Внедрение нестандартных педагогических методик на уроке Мировой художественной культуры

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


В наше время эта тема очень актуальна: у нынешних школьников обычно довольно узкое понимание значения школьных дисциплин. Такие предметы, как математика или русский язык, имеют для них прикладное значение, в то же время МХК кажется им абсолютно бесполезным предметом, не обладающим никакой ценностью, разве что поможет произвести впечатление на окружающих.

Цель работы - изменить данное положение дел, предоставив возможность учащимся пережить состояние автора - творца. Но к этому можно будет прийти только, проделав следующие шаги:

  1. Проведение опроса обучающихся, с целью определения их отношения к предмету и их личностных предпочтений в области МХК;
  2. Внедрение в КТП несколько уроков, не относящихся к программе в данный момент;
  3. Проведение занятия - зачёта, в ходе которого учащиеся, поделившись на творческие группы, должны самостоятельно создать своё произведение искусства, представить его и объяснить, какую идею они хотят донести до общественности.

Предмет МХК появился совсем недавно, около тридцати лет назад. Методики его проведения ещё окончательно не разработаны, поэтому чаще всего мы приходим к двум возможным вариантам: либо педагог предлагает сухие факты, даты и стили, которые учащиеся должны запомнить, либо учитель является искусствоведом или культурологом, который может часами рассказывать об объектах искусства и о том, что нужно чувствовать при контакте с ними. К сожалению, оба варианта заставляют относиться к МХК, как к не очень важному предмету, как говорят, для общего развития. Но МХК – никак не лишний предмет. Если мы заглянем в рабочую программу по мировой художественной культуре для 10–11 классов, составленной на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС, то прочитаем, что «изучение МХК в средней школе направлено на достижение следующих целей:

– развитие духовно-нравственной личности, уважающей культурные традиции народов России и других стран мира;

– воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства;

– развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;

– освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;

– овладение умениями анализировать произведения искусства и вырабатывать собственную эстетическую оценку;

– использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды»*.

_________________

* Емохонова Л.Г. «Мировая художественная культура (базовый уровень): программа для 10—11 классов: среднее общее образование» (Л.Г. Емохонова, Н.Н. Малахова) — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 48 с.

Но как всё это можно соблюсти без понимания личной выгоды от предмета, без чувства сопереживания, без конкретного навыка, которым должны овладеть учащиеся. В своей практике, как только мне дали преподавать МХК, я начала с первого урока. Как и в любом предмете, этот урок был вводным и, поэтому я потратила его на опрос учеников, а именно задала вопрос: «Что для вас значат уроки МХК?» и «Каковы ваши цели и интересы на данный момент?». В результате, оказалось, что МХК воспринимается учащимися, как дополнительное занятие: «Для того, чтобы мы были культурными». Но ведь возможности предмета намного шире!

Сфокусировавшись на интересах большинства учеников в классе, я разработала план и провела уроки такие, как, например, посвященные 165 – ой годовщине жизни великого голландского художника-постимпрессиониста Винсента Виллема Ван Гога (30 марта 1853 – 29 июля 1890) и отражению его жизни в творчестве. Эта тема не на шутку «зацепила» учащихся: это были не просто картины, а сообщения из жизни художника. Мы, как детективы, разгадывали детали и отсылки. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог, протестантский пастор, а матерью — Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии, но оказался старшим с именем деда и брата, родившегося перед ним и тут же умершего. Параллельно мы читали отрывки из интереснейшей книги «Жажда жизни» Ирвинга Стоуна, биографа жизни интересных людей и, в данном случае, Ван Гога, история творчества которого по книге начинается в годы его миссионерства, когда Винсент впервые узнал, какой суровой подчас бывает жизнь. Со временем он обрёл твёрдое намерение стать художником. Свои мысли и чувства он запечатлел на холсте и в письмах, благодаря которым мир обрёл сокровища души знаменитого теперь художника, которыми он тщетно старался поделиться со своими современниками. Для нас открылся «новый Ван Гог»: не сумасшедший рыжий художник, частенько злоупотреблявший абсентом, отрезавший в пьяном угаре себе ухо, нет, перед нами был не только несчастный человек, написавший известную фразу: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…**». Мы познакомились с Ван Гогом как с приятным молодым человеком, миссионером, даже желавшим одно время продолжить династию протестантских пасторов, постоянно развивающегося, меняющего свои предпочтения и мировоззрения, что нашло отражение в умах и сердцах учащихся, стоящими именно сейчас перед выбором на жизненном пути («Ну, а как молодому человеку узнать, правильную ли он избрал дорогу?» -- вопрошает совсем ещё молодой Винсент своего учителя Мендеса. «Ни в чем нельзя быть уверенным твёрдо, Винсент, -- сказал Мендес. -- Можно лишь найти в себе мужество и силы делать то, что Вы считаете правильным. Может статься, что Вы и ошибались, но по крайней мере Вы сделали, что хотели, а это самое главное. Вы должны поступать так, как велит Вам разум, и пусть судит Бог, что из этого выйдет. Если Вы сейчас уверены в том, что призваны так или иначе служить создателю, то эта Ваша уверенность должна стать для Вас единственной путеводной нитью. Верьте себе и не робейте.***») Мы увидели Винсента как любящего человека, ценителя прекрасного, даже желающего завести семью и детей («Не надо любить его, Урсула! Я не позволю. Вы будете моей женой. Иначе мне конец. Я не отступлюсь, пока вы не забудете его и не выйдете за меня замуж!» «Замуж за вас? Разве я обязана выходить за каждого, кто в меня влюбится?»****). Но после неоднократных жизненных потрясений, драм, трагедий, возможно, сказалось, что он «был ребёнком, заменившим другого, умершего (replacement child)*****», попавшего в психиатрическую клинику, где беседует с врачом. «Вы -- неврастеник, Винсент, -- говорил ему доктор Рей. -- Нормальным вы никогда и не были… И, знаете, нет художника, который был бы нормален: тот, кто нормален, не может быть художником. Нормальные люди произведений искусства не создают.

_____________

** "Безумства" знаменитых, великих и гениев. Реальный "утопизм"http://elenapyyhtia.blogspot.ru/2015/05/blog-post_953.html
*** Ирвинг Стоун «Жажда жизни», АСТ, 2017 г.
**** Ирвинг Стоун «Жажда жизни», АСТ, 2017 г.
***** Йохан П.Натер. Ван Гог. Биография, http://lib.ru/INPROZ/NATER_J/van_gog.txt_with-big-pictures.html

Они едят, спят, исполняют обычную, повседневную работу и умирают.*» На грустной ноте заканчивает свой роман Ирвинг Стоун: «Он уже написал всё, что хотел написать. Он уже сказал всё, что хотел сказать... всё лучшее в нём уже умерло.**» Мы же, как в старых добрых сказках, вспомнили письмо Винсента к брату Тео: «Самое лучшее — при всех обстоятельствах, на любом месте и во все времена сохранять мысль о Боге и стараться побольше узнать о Нём, а это можно сделать, читая Библию, равно как и разные другие источники. Хорошо верить, что всё в мире чудесно, всё лучше, чем можно себе представить, потому что в этой вере -- правда; хорошо остаться порядочным, скромным и иметь доброе сердце, даже если приходится скрывать свою доброту, как это часто бывает необходимо; хорошо знать многое, что скрыто от мудрецов и мыслителей мира сего, но от природы понятно людям бедным и простым, женщинам и детям. Разве можно познать что-нибудь лучшее, нежели то, что Бог от рождения вложил в каждую человеческую душу, которая живёт и любит, надеется и верит, если только она злодейски не искалечена? Человек испытывает потребность в немалом — в бесконечности и чуде — и правильно поступает, когда не довольствуется меньшим и не чувствует себя в мире как дома, пока эта потребность не удовлетворена. Это и есть кредо, которое выразили в своих произведениях все хорошие люди; все, кто думал глубже, искал чего-то более высокого, работал и любил больше, чем остальные; все, кто проник в самые глубины моря житейского.***» Неужели так мог написать опустившийся алкоголик, как иногда представляют автора гениальных произведений: «Терасса ночного кафе Плейс ду», «Первые шаги (по картине Милле)», «Натюрморт. Розовые розы», безусловно, многочисленные «Ирисы» и «Подсолнухи», написанная не с натуры «Звёздная ночь», «Пьета (по Делакруа)», 35 автопортретов, одно из последних – позитивную картину в честь рождения племянника, названного в честь Ван Гога Винсентом, «Цветущие ветки миндаля», как начало новой жизни. Дети стали иначе воспринимать картины, через призму исторических, социальных, культурных и даже медицинских аспектов. В этом и есть настоящая мета предметность дисциплины МХК. На этих уроках я использовала наработки академии Khan-он-лайн библиотеку, видеоролики ведущих искусствоведов и открыла для себя много неизвестных ранее фактов, о чём я уже упомянула выше.

_____________

* Ирвинг Стоун «Жажда жизни», АСТ, 2017 г.
** Ирвинг Стоун «Жажда жизни», АСТ, 2017 г.
*** Винсент Ван Гог. Письма к брату Тео. 1877-1881 годы.

Следующее занятие я отдала под абсолютно противоположное, на первый взгляд, искусство - работы современных художников, особенно уделив внимание противоречивому искусству инсталляции и перфоманса. Этот жанр до сих пор воспринимается неоднозначно, а между тем, его предтеча, авангардизм, зародился почти 100 лет назад. Сегодня этому искусству даётся следующее определение: форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время*.

_____________

* Русский орфографический словарь Российской академии наук. Отв. ред. В. В. Лопатин.

На этих занятиях мы учились «понимать» художников, искали смысл их произведений, определяли, искусство для нас это или нет, что стало одним из первых вопросов, возникающих у людей, столкнувшихся с работами Марины Абрамович или Павленко. Последний, кстати, стал причиной для начала урока, т.к. его недавние выступления классифицируются как хулиганства, при этом он сам и личности, относящие себя к современным художникам, подтверждают, что это были акты искусства, непонятые современниками. И действительно, с одной стороны Абрамович, которую сейчас называют «бабушкой перформанса». Она открыла новое понятие идентичности, делая наблюдателей участниками и сосредотачиваясь на «противостоянии боли, крови и физических пределах тела»*. Именно ей принадлежит известный перформанс «Ритм 0»,который заключался в том, что она разрешила публике как угодно взаимодействовать со своим телом, используя 72 предмета, среди которых были цветы, краска, иглы и заряженный пистолет. И никто не мог предположить, чем закончится это действие. Перформанс был прерван в тот момент, когда измученной, замызганной художнице приставили дуло пистолета к голове. На примере этого перформанса можно было проследить, как отсутствие рамок и правил превратило человека в настоящего изувера, животное. А с другой - такие художники, как Алехандер Каерл , который устроил свое представление, занимаясь на алтаре церкви физическими упражнениями. В этом случае, он был осуждён и оштрафован, потому как мы не должны забывать, что помимо наших прав на самовыражение есть и иные права. Одними из основных прав являются религиозные свободы. Судья уверена, что использование алтаря в качестве гимнастического снаряда – это попирание достоинства верующих. При этом это была попытка прославится за счёт намеренного скандала.

_____________

* «The Performative Body of Marina Abramovic». European Journal of Women's Studies 11 (3)

Мы познакомились с точками зрений искусствоведов, опросами рядовых граждан и выявили для себя «формулу МХК»: мы должны понять произведение, а принимать его или нет - это наш личный выбор.

Последнее занятие из этого цикла я посвятила групповой работе. Ученики, разделившись на группы, должны были создать инсталляцию, используя подручные предметы. Затем, каждое творческое объединение представляло свою работу и объясняло, какой смысл несёт объект и отдельные его элементы. Группы собирались, а потом из них выходил один или несколько человек, но с другими взглядами на культуру. Все ребята были увлечены, работали, играя, с упоением, сияющие глаза не могли сдержать восторга от сделанного, возможно, для кого-то первого открытия!

Это было не моделирование взрослой жизни, это настоящая работа, здесь и сейчас! Одноклассники высказывали мнение, давали советы или никак не могли понять некоторые работы. Но главное: они почувствовали себя на месте творца, ведь их работы были пронизаны их личностными интересами, мнениями и желаниями поделиться своими открытиями с окружающими.

Теперь изучение любого вида или направления искусства начинается с рассказа об одном из представителей, условий его жизни, истории в этот период, политики, экономики. Затем изучались мнения экспертов. И, наконец, мы приступаем к разгадыванию ребусов работ, так как каждую работу ученики пропускали через себя. Это никак не отразилось на оценках, но повлияло на интерес и на усвоение дополнительных умений выявлять взаимосвязь мировых и отечественных культурных проблем. В результате этих уроков учащиеся начали овладевать методологией проведения исследования, их деятельность была направлена на формирование художественно-эстетического вкуса, узнали о месте культуры в развитии общества, об особенностях развития отечественной культуры, о некоторых стилях и направлениях художественной культуры, научились выражать и обосновывать свою позицию по вопросам культуры, проанализировали современные тенденции мировой культуры и их влияние на социокультурные процессы в России, научились узнавать уже известные и изученные произведения и соотносить их с определённым стилем и направлением, продолжали развивать толерантное отношение к миру, показали умение усваивать классическое наследие и современную культуру, выполняли творческие задания, аргументировали собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой и отечественной художественной культуры, определяли и обосновывали своё отношение к произведениям искусства, а самое главное, учащиеся поняли, что мировая художественная культура изучает не только способы рисования, «МХК не про даты и имена», как предположил один из ребят. МХК про жизнь! Про жизнь наших учеников, про успешность их личностного становления!

Фото к уроку.