Мы выбираем дружбу

Разделы: Внеклассная работа


Цели: учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, совместно с учащимися составить правила дружбы.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость соблюдать правила дружбы, учатся анализировать ситуации и предлагают решения.

Участники: ученики 2 класса.

Оборудование: мультимедиа, текст рассказа каждому ученику, разрезные карточки для групповой работы, карточки для парной работы, листы ватмана, листики для деревца, смайлики для рефлексии.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Игра «Закончи фразу»
Мои друзья в школе – это…
Мы иногда ссоримся, потому что…
Дети любят мириться, потому что…

3. Самоопределение к деятельности

Отгадайте кроссворд:

По чёрному белым
Пишут то и дело.
Протрут тряпицей —
Чиста страница. (доска)

Стоит чудесная скамья, на ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас из года в год, из класса в класс. (парта)

Сели на страничке тридцать три синички.
Сели рядом — не молчат, нам загадки говорят. (буквы)

Режем мы и вырезаем
Маме шить мы помогаем (ножницы)

Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная…  (бумага)

Портфель у меня не велик и не мал:
Лежит в нем задачник, букварь и… (пенал)

 

 

 

д

о

с

к

а

 

 

П

а

р

т

а

 

 

 

 

 

б

у

к

в

ы

 

 

 

н

о

ж

н

и

ц

ы

 

 

 

 

б

у

м

а

г

а

п

е

н

а

л

 

 

 

 

Молодцы! Давайте посмотрим, какое же самое главное слово в этом кроссворде. (Дружба).

Тема урока? «Дружба».

Ребята, давайте поговорим о школьной дружбе.

Какие учебные задачи поставим перед собой?

  • вспомним, что такое дружба;
  • прочитаем о дружбе;
  • узнаем пословицы о дружбе
  • составим правила дружбы.

4. Работа по теме урока

Чтение стихотворения учеником.

Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим-
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших, славных дел.

Какая главная мысль стихотворения?

Как можно помириться, если вы все же поссорились?

Послушайте смешную сценку «Кто кого?»

Кто кого обидел первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Кто кого ударил первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Вы же раньше так дружили!
Я дружил!
И я дружил!
Что же вы не поделили?
Я забыл!
И я забыл!

Из-за чего поссорились два друга?

Как достойно выйти из этой ситуации?

Вывод: мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!

Правило 1. Уступать (вывешивается на доску)

Беседа

Иногда говорят: «Друзья не разлей вода.»

Как вы понимаете это выражение? (Настоящий друг в любой ситуации придёт на помощь)

А в каких ситуациях вы можете помочь друзьям? (в раздевалке, на физкультуре, на перемене)

Правило 2. Помогать другу (вывешивается на доску)

Работа с пословицами (в парах)

Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.

Предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу». (разрезные карточки)

  • Один за всех и ………..(все за одного)
  • Дружбу помни, а ……..(зло забывай)
  • Без друга …….(в жизни туго)
  • Для друга пироги……(для врага кулаки)
  • Друзья познаются ……(в беде)
  • Друг за друга стой……(и выиграешь бой)

Проверка на компьютере.

Молодцы! Пословицы собрать сумели.

Правило 3. Дорожить дружбой (вывешивается на доску)

5. Физминутка

Руки на пояс поставьте вначале
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянулись мизинцем до пятки?
Если сумели - всё в полном порядке!

6. Продолжение работы по теме урока

5) Чтение рассказа

В.Голявкин «Коньки купили не напрасно»

Я не умел на коньках кататься. И они лежали на чердаке. И, наверное, ржавели.

Я очень хотел научиться кататься. У нас во дворе все умеют кататься. Даже маленький Шурик умеет. Мне было стыдно выйти с коньками. Все смеяться будут. Пусть уж лучше коньки ржавеют!

Однажды папа сказал мне:

— Коньки я тебе купил напрасно!

И это было справедливо. Я взял коньки, надел их и вышел во двор. Каток был полон. Кто-то смеялся.

«Начинается!» — подумал я.

Но ничего не начиналось. Меня пока не замечали. Я вышел на лёд и упал на спину.

«Сейчас начнётся», — подумал я.

С трудом поднялся. Мне было трудно стоять на льду. Я не двигался с места. Но самое удивительное было то, что никто, абсолютно никто не смеялся, не показывал на меня пальцем, а, наоборот, Маша Кошкина подбежала ко мне и сказала:

— Дай руку!

И хотя я упал ещё два раза, а всё равно был доволен.

И я сказал Маше Кошкиной:

— Спасибо, Маша! Ты научила меня кататься.

А она сказала:

— Ой, что ты, что ты, я только тебя держала за руку.

Анализ текста:

  • Какая мечта была у мальчика?
  • Чего боялся мальчик?
  • Кто ему помог?
  • Можно ли сказать, что у главного героя появился настоящий друг?

Вывод: Дружба не может быть без добрых дел.

Правило 4. Не оставлять друга в беде (вывешивается на доску)

7) Игра «Кто с кем дружит?»

Работа в парах.

Давайте вспомним персонажей из других произведений, которые действительно умели дружить.

Один ученик загадывает героя, другой ищет отгадку-карточку его друга.

Была она актрисой,
Прекрасной как звезда.
От злого Карабаса 
Сбежала навсегда. (Мальвина)   ---------------Буратино

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше (Карлсон) --------------Малыш

Знают взрослые и дети -
Он один такой на свете.
Он не зайчик и не слон,
Но ушастый все же он.
Не нужна ему рубашка -
Он игрушка  (Чебурашка)--------------------Крокодил Гена

Он не тучка, а медведь.
Очень любит песни петь.
И еще, как говорится,
Рад он медом подкрепиться. (Винни-Пух)-------------Пятачок

Знает то, не знает это,
Но даёт всегда советы.
Этот маленький мальчишка
Болтунишка, хвастунишка!
Он рисует, сочиняет
И на шарике летает.
Он поёт под балалайку
Коротышка наш…( Незнайка)-------------------------Коротышки

(самопроверка на компьютере, оценка работы)

Вывод: Читая рассказы о товариществе и дружбе, мы стремимся к добрым делам, взаимовыручке и уважению друг к другу.

8) Практическая работа (в группах)

Так какими же, качествами должен обладать настоящий друг?

(ответы детей)

Выберите из слов, те которые подходят и наклейте на листок.

Каждая группа вывешивает результат работы на доску. Зачитывает.

Например

1 группа

2 группа

3 группа

Смелый

добрый

честный

Верный

справедливый

ответственный

заботливый

отзывчивый

понимающий

Весёлый

надёжный

преданный

Правило 5. Принимать друга таким, какой он есть (вывешивается на доску)

9) Стихотворение читает ученик

У меня есть лучший друг
Он достойный самый,
Если что случится вдруг,
Смелый и упрямый,
Он на выручку придёт,
И протянет руку.
Вместе мы идём вперёд,
Позабыв про скуку!

10) Игра «Дерево дружбы»

Ребята, мы сегодня посадим необычное дерево. Оно называется дерево дружбы. Поможем ему расцвести. (На стволе дерева написано слово дружба. На листиках напишите 2 слова, каким бы вы хотели видеть своего друга. Листики прикрепите к веточкам)

Вот какое красивое деревце у нас получилось. Если мы будем садить такие деревья, тогда мы будем жить в мире, согласии, взаимопонимании и дружбе.

Правило 6. Быть внимательным (вывешивается на доску)

7. Итог

О чем говорили на уроке?

Прочитаем правила, которые мы с вами составили. (читают)

8. Рефлексия

Дружба начинается с улыбки: каждый ученик выбирает смайлик и показывает учителю. Обоснование.

9. Домашнее задание

По выбору:

1) нарисовать рисунок о дружбе;

2) прочитать стихи о дружбе.

Литература.

  1. Кузьмина Н.М. Давайте уважать друг друга: сценарий / Н.М. Кузьмина // Читаем, учимся, играем: сборник сценариев для библиотек. – 2011. - №3. – С.102-107.
  2. Балышева Л. «Ростки нашей дружбы: [сценарий кл. часа] / Л.Балышева // Воспитание школьников. – 2003. – №7. – С. 23-24.
  3. Вагабова З.А. Классный час «О товариществе и дружбе» / З.А. Вагабова // Классный руководитель. – 2009. – № 2.– С.49-53.