Цели урока:
- обучающая: формирование знаний и умений при изучении метода прямоугольного проецирования для выполнении чертежа предмета;
- развивающая: развитие пространственных представлении и пространственного мышления в ходе изучении метода прямоугольного проецирования;
- воспитывающая: воспитание культуры графического труда при выполнении чертежей.
Задачи:
- Обосновать необходимость применения двух и трех плоскостей проекций;
- создать условия для формирования умений проецировать предмет на плоскости проекций;
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Методы обучения: объяснение, беседа, упражнения.
Оборудование: конструкция двухгранного и трехгранного угла, чертежные инструменты, плакаты, модели деталей.
Ход урока
I. Организационная часть
II. Актуализация полученных знаний
- Какое существует проецирование?
- Какое проецирование называется центральным?
- Чем центральное проецирование отличается от параллельного?
III. Объяснение новой темы
1. Прямоугольное проецирование на одну плоскость проекций
При прямоугольном проецировании на одну плоскость проекций деталь следует расположить таким образом, чтобы полученное изображение давало наибольшую информацию о ее форме.
Выберем для получения изображения вертикальную плоскость проекции и обозначим ее буквой V. Плоскость, расположенную перед зрителем, называют фронтальной.Перед этой плоскостью расположим деталь. В результате прямоугольного проецирования получим изображение детали, на котором грани предмета, параллельные плоскости проекций, отобразятся в натуральную величину. Полученное изображение называют фронтальной проекцией детали.
Задание. (работа в группе) Установите соответствие главных видов, обозначенных цифрами, деталям, обозначенным буквами, и запишите ответ в тетради.
Задание 1. (самостоятельно) выполните чертеж детали по наглядному изображению макета. Чертеж должен содержать одну проекцию (фронтальную). Нанесите размеры, укажите толщину.
2. Прямоугольное проецирование на две плоскости проекций
Перед учащимися ставится проблемная ситуация.
Задание. (работа в группе) Проанализируйте геометрическую форму детали на фронтальной проекции и найдите эту деталь среди наглядных изображений.
Рис.1. Проанализируйте геометрическую форму детали на фронтальной проекции и найдите эту деталь среди наглядных изображений
Вывод: все 6 деталей имеют одинаковую фронтальную проекцию. Значит, одна проекция не всегда дает полное представление о форме и конструкции детали.
- Какой выход из этой ситуации? (Ответ: Посмотреть на деталь с другой стороны).
Появилась потребность применения ещё одной плоскости проекций.
Вторая плоскость проекций располагается перпендикулярно к фронтальной плоскости.
Эта плоскость в черчении называется горизонтальной плоскостью проекций (плоскость, параллельная земной поверхности) и обозначается латинской буквой H.
- Плоскости V и H пересекаются по оси X, вокруг которой можно вращать плоскость H (показать на модели двугранного угла).
Рис. 2. Проецирования предмета на две плоскости проекций
Итак, помещаем предмет в двугранный угол. Обращаем внимание, что проецирующие лучи перпендикулярны к плоскости проекций. Предмет проецируется на плоскость Н.
Т.к. тетрадный лист плоский в отличие от двугранного угла (или формат листа А4), мы разворачиваем грань угла относительно оси Х на 90 градусов. Совмещаем проецирующие плоскости в одну грань.
Две проекции располагаются в проекционной связи относительно друг друга.
Разберем вопрос с размерами на чертеже.
Рис. 3. Постановка размеров:
на фронтальной проекции проставляется длина и высота;
на горизонтальной проекции – длина и ширина
Метод прямоугольного проецирования на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций был разработан французский инженером учёным Гаспаром Монжем в конце 18 века. Метод прямоугольного проецирования называется еще Методом Монжа.
Задание (работа в группе).
Найдите фронтальную и горизонтальную проекции к данному наглядному изображению.
3. Проецирование на три плоскости проекций
Для того чтобы информация о сложной форме детали была представлена достаточно полно, используют проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций: фронтальную, горизонтальную и профильную W (плоскость, расположенная перед зрителем сбоку).
Чтобы построить профильную проекцию предмета, удобно воспользоваться постоянной прямой (линия, которую проводят справа от горизонтальной проекции детали под углом 45o к оси OX). Линии связи, идущие от горизонтальной проекции, доводят до постоянной прямой. Из точек их пересечения проводят перпендикуляры к горизонтальной прямой и строят профильную проекцию детали. (рассмотреть рис. 91, 92, б учебник)
Система плоскостей проекций представляет собой трехгранный угол с вершиной в точке О. пересечения плоскостей трехгранного угла образуют прямые линии – оси проекций ОХ, ОУ, ОZ.
Помним, что лист тетради (формата) плоский. Для получения чертежа предмета плоскость W поворачивают на 90o вправо, а плоскость Н - на 90o вниз. Профильную проекцию располагают в проекционной связи с фронтальной плоскостью, справа от нее на одной высоте.
Чертеж, состоящий из нескольких прямоугольных проекций, называют чертежом в системе прямоугольных проекций.
Задание (работа в группе).
Установите соответствие главных видов, обозначенных цифрами, деталям, обозначенным буквами, и запишите ответ в тетради.
V. Подведение итога урока
Вопросы на закрепление темы урока:
1. С какими плоскостями проекций вы познакомились?
2. Какие размеры проставляются на горизонтальной проекции?
3. Кто обосновал метод прямоугольного проецирования?
4. Как называется комплексный чертеж?
5. В каких случаях применяется прямоугольное проецирование предмета на три плоскости проекций?
4. Закрепление нового материала
Выполнение индивидуальных упражнений по карточкам-заданиям. По наглядному изображению выполнить его фронтальную, горизонтальную и профильную проекции.
5. Итог урока
6. Домашнее задание
- cтр.37-40, пар.16, задание 1.
- стр. 42, задание 2.