Цель: Расширить представления о том, что такое таблица, где и как её можно применять.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации;
- сформировать умение и навыки решения логических задач с помощью таблиц;
Развивающие:
- развитие логического мышления учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, внимательность, формирование познавательного интереса к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные:
- дать представление о новом виде логических задач и решение их с помощью составления таблиц;
Метапредметные:
регулятивные:
- саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий;
- сравнение способа действия и его результата, коррекция;
- оценка – осознание качества и уровня усвоения;
познавательные:
- логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения);
- решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера);
коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества со сверстниками: как кооперация (сотрудничество), как взаимодействие;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (речевые действия).
Основные формируемые понятия:
- таблица;
- строка (столбец) таблицы;
- ячейка (адрес).
Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Методы обучения: проблемный метод, проектирование, беседа, работа с текстовой информацией, наглядные методы.
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, ноутбуки, интерактивная доска, презентация, рабочие листы.
Структура и ход урока
Этап занятия | Время | Действия учителя | Действия учащихся | ||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
1 мин |
Громко прозвенел звонок |
Дети приветствуют учителя. |
||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний и |
5 мин |
Учитель: - Каждый день мы с вами получаем какую-либо информацию. Приведите примеры. Слайд 1 - Какой вид информации преобладает? - Какую информацию мы получаем с помощью зрения? Расскажите о текстовой форме представления информации. |
Ответы учащихся:Слуховая, зрительная, тактильная и др. Ответы учащихся:зрительная. Ответы учащихся: читаем тексты, смотрим фильмы, идёт ли снег на улице и т.д. |
||||||||||||||||||||||||||
- Предлагаю вам следующую информацию. Слайд 2 Триста восемьдесят девять миллионов шестьсот пятьдесят четыре тысячи двести два. – Какая это информация? |
Ответы учащихся: это текстовая информация. | ||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 3 - Следующая информация 389.654.202 |
Ответы учащихся: это цифровая информация. | ||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 4 - Обратите внимание на такую информацию:
|
Ответы учащихся: это текстовая и цифровая информация, представленные в виде таблицы. | ||||||||||||||||||||||||||||
- Какую информацию вам легче прочитать? | Ответы учащихся: информацию в таблице. | ||||||||||||||||||||||||||||
- Почему? | Ответы учащихся: число разбито на классы и разряды. | ||||||||||||||||||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) |
3 мин | Учитель: - Если я вам дам задание записать число 856.507.973 с помощью текста, с помощью цифр или с помощью таблицы, какое задание у вас вызовет наибольшее затруднение? | Ответы учащихся:записать число с помощью текста. | ||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, какой вывод можно сделать после выполнения таких заданий? Всегда ли удобна текстовая форма представления информации? | Учащиеся делают вывод: текстовая форма представления информации не всегда удобна. | ||||||||||||||||||||||||||||
- Какой же способ записи такой информации будет более лёгким? | Ответы учащихся: конечно, таблица. | ||||||||||||||||||||||||||||
- Сформулируйте тему нашего занятия. Слайд 5 |
Ответы учащихся: Тема занятия: «Таблица как форма представления информации» | ||||||||||||||||||||||||||||
|
- Какова же будет цель нашего занятия? |
Формулируют цельзанятия: Расширить представления о том, что такое таблица, где и как её можно применять. |
|||||||||||||||||||||||||||
- Сформулируйте задачи занятия. | Формулируют задачи занятия: - научиться составлять таблицу; - рассмотреть её структурные элементы; - уметь заполнять её различной информацией. |
||||||||||||||||||||||||||||
4. Построение |
3 мин |
Учитель: - Предлагаю вам следующую таблицу. Слайд 6
|
Учащиеся рассматривают таблицу, извлекают информацию. |
||||||||||||||||||||||||||
- Какую информацию вы смогли из неё получить и где эта таблица применяется? | Ответы учащихся: Узнали скорость, время и расстояние, в каких единицах они измеряются, применяется на уроках математики. | ||||||||||||||||||||||||||||
- Сделайте вывод, что такое таблица? | Учащиеся делают вывод: таблица – простая и удобная форма для преставления и обработки однотипной информации. | ||||||||||||||||||||||||||||
5. Реализация |
3 мин |
Учитель: - С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между различными объектами. Где вы в жизни встречаетесь с таблицами? Слайды 7, 8, 9, 10 |
Учащиеся приводят свои примеры: школьное расписание, календарь погоды, таблица умножения, игра «Морской бой» и др. |
||||||||||||||||||||||||||
6. Первичное |
5 мин |
Учитель: - А теперь рассмотрим структуру таблицы. |
Учащиеся рассматривают таблицу, называют адрес показанной ячейки. |
||||||||||||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
5 мин |
Учитель: - Выполним упражнения в создании таблицы. Дома по математике вам необходимо было заполнить таблицу, записав в неё предыдущие и последующие числа.
|
Учащиеся составляют таблицу, пользуясь памяткой «Работа с таблицами. Применение таблиц» (Приложение 3) |
||||||||||||||||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторение |
15 мин |
Учитель: - А теперь прочитайте задачу, записанную у вас на рабочих листах. - Сможете ли вы ответить на поставленный вопрос в задаче? |
Учащиеся читают задачу записанную на рабочих листах. Ответы учащихся: не сможем. |
||||||||||||||||||||||||||
- Для решения таких задач мы будем пользоваться таблицей. - Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Решение задачи: Составим таблицу, где заголовки строк фамилии друзей, а заголовки столбцов – их цвет волос. Исходя из того, что ни у кого цвет волос не соответствует фамилии, позволяет поставить минусы в ячейках, расположенных на пересечении соответствующих столбцов и строк. Из того, что Белов ответил «Ты прав» черноволосому следует, что Белов не черноволосый. Это позволяет поставить «+» в ячейке, расположенной на пересечении «Белов» и «Черноволосый», а также заполнить пустые клетки в столбце «рыжие». Из второй строки видим, что у Черного белые волосы. Это позволяет поставить знак «-» в ячейке, расположенной на пересечении «Рыжов» и «белые». Единственная пустая ячейка на пересечении строки «Рыжов» и столбца «черные» говорит о том, что у Рыжова черные волосы.
Ответ: у Белова – рыжие волосы, Чернов – блондин, Рыжов – черноволосый. |
Учащиеся самостоятельно составляют таблицу, дают названия столбцам, заполняют таблицу знаками «+» и «–». | ||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: - А теперь прочитайте вторую задачу, записанную у вас на рабочих листах.
Ответ: Коля занял - 3 место, Боря – 2-е, Вова- 1-е, Юра -4-е. |
Учащиеся самостоятельно составляют таблицу, дают названия столбцам, заполняют таблицу знаками «+» и «–». | ||||||||||||||||||||||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
5 мин | Учитель: - В каких ситуациях удобно представлять информацию в виде таблицы? | Ответы учащихся: когда она однотипная. | ||||||||||||||||||||||||||
- Где вы сталкиваетесь с таблицами в жизни? | Учащиеся приводят примеры. | ||||||||||||||||||||||||||||
- Какое применения таблиц мы сегодня рассмотрели на занятии? | Ответы учащихся: при решении логических задач. | ||||||||||||||||||||||||||||
- Достигло ли цели наше занятие? | Ответы учащихся: да, мы расширили представления о том, что такое таблица и где и как её можно применить. | ||||||||||||||||||||||||||||
|
- Выполнили мы поставленные перед нами задачи? - Занятие показало, что вы большие молодцы! Смогли справиться со всеми заданиями. Поаплодируйте себе за плодотворную работу! Слайд 12 |
Ответы учащихся: да, мы научились составлять таблицу; |
Список используемой литературы
- Сайт «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт» http://www.standart.edu.ru/
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О.В.Рыбъякова. – Волгорад: Учитель, 2008.
- Л.И.Осипова «Система внеурочной деятельности в начальной школе» / Управление начальной школой, №12, 2012, с.13-23.
- Гин С.И. «Мир логики» Методические пособия для учителя. Москва. Вита-Пресс, 2011.
- Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников. М.: Издательство МГПУ, 2009.