Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
- Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. («Социально-коммуникативное развитие»);
- Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Речевое развитие»);
- Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. («Познавательное развитие»);
- Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости («Физическое развитие»);
- Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку («Художественно-эстетическое развитие»).
Интеграция образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Речевое развитие»,
- «Познавательное развитие»,
- «Физическое развитие»,
- «Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приёмы:
практические:
- изготовление куклы, физкультминутка «У Меланьи, у старушки»;
- наглядные рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
- словесная игра «Опиши игрушку» , загадки, вопросы, ответы детей;
Оборудование:
- куклы (обереговые, игровые, обрядовые),
- фоновая русская народная музыка «сошью Дуне сарафан»,
- песня А.Иошпе «Бабушка Арина»,
- карточки со схемами изготовления кукол,
- запись игры-песни «У Маланьи, у старушки».
Интеграция образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Речевое развитие»,
- «Познавательное развитие»,
- «Физическое развитие»,
- «Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приёмы:
- практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;
- наглядные: просмотр презентации «Народные тряпичные куклы»; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
- словесные: загадки, вопросы, ответы.
Оборудование:
- Видеопроектор, ноутбук,
- игрушки деревянные, глиняные («Дымковская роспись», «Гжель», куклы (обереговые, игровые, обрядовые),
- фоновая русская народная музыка,
- ширма, карточки со схемами изготовления кукол,
- запись игры – песни «У Маланьи, у старушки»,
- фонограмма русской народной песни «Сошью Дуне сарафан»,
- фонограмма песни А.Йошпе «Бабушка Арина».
Раздаточный материал: 2 цветных круглых отрезков ткани, по кусочку ваты (помпоны), нитки.
Предварительная работа:
- Беседа «Откуда берутся игрушки?»
- Чтение русской народной сказки “Василиса Премудрая”
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент
Дети заходят в зал, садятся на стульчики. Звучит песня Аллы Иошпe «Бабушка Арина». Входит бабушка Арина с корзинкой в которой торчат клубки со спицами и игрушками-самоделками. Стоят 3 маленьких столика. На первом народные игрушки из дерева (матрешки, свистульки и др.), на втором игрушки из глины, третий стол - пустой.
Бабушка Арина: (обращается к детям): Здравствуйте девчонки – веселушки, озорные хохотушки. Здравствуйте ребята- молодцы, озорные удальцы! Здравствуйте и вы гости дорогие! (низко кланяется). Очень рада встрече с вами. А, о чем мы с вами поговорим догадайтесь сами, посмотрев на экран?(слайд №2)
Бабушка Арина: Ребята, а какие игрушки есть у вас дома? Во что вы любите играть?
Дети: 2-3 ответа.
Бабушка Арина: Где же делают ваши игрушки?
Дети: Игрушки делают на фабриках и заводах.
Бабушка Арина: А, сегодня, вы, ребята, послушайте сказку-быль об игрушках, в которые играли ваши прабабушки и прадедушки, когда были маленькими.
Бабушка Арина: Много лет назад, когда еще не было пластмассы, ни стекла, ни металла, дети играли - деревянными игрушками (показывает на 1-м столе деревянные игрушки, матрешку, зайчика, свистульки, дудочку), ведь дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев (слайд №3). Самой известной деревянной игрушкой была матрешка. Она совсем не похожа на современных кукол, но дети очень любили сестричек-матрешек (слайд №4).
Бабушка Арина: Еще человек догадался, что можно добывать глину и помесив ее в воде можно что-то вылепить. Что, например?
Дети: посуду, игрушки, кукол.
Бабушка Арина (подходит ко 2-му столику): Вскоре люди придумали искусственные краски и стали раскрашивать глиняных кукол красками, Они стали красивыми и яркими, их стали продавать на ярмарках. Эти куклы сохранились до наших дней. Ребята, а что это за куклы?
Дети: Дымковские игрушки, гжель, богородские, филимоновские (слайд №5, показывает образцы кукол).
Воспитатель: Ребята, а, глиняной игрушкой удобно было играть? И, почему?
Дети: Нет. Они могут разбиться.
2. Словесная игра с мячом «Игрушка, какая она?»
Бабушка Арина: Ребята, давайте поиграем. Встаньте в круг и отвечайте мне на вопрос:» Игрушка, какая она?». Кто повторится, или будет подсказывать садится на стульчик. Сначала подберем слова к слову «машина».
Предлагаем на выбор слова: машинка, кукла, медвежонок.
Бабушка Арина: Продолжаем наше путешествие. Еще ваши прабабабушки и прадедушки играли соломенной игрушкой (достает из корзинки и показывает, потом ставит на 3-й стол). Называли их стригушки. Они названы так, что их снизу подравнивали, подстригал. Если стригунка поставить на поднос и слегка потрясти, то куколка начинает как бы танцевать (слайд №6).
Бабушка Арина: Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему?
Дети: Интересно, но она непрочная.
Бабушка Арина: Да, она легко ломается, ее нельзя одеть. Прошло много лет, человек придумал другую куклу, а какую угадайте:
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? Достает тряпичную куклу.
Бабушка Арина: Самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок, лоскутков (слайд №7). В одной крестьянской семье таких кукол могло быть очень много. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Маленькие дети сами могли «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков (показывает куколку, и кладет на 3-й стол).
Бабушка Арина: Ребята, а почему у куколки нет лица?
Дети:……
Бабушка Арина: Долгие годы лицо не раскрашивалось, так как люди раньше были очень суеверные, и думали, что лицо «оживает». Если такая кукла сломается, то человеку может быть плохо.
3. Физкультминутка:«У Меланьи, у старушки» (слайд №8)
Ребята, я буду Меланья, вы все мои ребятишки, поиграем?:
У Меланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (присесть сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
С такими глазами (показываем круглые глаза)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)
Бабушка Арина: В народной традиции куколка играла разные роли: кукла-игрушка; обрядовая кукла, кукла- оберег. Куклам в древности приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, от пожара принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Бабушка Арина: Ребята, мы с вами читали русскую народную сказку «Василиса Прекрасная». У Василисы была куколка. А, что куколка делала, вспомните, пожалуйста. (слайд №9)
Дети: Куколка оберегала, защищала.
Бабушка Арина: Правильно, куколка утешала Василису, помогала ей в работе.
Бабушка Арина: А эта куколка Крупеничка - это оберег на сытость и достаток в семье. Это главная кукла в семье. Посмотрите какая она дородная (показывает). А как Вы думаете, чем наполняли эту куклу (слайд №10)?
Дети: гречишным зерном или пшеницей.
Бабушка Арина: Правильно, ребята. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу.
Бабушка Арина: Разновидность Крупенички – Кубышка-Травница (слайд №11).
Как вы думаете, чем наполняли эту куклу и для чего она была нужна?
Дети: Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой.
Бабушка Арина: Молодцы, ребята. Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница.
Бабушка Арина: Ребята, эта неделя –Масленичная. А, какие атрибуты этого праздника вы знаете?
Дети: Блины, варенье.
Бабушка Арина: А еще кукла Масленица – обязательный атрибут праздника Масленицы. В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Изготавливали куклу из веток, прутьев, соломы, вместо волос – очесы льна, заплетенные в косу, на голове – платок (слайды №12,13).
Бабушка Арина: А., теперь, ребята я предлагаю самим свертеть тряпичную куколку Колокольчик. Колокольчик - кукла добрых вестей, оберег хорошего настроения.
Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение (слайд №14).
Как вы думаете почему эту куклу называют Колокольчиком?
Дети: Потому что сарафан напоминает форму колокольчика и внутри куколки колокольчик.
Бабушка Арина: Посмотрите на экран, и запомните как мы с вами будем делать куклу. У вас на столе лоскутки из ткани. Какой формы лоскутки ткани и одинаковые они по размеру и форме?
Дети: Лоскуты круглые и треугольные. Один меньше, другой больше. (Слайды 15-21)
Бабушка Арина: Сначала берем круглый лоскуток меньшего размера, сверху кладем круглый лоскут большего размера. Теперь берем синтепоновый помпон с колокольчиком , кладем его в центр нашего круга. Далее зажимаем пальцами «в пучок» и начинаем обматывать нитками. Помним золотое правило «Три витка три узелка. На счастье, на здоровье, на благополучие!» Получилась головка у куколки! И разноцветные сарафанчики. Осталось повязать косыночку на голову. Какой формы косынка?
Дети: Треугольник.
Теперь кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одним уголком затем другим и завязываем узелок
Запомнили? А, теперь проходите в мастерскую и садитесь за стол. Давайте разомнем ваши ручки.
4. Пальчиковая гимнастика «Наша куколка»
Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала – (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло (ребенок кладет руку на стол, а другой закрывает ее)
5. Продуктивная деятельность.
Бабушка Арина: Вот мы и размяли свои ручки. Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, это же кукла хорошего настроения. И все у нас получится.
Бабушка Арина: Сначала берем круглый лоскуток меньшего размера, сверху кладем круглый лоскут большего размера. Теперь берем синтепоновый помпон с колокольчиком , кладем его в центр нашего круга. Далее зажимаем пальцами «в пучок» и начинаем обматывать нитками. Помним золотое правило «Три витка три узелка. На счастье, на здоровье, на благополучие!» Получилась головка у куколки!
И разноцветные сарафанчики.
Осталось повязать косыночку на голову. Какой формы косынка?
Дети: Треугольник.
Теперь кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одним уголком затем другим и завязываем узелок Если кому нужна помощь. Поднимите руку.
Бабушка Арина: Ах, какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своим родным.
3. Итог занятия
Бабушка Арина: -А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?
- О чем мы с вами говорили?
- О каких куклах вы сегодня узнали?
- Какую куклу смастерили?
- Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Спасибо за работу вашу, за старание.
(Звучит русская народная музыка «сошью Дуне сарафан», дети проходят в группу)