Цель семинара: Создать условия для психологической разгрузки педагогов, развивать навыки самоанализа.
Задачи:
- Познакомить педагогов с понятием «стресс», его признаками.
- Исследовать стрессовые факторы в жизни человека, найти пути уменьшения их негативного влияния.
- Познакомить педагогов со способами регуляции психических состояний.
- Развитие навыков рефлексии.
Продолжительность: 1 ч. 15 минут.
Оборудование: магнитофон, диск со звуками природы, раздаточный материал, бумага, ручки.
Ход семинара
1. Вступительное слово
Сообщение темы и цели занятия.
Ведущий: Профессия педагога - одна из самых «нервных» и относится к категории «группы риска». Каждый из нас сталкивается и на работе, и в быту с различными стрессовыми ситуациями, влияющими на наше эмоциональное, физическое состояние. Сегодня мы попробуем определить причины возникновения стрессовых состояний, а также способы восстановления сил и поиск своих ресурсов.
2. Упражнение «Ассоциации»
Участники делятся на 2 команды. Каждой команде нужно придумать и записать положительные и отрицательные ассоциации к слову «Стресс». Ведущий подводит итог, что стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на жизнь человека.
Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — совокупность неспецифических (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов – стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. (Википедия)
Виды стресса:
1. Эустресс - это стресс, вызванный положительными стрессорами (непредсказуемая победа в соревновании, олимпиаде). Он активизирует и мобилизует внутренние резервы человека, добавляет интереса к жизни, заставляет действовать более интенсивно.
2. Дистресс - вызванный негативными стрессорами (опоздание на важное мероприятие, проигрыш в соревновании и т.д.). Это разрушительный процесс, который дезорганизует поведение человека, активизирует глубинные адаптационные резервы организма. Такой длительный стресс может перерасти в невроз или психоз.
3. Причины стресса
Участникам в командах предлагается записать в виде таблицы:
- причины возникновения стрессовых состояний,
- какие проявления в теле, в эмоциях человека можно ощущать или наблюдать при стрессе.
Команды по очереди представляют свои таблицы, обсуждают представленное.
Причины возникновения стресса:
- конфликтная ситуация с другим человеком – на работе, дома, с друзьями или вовсе с посторонними людьми, ссора;
- недовольство своим внешним видом, окружающими людьми, успехами на работе, самореализацией в мире, окружающей обстановкой (дом, работа), уровнем жизни;
- нехватка денег, долги, ипотека;
- длительное отсутствие отпуска и полноценного отдыха от повседневных дел, быта;
- рутинная жизнь с отсутствием или маленьким количеством положительных эмоций, перемен;
- длительные хронические заболевания, особенно влияющие на внешний вид, а также болезни родственников;
- избыточный вес;
- смерть близкого или знакомого человека;
- частые страхи, особенно перед смертельными заболеваниями, мнением окружающих людей, старостью;
- чрезмерная физическая активность, или же неблагоприятные условия окружающей среды (холод, жара, дождливая погода, повышенное или пониженное атмосферное давление);
- переезд на другое место жительства, смена работы;
- другие причины или ситуации, способные зацепить или раздражать человека.
4. Тест «Как вы заботитесь о себе?»
Ведущий предлагает педагогам пройти тест и узнать, как они заботятся о себе и насколько могут быть подвержены стрессу.
Ответьте на вопросы, приведенные в тесте. Для этого оцените каждый вопрос по 4-х бальной шкале и поставьте соответствующую цифру в графе «балл» напротив каждого вопроса.
Условные обозначения:
- 4 – верно (то есть высказывание полностью относится к вам, к вашим поступкам и действиям);
- 3 – скорее верно, чем неверно;
- 2 – скорее неверно, чем верно;
- 1 – неверно (то есть вы так не поступаете никогда).
Подсчитайте ваш результат. Для этого сложите все цифры в колонке «балл».
№ |
Вопрос |
Балл |
1 |
Временами я покупаю себе что-нибудь приятное, например подарок, сувенир, безделушку |
|
2 |
Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться |
|
3 |
Я считаю, что имею право иногда быть эгоистичным(ой) |
|
4 |
Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне |
|
5 |
Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан |
|
6 |
Каждый день я уверен(а) в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное |
|
7 |
Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем |
|
8 |
Я могу сказать «нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать |
|
9 |
Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее |
|
10 |
Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве |
|
11 |
Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье |
|
12 |
Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны |
|
13 |
Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки |
|
14 |
У меня есть время для занятий увлекательным хобби |
|
15 |
Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если это кому-то может не понравиться |
|
16 |
Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем |
|
17 |
Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100% |
|
18 |
Я могу сам(а) принимать решения, а не ждать советов окружающих |
|
19 |
Я избегаю употребления наркотиков и табака |
|
20 |
Я способен(на) признавать и доказывать другим свои достоинства |
|
Итого |
|
|
Интерпретация теста «Как вы заботитесь о себе?»
- Более 54 баллов – результат выше среднего. Люди, имеющие данный общий балл, умеют заботиться о себе достаточно хорошо, поэтому им легче, чем другим, в искренней форме проявлять заботу об окружающих в тех ситуациях, когда это необходимо.
- 40–54 балла – средний результат. Те, кто имеет данный балл, как правило, стараются заботиться о себе, но они могли бы улучшить свой результат.
- Ниже 40 баллов – результат ниже среднего. Эти люди заботятся о себе недостаточно хорошо. Возможно, что они часто имеют чувство вины перед собой/окружающими.
5. Беседа «Способы борьбы со стрессом»
Участники по очереди предлагают и записывают возможные источники ресурсов для выхода из стрессовых состояний.
- духовные переживания как источник ресурсов
(вера в высшие силы, единство, общность с другими); - жизненный опыт, события;
- интеллектуальное наполнение как ресурс:
книги, путешествия, фильмы, спектакли, учеба, приобретение новых знаний, общение с единомышленниками, Интернет - эмоции как ресурс:
(общение с природой, животными, стихией; общение с детьми, друзьями, близкими) - физическое тело как ресурс:
(еда как источник удовольствия, уход за телом, движение (спорт, танцы, прогулки); взаимодействие с другими людьми через телесные ощущения)
6. Упражнение «Источник»
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Ведущий: «Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идёте на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.
Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.
Теперь встаньте под источник, пусть вода льётся на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.
Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днём - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.
Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором всё возможно, и жизнь которого постоянно обновляется».
По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно использовать это упражнение, принимая душ
7. Упражнения на регуляцию психических состояний педагога
Ведущий знакомит участников семинара с упражнениями на регуляцию психических состояний, раздаёт памятки.
8. Рефлексия, обратная связь
Список используемой литературы.
- Широкова Г.А. Школа общения для дошкольников. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.
- Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации/ авт.- сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2011.
- Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: психологическое сопровождение. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Изд.6-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.