Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает достаточно высокий уровень обеспечения готовности дошкольников к школе. Особенно актуальной становиться эта задача при реализации в отношении детей с ОВЗ. Результаты усвоения образовательной программы ДОО были определены Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного образования в виде целевых ориентиров, которые "предполагают … формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования".
В дошкольном возрасте различают 4 компонента, относящиеся к формированию предпосылок универсальных учебных действий (УУД) на этапе завершения ДОО
- личностный;
- регулятивный;
- познавательный;
- коммуникативный.
Личностный компонент
Предпосылками личностного компонента являются:
- умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
- умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
- формирование познавательной и социальной мотивации;
- формирование адекватной самооценки;
- формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
- формирование способности учитывать чужую точку зрения;
- воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)
Существует несколько способов формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий, одним из которых является сюжетно-ролевая игра. Например, сюжетно-ролевая игра "Школа" - разучивание в игровой форме школьных правил, встречи с нынешними школьниками – выпускниками группы, чтение художественной литературы о школьной жизни с обсуждением, заучивание стихов; ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда; рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них, оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, школьных принадлежностях, знаниях, книгах.
Формированию предпосылок личностных универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста способствуют так называемые «полянки добрых дел». Совместное коллективное оценивание добрых положительных поступков детей, соотнесение с этическими нормами происходит в процессе коллективной беседы и размещения на полянке ярких нарядных цветочков.
Коммуникативный компонент
Предпосылками коммуникативного компонента являются:
- потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- умение строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнера по общению;
- умение слушать собеседника;
- умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
- умение предлагать помощь и сотрудничество;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- способность формулировать собственное мнение и позицию;
- умение строить понятные для партнёра высказывания.
Эффективным способом формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий являются коллективные работы по изодеятельности, аппликации, конструированию. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память, то есть разносторонние психические процессы. Игры "Добрый день", "Добрые руки" развивают у детей человеческую способность к сотрудничеству.
Познавательный компонент
Предпосылками познавательного компонента являются:
- навыки сформированности сенсорных эталонов;
- ориентировка в пространстве и времени;
- умение применять правила и пользоваться инструкциями;
- умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
- умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
- умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
- умение выделять существенные признаки объектов;
- умение устанавливать аналогии на предметном материале;
- умение производить анализ и синтез объектов;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение ориентироваться в книге;
- умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.).
Результативным способом формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий является рассказывание по схеме, действие по плану, сравнительное описание предметов. Важным являются игры, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности – это таинственные схемы-знаки «Найди указанное место»; упражнения «Логические цепочки», «Продолжи ряд».
Регулятивный компонент
Предпосылками регулятивного компонента являются:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
- умение работать по инструкции взрослого;
- умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
- готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
- умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
- умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.
На ступени предшкольного образования развитие предпосылок регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Для его совершенствования используются различные игры и упражнения «Что изменилось?», «Найди одинаковые предметы», «Найди отличия», «На что похожа мелодия»., упражнения "Ситуации", с помощью которых дети могут принимать участие в разрешении различных проблемных ситуаций; игры " Слушаем тишину", " Правила", " Продолжи узорчик", " Проведи линию".
Таким образом, при формировании предпосылок УУД на предшкольной ступени образования необходимо:
- Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, использовать игры с правилами, игровые ситуации;
- Включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др.;
- Поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей;
- Тренировать мыслительные операции – классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, и др.;
- Развивать коммуникативные способности детей, вербальную и невербальную речь, творческие способности и навыки самоконтроля;
- Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и ее эффективности, а не на достижениях.