус, он у вас на столах.
(Звучит музыка)
(учитель вывешивает таблички с отгаданными словами: Россия, век, 19)
- А в какой город мы перенеслись? Откроем ноутбуки, найдем папку «Одежда», рассмотрим первый файл.
- А вот как он выглядит сейчас.
IΙI. Постановка цели
- Чтобы узнать тему нашего занятия, надо найти подсказку. На столах конверты, откройте и прочитайте, что надо сделать.
(1 – встаньте перед партой спиной к доске, поверните голову налево, протяните руку и снимите подсказку со стены;
2 – встаньте перед партами лицом к доске, сделать два шага, протянуть руку и снять подсказку;
3 – встаньте перед партами, правым боком к доске, сделайте шаг, протянуть руку, возьмите подсказку)
- Вывесим карточки. Как вы думаете, как звучит наша тема?
«Одежда мужчин и женщин 19 века».
- Как вы думаете, о чём мы узнаем во время путешествия? С чем познакомимся?
- Во время занятия нам встретятся незнакомые слова, где мы можем посмотреть их лексическое значение? (толковый словарь)
- Каждая группа получает словарь.
ΙV. Актуализация знаний
- Найдите в словаре значение слова одежда.
(Совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело).
- Рассмотрим второй слайд. Что это за место? А вот как оно выглядит сейчас.
- Кто изображен на слайде?
- Как вы думаете, это простой люд или дворяне?
- А как вы определили?
- Значит, одежда нам может рассказать к какой социальной группе принадлежит человек, чем он занимается.
- В 1 классе мы говорили про одежду крестьян, ходили в музей, видели её, рассматривали.
- Сегодня пойдёт речь об одежде более зажиточных людях-дворян.
V. Совместное открытие знаний
- В начале 19 века в России появляется новое слово мода.
- Найдём лексическое значение слова в словаре.
(Совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определённой общественной среде в определенное, обычно недолгое время).
- А как вы думаете, какая страна являлась законодательницей мод? (Франция)
- В начале 19 века мода была так скоротечна (быстра), что менялась, чуть ли не ежедневно. Но к концу 19 века её можно проследить.
- Чтобы выполнить следующее задание, надо прочитать подсказку.
(Каждая команда получает запись «На нём сидят».)
- Под одним из стульев крепится рисунок. Рассмотрите картинку и постарайтесь рассказать, что вы видите. Что необычного в одежде?
(Команды по очереди рассказывают про одежду. Эксперты делают сообщения).
- 1 эксперт - К концу 19 века мода входит в эпоху позитивизма. Главной чертой этого направления был намеренный показ благополучия и богатства. В моду входит турнюр – подушечка из ваты или конского волоса. Ввёл в моду такие платья Чарльз Ворт. Так же в моде был кринолин – конструкция в виде широкой юбки на обручах, соединенных друг с другом лентами. В качестве верхней одежды были накидки и шаль.
- 2 эксперт - Одновременно возникло и иное направление. Женщины из мещан и интеллигенция носили блузы, платья и кофты, чем-то напоминающими мужские куртки и свободные блузы с галстуками. Деловой и работающей женщины для выхода на улицу и для визита стали простые в крое и практичные костюмы.
- 3 эксперт - Мужская мода так же претерпела изменения. В начале века модными считались сюртуки, кружевные жабо, туфли с большими пряжками и ботфорты. Позднее «сильный пол» начинает отдавать предпочтение другой одежде. В повседневной одежде: светлые панталоны, сорочка, жилет, а поверх него – шерстяной фрак с высоким воротником – стойкой. В качестве верхней одежды использовался двубортный сюртук.
- Удобна ли такая одежда на каждый день?
- Чтобы одеться, приходилось пользоваться услугами других людей - слугами.
- Женщина в то время не могла одеваться по-другому, ведь она демонстрировала состоятельность своего мужа.
- Рассмотрим, как одевались в нашем городе. Слайд 3.
- Во что одеты. Кого мы видим?
- Что это за место? А вот как оно сейчас выглядит.
- Место знаменито. В 1843 году приобретает усадьбу писатель-славянофил Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859). С этого времени начинается новый период истории усадьбы. Здесь бывали многие писатели, художники, музыканты. В 1870 году усадьбу Абрамцево, которое находилось к тому времени в запущенном состоянии (главный дом без фундамента, с гнилой крышей, перекосившимися полами, разваленными печами и т.п.), покупает Савва Иванович Мамонтов (1841–1918). Он был неординарным, талантливым человеком, который соединил в себе, казалось бы, несовместимое: удачливый богатый промышленник, меценат, художественный и театральный деятель.
В Абрамцево неоднократно приезжали гостить художники, актеры и музыканты.
VΙ. Первичное закрепление
- Возьмите следующую подсказку.
(«На ней пишем в классе»)
- Откройте конверт. Что предстоит сделать?
- Раскрасить одежду.
(звучит музыка)
На доске делается выставка рисунков.
VΙI. Практическая работа
- Сейчас мы с вами попробуем походить в подобных нарядах.
(Дети одеваются)
- Шаг должен быть неспешным, приветствуем друг друга.
- Идём навстречу друг другу.
VIΙI. Рефлексия
- Вспомним тему занятия.
- Что нового узнали?
- Что особенно запомнилось?
- А что захотелось ещё узнать?
(вертуальная экскурсия)
IX. Самоконтроль
«Лента радости».