Цели:
- Сформировать понятие о предмете органической химии, рассмотреть особенности органических веществ.
- Ознакомить ребят с понятием валентности.
- Раскрыть основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. начать формировать навыки составления структурных формул.
- Раскрыть значение органической химии.
- Активизировать познавательную активность учащихся.
- Развивать самостоятельность учащихся в подготовке материала, используя дополнительную литературу; развивать речь.
- Воспитывать ответственность, уважение друг к другу, взаимопонимание, взаимоподдержку, уверенность в себе.
Оборудование: Демонстрация: разнообразные органические вещества.
Форма учебного процесса: классный урок.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Методы и приемы: беседа, экспресс-опрос, рассказ (сообщения учащихся), презентация.
Метод обучения: проблемный.
Вид деятельности: исследовательская работа учащихся при изучении нового материала.
Принципы урока:
- принцип научности;
- принцип наглядности;
- взаимосвязь изученного материала и личного опыта учащихся;
- системный подход к изучению материала.
Технология урока: личностно ориентированная, дифференцированного обучения.
Методы:
- проблемно-поисковый (подготовка сообщений).
- репродуктивный (воспроизведение сообщений).
- исследовательский (анализ прослушанных сообщений).
Ход урока
I.
Добрый день.
Долгожданный дан звонок –
Начинаем наш урок.
Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь.
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь.
Мы начинаем изучать органические вещества, общая численность которых в настоящее время составляет более 10 млн. веществ, причём каждый год их число увеличивается на 200-300 тысяч новых соединений. Общее число неорганических соединений не превышает 700 тысяч.
Таким образом, число органических соединений превышает в десятки раз число неорганических веществ. Чем обусловлено такое многообразие органических веществ? В чём их особенность? Ответы на эти вопросы вы получите, изучая новый для вас раздел химии – органическую химию.
II. Предмет органической химии.
1. Что такое органическая химия? История возникновения этой науки. (Сообщения учащихся)
Органическая химия – это химия соединений углерода.
С давних времён возникло естественное разделение всех веществ на неорганические (минеральные, не живые) и органические, т.е получаемые из живых организмов – растений, животных. Позже это понятие расширилось, и в настоящее время к органическим веществам относят и такие, которые не имеют никакого отношения к живым организмам, например, полимеры, пластмассы. Синтезированы вещества, которых нет вообще в природе, они получены искусственно. Но главный критерий всегда остаётся – наличие в соединении хотя бы одного углеродного атома.
Угольная кислота, оксиды углерода, карбонаты, карбиды – это неорганические соединения, у них нет свойств органических веществ.
2. Что такое органические вещества? Где они встречаются? (Сообщения учащихся)
Органические вещества отличаются от неорганических тем, что в их состав обязательно входит углерод.
Основные элементы, входящие в большинство органических веществ: C, H, O, S, N, Hal.
Основные элементы в органических соединениях – углерод и водород. Поэтому при их горении всегда образуются углекислый газ и вода.
Дем-но: образцы органических веществ.
Значение и роль органической химии в современной жизни
Трудно представить жизнь современного человека без её достижений. Человек окружён органическими веществами на протяжении всей своей жизни, начиная с продуктов питания, одежды, обуви, синтетических материалов, полимеров, энергоносителей, лекарственных препаратов, синтетических моющих средств, различных красок, лаков, красителей и т.п.
3. А.М.Бутлеров. Факты его биографии. (Сообщения учащихся)
4. Теория А.М.Бутлерова. Положения. Значение. (Сообщения учащихся)
- Атомы, входящие в состав молекул органических веществ, не находятся в беспорядочном состоянии, а соединены друг с другом в определённой последовательности химическими связями, согласно их валентности.
- Свойства веществ зависят не только от того, какие атомы и в каком количестве входят в состав молекулы, но и от того, в какой последовательности они соединены межлу собой в молекуле, т.е. от их химического строения.
5. Химическое строение. Привести примеры. (Сообщения учащихся)
Химическое строение вещества – определённый порядок, последовательность соединения атомов в молекулы.
6. Валентность элементов в органических соединениях. (Сообщения учащихся)
Атомы в молекулы соединяются согласно их валентности.
Валентность – способность атомов химических элементов образовывать определённое число химических связей, которые образует данный атом с другими атомами в молекуле.
H–Cl. В молекуле хлороводорода 1 ковалентная полярная связь. Водород соединён 1 связью с хлором, поэтому он одновалентен. Водород всегда одновалентен. Хлор, в данном случае, также соединён 1 химической связью с водородом, поэтому он одновалентен. Но хлор может проявлять и переменную валентность. Одна связь – это пара электронов.
Чтобы определить валентность элемента в структурной формуле нужно сосчитать число чёрточек (связей), исходящих от каждого элемента. Углерод всегда четырёхвалентен.
Численные значения степени окисления и валентности не всегда совпадают.
H+12O-12
Степень окисления кислорода равна -1, а по структурной формуле валентность кислорода равна 2: H – O – O - H
? Каким видом химической связи соединены атомы в молекуле H2O2? (Атомы водорода и кислорода соединены ковалентной полярной связью, атомы кислорода соединены между собой ковалентной неполярной связью)
Постоянные значения валентности: H – одновалентен, O – двухвалентен, C – четырёхвалентен.
7. Структурная формула. (Сообщения учащихся)
Углеродные атомы обладают способностью соединяться друг с другом в разнообразные цепи: прямые, замкнутые, разветвлённые
8. Классификация органических веществ. (Сообщения учащихся)
9. Что такое углеводороды? Привести примеры. Где они используются? (Сообщения учащихся)
Углеводороды – вещества, состоящие из углерода и водорода.
10. Предельные углеводороды. Общая формула. Основные формулы. Применение. (Сообщения учащихся)
Предельные углеводороды – углеводороды, в которых имеются только простые связи между атомами углерода и которые соединены с максимально возможным числом атомов водорода, т.е. насыщены ими до предела.
Предельные углеводороды – насыщенные, парафины, алканы.
11. Что называется изомерами? Привести примеры. (Сообщения учащихся)
Изомеры – вещества, имеющие одинаковый количественный и качественный состав, но отличающиеся по своему строению и свойствам.
Изомерия – явление существования изомеров.
В углеводородах – изомерия углеродного скелета. Она зависит от порядка соединения между собой атомов углерода в углеродной цепи.
Для пентана C5H12 существует только 3 изомера, а для декана C10H22 уже 75!
12. Что называется гомологами? Привести примеры. (Сообщения учащихся)
Гомологи – органические вещества, сходные по строению и свойствам, но отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп – CH2.
Гомологический ряд – ряд органических веществ, расположенных в порядке возрастания относительных атомных масс, сходных по строению и свойствам и отличающихся друг от друга на одну или несколько групп – CH2.
13. Непредельные углеводороды. Общая формула. Основные формулы. Применение. (Сообщения учащихся)
Непредельные углеводороды содержат 1 двойную связь и называются этиленовыми, олефинами, алкенами. Непредельные, т.к. валентности углерода не насыщены до предела атомами водорода.
14. Основные типы реакций, в которые вступают углеводороды. (Сообщения учащихся)
Для алканов характерны реакции:
- горения;
- замещения;
- термического разложения;
- дегидрирования.
Для алкенов характерны реакции:
- горения;
- полимеризации;
- присоединения:
- воды (реакция гидратации),
- бромной воды;
- окисления (раствором перманганата калия)
III. Физпауза.
- Как живёшь?
- Как идёшь?
- Как бежишь?
- Как плывешь?
- Как летишь?
- Как шалишь?
- Как молчишь?
- Как сидишь?
IV. Экспресс-опрос. Продолжите фразу: «Органическая химия – это…»
V. Дома: § 32–34, готовиться к тесту.
VI. Итог урока.