План-конспект занятия по программе внеурочной деятельности в рамках кружка «Первые шаги в мире информатики» по теме «Табличная форма представления информации». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Расширить представления о том, что такое таблица, где и как её можно применять.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации;
  • сформировать умение и навыки решения логических задач с помощью таблиц;

Развивающие:

  • развитие логического мышления учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, внимательность, формирование познавательного интереса к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • дать представление о новом виде логических задач и решение их с помощью составления таблиц;

Метапредметные:

регулятивные:

  • саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий;
  • сравнение способа действия и его результата, коррекция;
  • оценка – осознание качества и уровня усвоения;

познавательные:

  • логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения);
  • решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера);

коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества со сверстниками: как кооперация (сотрудничество), как взаимодействие;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (речевые действия).

Основные формируемые понятия:

  • таблица;
  • строка (столбец) таблицы;
  • ячейка (адрес).

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Методы обучения: проблемный метод, проектирование, беседа, работа с текстовой информацией, наглядные методы.

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, ноутбуки, интерактивная доска, презентация, рабочие листы.

Структура и ход урока

Этап занятия Время Действия учителя Действия учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1 мин

Громко прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

Дети приветствуют учителя.

2. Актуализация знаний и
фиксация
затруднения в деятельности

5 мин

Учитель: - Каждый день мы с вами получаем какую-либо информацию. Приведите примеры.

(Приложение 1)

Слайд 1

- Какой вид информации преобладает?

- Какую информацию мы получаем с помощью зрения?

Расскажите о текстовой форме представления информации.

Ответы учащихся:Слуховая, зрительная, тактильная и др.

Ответы учащихся:зрительная.

Ответы учащихся: читаем тексты, смотрим фильмы, идёт ли снег на улице и т.д.
Ответы учащихся: Текстовая информация – информация представленная в форме письменного текста. Примеры: чтение газеты, книги, разговор.

 

- Предлагаю вам следующую информацию.

Слайд 2

Триста восемьдесят девять миллионов шестьсот пятьдесят четыре тысячи двести два. – Какая это информация?

Ответы учащихся: это текстовая информация.
 

Слайд 3

- Следующая информация 389.654.202

Ответы учащихся: это цифровая информация.
 

Слайд 4

- Обратите внимание на такую информацию:

Класс миллионов

Класс тысяч

Класс единиц

Сотни
млно

Десятки
млн

Ед.
млн

Сотни
тысяч

Десятки
тысяч

Ед.
тысяч

Сотни

Десятки

Ед.

3

8

 9

 6

 5

4

2

0

2

Ответы учащихся: это текстовая и цифровая информация, представленные в виде таблицы.
  - Какую информацию вам легче прочитать? Ответы учащихся: информацию в таблице.
  - Почему? Ответы учащихся: число разбито на классы и разряды.
3. Выявление
места и причины затруднений
(постановка
учебной задачи)
3 мин Учитель: - Если я вам дам задание записать число 856.507.973 с помощью текста, с помощью цифр или с помощью таблицы, какое задание у вас вызовет наибольшее затруднение? Ответы учащихся:записать число с помощью текста.
  - Ребята, какой вывод можно сделать после выполнения таких заданий? Всегда ли удобна текстовая форма представления информации? Учащиеся делают вывод: текстовая форма представления информации не всегда удобна.
  - Какой же способ записи такой информации будет более лёгким? Ответы учащихся: конечно, таблица.
 

- Сформулируйте тему нашего занятия.

Слайд 5

Ответы учащихся: Тема занятия: «Таблица как форма представления информации»

 

- Какова же будет цель нашего занятия?

Формулируют цельзанятия: Расширить представления о том, что такое таблица, где и как её можно применять.

  - Сформулируйте задачи занятия. Формулируют задачи занятия:
- научиться составлять таблицу;
- рассмотреть её структурные элементы;
- уметь заполнять её различной информацией.

4. Построение
проекта выхода
из затруднения

3 мин

Учитель: - Предлагаю вам следующую таблицу.

Слайд 6

Скорость

Время

Расстояние

24 км/ч

5 ч

120 км

60 км/ч

2 ч

120 км

60 км/ч

3 ч

180 км

Учащиеся рассматривают таблицу, извлекают информацию.

  - Какую информацию вы смогли из неё получить и где эта таблица применяется? Ответы учащихся: Узнали скорость, время и расстояние, в каких единицах они измеряются, применяется на уроках математики.
  - Сделайте вывод, что такое таблица? Учащиеся делают вывод: таблица – простая и удобная форма для преставления и обработки однотипной информации.

5. Реализация
построенного
проекта

3 мин

Учитель: - С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между различными объектами. Где вы в жизни встречаетесь с таблицами? Слайды 7, 8, 9, 10

Учащиеся приводят свои примеры: школьное расписание, календарь погоды, таблица умножения, игра «Морской бой» и др.

6. Первичное
закрепление с проговариванием во внешней
речи

5 мин

Учитель: - А теперь рассмотрим структуру таблицы.
Таблица состоит из строк и столбцов. На пересечении строк и столбцов образуются ячейки. Каждая ячейка имеет адрес. Он состоит из имени строки и столбца.
- Давайте определим адреса ячеек, в которых расположены смайлики. Слайд 11
Физминутка (Приложение 2)

Учащиеся рассматривают таблицу, называют адрес показанной ячейки.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

5 мин

Учитель: - Выполним упражнения в создании таблицы. Дома по математике вам необходимо было заполнить таблицу, записав в неё предыдущие и последующие числа.
Составим такую таблицу в программе Word. Немного упростив её. (Приложение 4)

а - 1

а

а + 1

 

999.999

 

 

1.000.0004

 

 

4.000.999

 

 

99.999

 

Учащиеся составляют таблицу, пользуясь памяткой «Работа с таблицами. Применение таблиц» (Приложение 3)

8. Включение в систему знаний и повторение

15 мин

Учитель: - А теперь прочитайте задачу, записанную у вас на рабочих листах.
(Приложение 4)

- Сможете ли вы ответить на поставленный вопрос в задаче?

Учащиеся читают задачу записанную на рабочих листах.

Ответы учащихся: не сможем.

 

- Для решения таких задач мы будем пользоваться таблицей.

- Преобразуйте текстовую информацию в табличную.

Решение задачи: Составим таблицу, где заголовки строк фамилии друзей, а заголовки столбцов – их цвет волос. Исходя из того, что ни у кого цвет волос не соответствует фамилии, позволяет поставить минусы в ячейках, расположенных на пересечении соответствующих столбцов и строк. Из того, что Белов ответил «Ты прав» черноволосому следует, что Белов не черноволосый. Это позволяет поставить «+» в ячейке, расположенной на пересечении «Белов» и «Черноволосый», а также заполнить пустые клетки в столбце «рыжие». Из второй строки видим, что у Черного белые волосы. Это позволяет поставить знак «-» в ячейке, расположенной на пересечении «Рыжов» и «белые». Единственная пустая ячейка на пересечении строки «Рыжов» и столбца «черные» говорит о том, что у Рыжова черные волосы.

 

Белов

Чернов

Рыжов

белый

-

+

-

чёрный

-

-

+

рыжий

+

-

-

Ответ: у Белова – рыжие волосы, Чернов – блондин, Рыжов – черноволосый.

Учащиеся самостоятельно составляют таблицу, дают названия столбцам, заполняют таблицу знаками «+» и «–».
 

Учитель: - А теперь прочитайте вторую задачу, записанную у вас на рабочих листах.
(Приложение 4)

 

Коля

Боря

Вова

Юра

1 место

-

-

+

-

2 место

-

+

-

-

3 место

+

-

-

-

4 место

-

-

-

+

Ответ: Коля занял - 3 место, Боря – 2-е, Вова- 1-е, Юра -4-е.

Учащиеся самостоятельно составляют таблицу, дают названия столбцам, заполняют таблицу знаками «+» и «–».
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

5 мин Учитель: - В каких ситуациях удобно представлять информацию в виде таблицы? Ответы учащихся: когда она однотипная.
  - Где вы сталкиваетесь с таблицами в жизни? Учащиеся приводят примеры.
  - Какое применения таблиц мы сегодня рассмотрели на занятии? Ответы учащихся: при решении логических задач.
  - Достигло ли цели наше занятие? Ответы учащихся: да, мы расширили представления о том, что такое таблица и где и как её можно применить.

 

- Выполнили мы поставленные перед нами задачи?

- Занятие показало, что вы большие молодцы! Смогли справиться со всеми заданиями. Поаплодируйте себе за плодотворную работу!

Слайд 12

Ответы учащихся: да, мы научились составлять таблицу;
рассмотрели её структурные элементы; научились заполнять её различной информацией.

Список используемой литературы

  1. Сайт «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт» http://www.standart.edu.ru/
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О.В.Рыбъякова. – Волгорад: Учитель, 2008.
  4. Л.И.Осипова «Система внеурочной деятельности в начальной школе» / Управление начальной школой, №12, 2012, с.13-23.
  5. Гин С.И. «Мир логики» Методические пособия для учителя. Москва. Вита-Пресс, 2011.
  6. Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников. М.: Издательство МГПУ, 2009.