Устный журнал "Хлеб – всему голова"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • Познакомить учащихся с историей хлеба, высказываниями и стихами о хлебе;
  • Способствовать воспитанию в детях понимания важности хлеба в жизни человека, уважения к труду человека, выращивающего хлеб.

Страницы:

  • Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
  • Хлеб войны.
  • Хвала рукам, что пахнут хлебом.
  • Поэтическая.
  • Викторина.

Оформление:

  • «Хлеб – батюшка, вода – матушка»
  • «Хлеб – это жизнь, он вечен, как мать, как Родина» (Р.Гамзатов)
  • «Слава миру на земле, слава хлебу на столе!»
  • «Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно»
  • «Хлеб на столе, так и стол – престол,

Вступительное слово учителя: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы поговорим о хлебе. Что вы сегодня ели на завтрак? ... Как вы думаете когда хлеб появился на столе у людей? ...

Наш устный журнал называется « Хлеб – всему голова» и я открываю первую страницу.

I страница «Ржаной хлебушко – калачу дедушка»

  • Хлеб появился в глубокой древности, свыше 15 тысяч лет назад. В каменном веке люди ели зерна в сыром виде. Археологи установили, что прапрабабушка хлеба была жидкая каша из зерен.
  • Люди ели такую пищу до тех пор, пока не научились выпекать лепешки из густой зерновой каши. Затем люди научились растирать зерна между камнями и смешивать муку с водой. Так появилась первая мука и первый хлеб.
  • Прошло ещё несколько тысячелетий пока люди не научились готовить хлеб из сброженного кислого теста.
  • Уже 5–6 тысячелетий назад древние египтяне владели искусством разрыхлять тесто путем его брожения.
  • Искусство выпекать кислый хлеб от древних египтян перешло к грекам и римлянам. В Греции этот хлеб считали деликатесом и ели его только состоятельные люди.
  • Греки были твердо убеждены, что если человек не ест хлеба, то он совершает большой грех и будет непременно наказан богом.
  • В Индии в I веках нашей эры преступников наказывали тем, что запрещали им есть хлеб определенное время, в зависимости от того, какое преступление они совершили.
  • У спартанцев хлеб считался величайшей роскошью и его ставили на стол только в торжественных случаях.
  • С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалось делом ответственным и почетным. Во многих поселениях были избы, приспособленные для выпечки хлеба.
  • Хлеб выпекали мастера, которых называли хлебниками. Хлеб также выпекали в каждом доме и выполняли эту работу обычно женщины.
  • В XI веке на Руси выпекали “ кислый” то есть сброженный хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, секрет приготовления которого держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение.
  • В летописях X–XII веков упоминаются “ хлебы с медом, маком, творогом, пироги со всевозможной начинкой, являющиеся частью праздничного стола”
  • Многие тысячелетия технология производства хлеба оставалась неизменной. Изнурительный труд тех, кто выпекал хлеб в России почти не отличался от тяжелого ручного труда пекарей Древнего Рима.

Итог страницы

Вопросы:

  • Что люди ели до появления хлеба?
  • Из чего выпекали люди лепешки?
  • Как в древности люди получали муку?
  • Кто первым овладел искусством разрыхлять хлеб путем его брожения?
  • Из какой муки выпекали хлеб на Руси?

Мы переходим ко второй странице.

  • Какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая?
  • Почему она называется Великая Отечественная война?
  • Кто знает когда началась и закончилась эта война?
  • Какой город нашей страны пережил блокаду?

II страница « Хлеб войны»

На свете я видела хлеба немного
Его отмеряли так скудно, так строго
Его затевали крутым кипятком
Его называли не хлебом – пайком.

У войны свой хлеб, небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще больше необходимый, чем в мирное время.

В дыму ленинградское небо
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.

Учитель: Есть только одно слово, которое равнозначно слову “ хлеб”. Это слово - “жизнь”. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. Вспомним, что значила крошечная дневная норма хлеба (125 грамм) для жителей блокадного Ленинграда.

А людям нужно было работать, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. О строчках, написанных ленинградской школьницей Таней Савичевой знает весь мир. Прочтем их и мы:

  • “Женя умерла 28.12 в12.30 1941 г.” Женя – старшая сестра Тани. Трудилась на заводе “ Электрик”. Работала в две смены, отдавала кровь раненым бойцам. Она упала на улице и больше не поднялась.
  • “Бабушка умерла 25.01 в 3 часа дня 1942 г.”, отдавая последний кусочек блокадного пайка хлеба внукам.
  • “Лека умер 17.03 в 5 часов утра 1942 г.” Лека – Леонид, Танин брат. Работал на заводе строгальщиком.
  • “Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 г.”
  • “Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 г.”
  • “Мама 13 мая в 7 ч. 30 мин. 1942 г.”
  • Савичевы умерли все. Осталась одна Таня.

Таню вывезли из блокадного Ленинграда, но ее здоровье было подорвано. Девочка умерла 1 июля 1944 г. Цена хлебу – жизнь.

В музее истории Ленинграда хранится черствый, потемневший не от времени, темный с самого своего появления на свет, сухой ломоть хлеба.
Посмотрите, сколько получали хлеба ленинградцы во время блокады на день: Рабочие – 250 грамм. Служащие, иждивенцы, дети – 125 грамм.

Послушайте рецепт блокадного хлеба:

  • Ячменная мука 4%
  • Жмых 4%
  • Отруби 4%
  • Овсяная мука 4%
  • Соевая мука 4%
  • Солодовая мука 14%
  • Целлюлоза пищевая 20%
  • Горох 15%
  • Картофель 15%
  • Вода 16%

Эти грозные годы запомни
Здесь проходила “Дорога жизни”
Мужеством храбрых спасен Ленинград
Павшим героям бессмертная слава.

Единственная дорога, которая связывала окруженный фашистами Ленинград с Большой Землей проходила через Ладожское озеро. По этой дороге шли в город боеприпасы, продовольствие, медикаменты. Но и эта дорога была опасна. Бьет по баржам вражеская артиллерия, бомбит фашистская авиация, подстерегают немецкие суда. 900 дней и ночей шли на  Ладоге смертельные  бои. И вот 18 января 1943 года воины Ленинградского и Волховского фронтов прорвав блокаду соединились в рабочих поселках № 1 и № 5. Блокада прорвана! Теперь голод не грозил Ленинграду.

Учитель: Как вы думаете, ребята, что было для ленинградцев самым страшным в этой блокаде? Кого вы считаете героями? Но не только на войне люди за хлеб отдают свою жизнь. Порой это случается и в мирное время. Это большой труд – вырастить хлеб.

III страница «Хвала рукам, что пахнут хлебом»

  • Исстари говорят: сколько ни думай, лучше хлеба не придумаешь. Хлеб – гениальное изобретение человечества – рожден четырьмя стихиями. И каждой из них можно поклониться – Солнцу, Земле, Воде и Огню.
  • Хлеб связывает прошлое и настоящее и будущее. Он повседневен, обиходен, незаменим. И тем велик. Хлеб всегда рядом с человеком, верный его спутник.
  • Нелегок труд землепашца. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Научитесь ценить труд других.

Говорила бабушка
Мама говорила
Хлеб – наше богатство
В хлебе – наша сила.
Но мальчишки в школе
С этим не считаются
И в столовой корками
Хлебными бросаются
А я корку хлеба
Ни за что не брошу
Потому что хлеб наш
Вкусный и хороший
Потому что много
Стоило труда
Чтобы хлеб наш вкусный
Был у нас всегда.

Учитель: «Хлебушко – батюшка» - так называли на Руси хлеб, потому что хлеб согрет человеческими руками, пропах теплом трудовых рук и добром.

Хлебушко – батюшка
Мы тебя любим,
Ты, словно солнышко
Нужен всем людям,
Пекарю – спасибо
В хлебе наша сила.

Учитель: Как сеяли пшеницу на Руси и как ее убирали? Чем отличается труд сегодняшних хлеборобов от труда наших прапрабабушек? Как вы думаете легок ли труд хлеборобов и пекарей?

IV страница «Поэтическая»

1.

Вот хлеб – высок, румян и свеж
Его ты ежедневно ешь:
Орловский, рижский, заварной,
Пшеничный любишь и ржаной,
Не забывай же никогда,
Какого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну,
Удобрить землю под зерно
Чтоб в колос выбилось оно.

2.

А жатва, если зной или град?
Их много – всяческих преград
Преодолеть нам суждено,
Запомни же как дважды два
Народной мудрости слова:
Кто хлебушком не дорожит
Тот мимо жизни пробежит
И если ты не глух, не слеп,
Цени народный, трудный хлеб.

3.

Есть хлеб, есть стол
Есть праздничный наряд
И день наш полноценней, полновесней
Не зря у нас в народе говорят
«Коль будет хлеб,
Так значит, будет песня!»

4.

Я знаю руки хлебороба –
Землей пропахшие они
Народом чтились искони
И меркой мерились особой
Чуть брезжит свет – их ждет работа
Их ждет горячая страда:
То сев, то сроки обмолота,
Им нет покоя никогда.

5.

Их солнце обжигает люто
Они в соломенной пыли
На них видны следы мазута
И пятна въевшейся земли
Их заменить в работе нечем
Они за счастье держат бой
Я им обязана навеки
Своею светлою судьбой.

6.

Показался вдалеке
Пекарь в белом колпаке
Пекарь, хоть и молодой
От муки совсем седой
Он шагнул через порог:
- Это я вам хлеб испек
Быстро тесто замесили
Нам машины без усилий
Наступило время печь
Тесто в формы, формы в печь
Хлеб на ленте под уклон
Сам бежит проворно
В печь заходит белым он
А выходит – черным.

7.

Не мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь
Берегите хлеб, вы, люди
Научитесь хлеб беречь.

Учитель: Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным. В хлебе – душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. «Мама», «Хлеб», «Родина» - это одни из самых святых слов для человека.

V страница «Викторина»

  1. В чем отличие пшеницы яровой от пшеницы озимой? (яровая сеется весной, озимая осенью)
  2. Кто трудится в поле, чтобы вырастить и собрать хлеб? (трактористы, шоферы, комбайнеры)
  3. Когда зерно созревает, его собирают, куда его везут? (на элеватор)
  4. Что такое мельница? (предприятие для размола муки)
  5. Что такое мука? (размолотые в порошок хлебные зерна)
  6. Где пекут хлеб? (на хлебозаводе)
  7. Какое другое название есть у хлебозавода? (пекарня)
  8. Что нужно сделать с мукой, чтобы испечь хлеб? (замесить тесто)
  9. Знаете ли вы, что такое квашня? (деревянная кадка для теста, а также заправленное дрожжами забродившее тесто)
  10. Какое другое название имеет заправленное дрожжевое тесто? (опара)
  11. Знаете ли вы пословицы и поговорки о хлебе?

Награждение победителей.

Подведение итогов

  • Что нового вы узнали о хлебе?
  • Как нужно относиться к хлебу?
  • Как нужно относиться к людям, выращивающим хлеб?

Заключение

Слава миру на Земле
Слава хлебу на столе
Слава тем, кто хлеб растил
Не жалел труда и сил
Вот он – хлебушко душистый
Вот он – теплый, золотистый
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло
Сколько рук его растило
Охраняло, берегло!
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки
Вырастай богатырем!
С.Погореловский