Цель: знакомство детей с событиями и традициями, связанными с праздником Рождества Христова.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения православного праздника «Рождество Христово», с основами христианского учения о Боговоплощении;
- продолжить формирование понимания символического языка иконы;
- обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения, определять и анализировать логические связи между понятиями;
- формировать ценностное отношение детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре;
- воспитывать культуру празднования Рождества Христова, семейных отношений, милосердия.
1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент). (Слайд 3)
- Девизом нашего урока будет высказывание. Прочитайте его. (Хорош праздник после трудов праведных.)
- Чем является данное высказывание?
- Как понимаете смысл данной пословицы?
- Что такое праздник?
- Обратимся к словарю. Праздник — отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной традицией.
Слово образовалось как суффиксальное производное от старославянского праздьнъ, «праздничный». Буквальное значение — «день, не занятый делами, свободный от работы».
- А какие праздники вы знаете?
- Сгруппируйте праздники, пользуясь таблицей. (Слайд 4)
Национальные | Семейные |
Православные |
|
|
|
|
|
|
- Все ли праздники празднуют одинаково?
- У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своя музыка. Закройте глаза и послушайте музыкальное произведение. (Приложение 1) (Слайд 5)
- Как вы думаете, о каком празднике идет речь? Почему вы так думаете?
- К какой из трех групп праздников можно отнести «Рождество Христово»?
2. Постановка цели и учебных задач. (Слайд 6)
- Сформулируйте тему урока . Какую поставим цель и какие задачи будем решать?
3. Актуализация знаний.
- Почему этот праздник так называется?
- Что вам известно об этом празднике?
- А вы знаете, какого числа празднуют Рождество в Европе? А в России?
- Да, в Европе праздник отмечают 25 декабря – это католическое Рождество, а в России – 7 января – Рождество Христово.
4. Открытие детьми нового знания. (Слайд 7 - 8)
- А какое событие легло в основу этого праздника?
- А раз мы говорим о рождении младенца, то обязательно должны знать… (кто его родители)
- Как звали родителей Иисуса?
- Что вам известно о них?
Учитель:
Родители Девы Марии - Праведные Иоаким и Анна. Жили эти всеми уважаемые супруги в городе Назарете. Но одно их тревожило - не было у них детей. Иоаким и Анна горячо молились Богу о том, чтобы тот послал им сына или дочь, и обещали, что родившееся дитя будет служить господу. Бог услышал молитву и даровал им дочь, которую они назвали Марией. Когда девочке исполнилось 3 года – родители отдали ее на воспитание в храм. Умерли родители Марии, когда она ещё была девочкой, по-церковному – Отроковицей. Мария жила и воспитывалась при храме, пока не выросла. Когда Ей исполнилось 14 лет, воспитание было окончено, и Марии нельзя было оставаться при храме. Замуж она выходить не хотела, дав обещание служить Богу, но по закону древних иудеев Ей не положено было жить одной. Поэтому Деву Марию обручили с 80-летним старцем Иосифом. Жена его умерла, у него были взрослые дети, и Марии он стал вместо отца. Дом Иосифа находился в городе Назарете. Именно в город Назарет был послан Богом Архангел Гавриил. Он явился Деве Марии и сказал: «Не бойся, Мария! Я принёс тебе радостную весть: у Тебя скоро родится Сын. Он будет Сыном Самого Бога. Ты назовёшь Его Иисус (на древнееврейском «Спаситель») Христос (с греческого «Помазанник»). Об этом удивительном событии было во сне видение и старцу Иосифу.
Люди давно ожидали рождения Спасителя.
- Почему люди ожидали рождения Спасителя? В каком городе по предсказанию пророков должен был родиться Спаситель?
Учитель: (Слайд 9 – 10 )
Пророки предсказывали, что родится Он в городе Вифлееме. Вифлеем был небольшим городком, похожим на другие города земли Иудейской. В Палестине, которая была под властью Римской империи, царствовал тогда Ирод Великий. Римский император Август решил узнать, сколько у кого поданных, и повелел провести всенародную перепись. Каждый человек должен был вернуться в город, в котором жили его предки. В Вифлеем, город, где родился царь Давид, должны были возвратиться его потомки. Среди потомков царя Давида был и благочестивый Иосиф и Дева Мария.
Праведный Иосиф и Пресвятая Дева отправились в путь. (Мультфильм «Рождество Христово» Приложение 2).
- Как на свет появился спаситель?
- Что такое ясли? Встречается ли данное слово в современной жизни?
- Кто первым узнал о рождении Спасителя?
- Как вы думаете, что сказал им Ангел?
- Что послужило ознаменованием рождения Иисуса Христа?
Учитель: (Слайд 11)
В тот час, когда родился Иисус Христос, в небе загорелась большая звезда. А раньше считалось, что при рождении великих людей загорается яркая звезда. Эту звезду увидели три мудреца их еще называют волхвами: Гаспар, Мельхиор и Валтасар, жившие на Востоке. Они поняли, что ожидаемый всем миром Царь уже родился. Мудрецы пошли за звездой и пришли к царю Ироду. «Где родившийся Царь Иудейский? Мы пришли поклониться Ему. Услышав это, царь Ирод встревожился, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. Ирод собрал к себе книжников и спросил: «Где должно родиться Христу?» Они ответили: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка» (Мф.2, 2).Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, послал их в Вифлеем и сказал: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, а когда найдете Его, скажите мне, чтобы и я мог пойти и поклониться Ему».
- Как вы думаете, правда ли Ирод хотел поклониться Иисус?
- А зачем же ему нужно было знать, где находится Младенец?
Учитель: (Слайд 12- 14)
Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. Звезда в небе шла перед волхвами и вдруг звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.
Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Пресвятой Богородицей. Они поклонились Ему до земли и поднесли свои дары: золото (как Царю), ливан –ладан – смола редкого дерева (как Богу, потому что ладан употребляется при богослужении) и смирну - драгоценное, благовонное масло (как человеку, который должен умереть, потому что умерших тогда помазывали благовонным маслами).На следующий день мудрецы собрались вернуться к царю Ироду, но им явился ангел и велел им возвращаться другой дорогой. В то же время Иосифу явился другой ангел и сказал: “Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги с ними в Египет, и оставайся там, пока снова не явлюсь тебе, потому что царь Ирод ищет Младенца, чтобы погубить его”. А Ирод очень разгневался и приказал предать смерти всех младенцев мужского пола с момента рождения до двух лет. Эти младенцы были первыми мучениками, пострадавшими за Христа. В храмах есть икона “Вифлеемских младенцев”, где молятся за невинно-убиенных младенцев. Иосиф послушался ангела и ушёл с Марией в Египет. И жили они там до смерти царя Ирода.
Физминутка
- Что вы знаете о праздновании Рождества на Руси и в России?
Учитель: (Слайд 15)
Рождество на Руси стали праздновать больше тысячи лет назад. Официально этот праздник появился после того, как князь Владимир принял крещение, а Русь стала православной.
Давайте разберемся с датами. Сегодня мы уже говорили о том, что в Европе Рождество празднуют 25 декабря, а в России – 7 января.
- С чем связано это расхождение?
Это расхождение связано с тем, что русская церковь отмечает церковные праздники по григорианскому календарю (по новому стилю). А в Европе церковные праздники до сих пор отмечают по юлианскому календарю (по старому стилю). Разница составляет 13 дней.
Праздновали Рождество широко, с размахом, несколько дней. И каждый день праздника обязательно был связан с каким-либо обычаем.
- Как называется день перед Рождеством? (Слайд 16)
День перед Рождеством назывался Сочельник. В этот день нельзя было ничего есть, пока в небе не зажжется первая звезда. К вечеру накрывали столы, готовили разные угощения. А детям обязательно дарили подарки.
После Сочельника наступал великий церковный праздник – Рождество. В этот день принято было угощать всех, поздравлять, веселиться и прославлять рождение Иисуса. Обязательно надевали все новое, столы устилали богатыми скатертями, избу к Рождеству обязательно убирали и наряжали. Нельзя было в этот день шить, плести или вязать – считалось, что это привлечет неудачу. Ночь перед Рождеством считалась магической, волшебной. Наши предки полагали, что в эту ночь оживает нечистая сила. Она празднует последнюю ночь на земле, потому что с рассветом должна будет исчезнуть.
Раз ночь такая волшебная, то люди придумали, как защитить себя от нечистой силы. Они проводили обряд колядования.
- Знаете ли вы, что такое колядки? (Слайд 17)
Юноши и девушки собирались вместе, ходили по домам и пели особые песни, в которых всем желали счастья, здоровья и богатства. За это хозяева дома награждали колядующих угощением. А чтобы нечистая сила не смогла поймать колядующих, молодые люди наряжались: кто в козла, кто в русалку, кто в лешего. Считалось, что в таком обличие нечисть не узнает человека.
Словарная работа:
Колядки – задорные, веселые песни, в которых прославлялось рождение Иисуса и звучали пожелания здоровья и счастья.
Примеры:
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.
Посмотрите на картину:
Что знакомое вы видите на картине? (наряженная елка, огни, звезда на макушке) (Слайд 18)
Яркая звездочка символизировала ту самую звезду, которую увидели пастухи в ночь, когда родился Христос.
А вот обычай наряжать ель пришел к нам из Германии. Елочка считалась символом природы, ведь она и зимой остается такой же зеленой и пушистой. Одна из легенд гласит, что в ночь рождения Иисуса все деревья на земле стали плодоносить. И елочка – не исключение. Вот почему было принято украшать ель мандаринами, орехами, яблоками. А позднее вместо фруктов и конфет на елку стали вешать разноцветные шарики.
Ф.Достоевский «Божий дар» (Слайд 19)
Крошку-ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
“Как пойдешь ты через ельник,
- Он с улыбкою сказал, -
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне”.
И смутился ангел-крошка:
“Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?”
“Сам увидишь”, - Бог ответил.
И небесный гость пошел.
Месяц встал уж, путь был светел
И в огромный город вел.
Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет…
Вскинув елочку на плечи,
Ангел с радостью идет…
Загляните в окна сами, -
Там большое торжество!
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.
И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому он должен
Елку Божью подарить.
И прекрасных и послушных
Много видел он детей. –
Все при виде божьей елки,
Все забыв, тянулись к ней.
Кто кричит: “Я елки стою!”
Кто корит за то его:
“Не сравнишься ты со мною,
Я добрее твоего!”
“Нет, я елочки достойна
И достойнее других!”
Ангел слушает спокойно,
Озирая с грустью их.
Все кичатся друг пред другом,
Каждый хвалит сам себя,
На соперника с испугом
Или с завистью глядя.
И на улицу, понурясь,
Ангел вышел… “Боже мой!
Научи, кому бы мог я
Дар отдать бесценный Твой!”
И на улице встречает
Ангел крошку, - он стоит,
Елку Божью озирает, -
И восторгом взор горит.
Елка! Елочка! – захлопал
Он в ладоши. – Жаль, что я
Этой елки не достоин
И она не для меня…
Но снеси ее сестренке,
Что лежит у нас больна.
Сделай ей такую радость, -
Стоит елочки она!
Пусть не плачется напрасно!”
Мальчик ангелу шепнул.
И с улыбкой ангел ясный
Елку крошке протянул.
И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались
И, сверкая изумрудом,
В ветви елочки впились.
Елка искрится и блещет, -
Ей небесный символ дан;
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган…
И, любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую,
Как бесценный дар, принес.
- Кого же называют самым добрым, ласковым и чутким?
- Ребята, мы с вами прослушали музыкальное произведение, посмотрели мультипликационный фильм, прочитали поэтическое произведение, посвященные великому празднику Рождество.
- А какой еще вид творчества позволяет нам глубже окунуться в атмосферу удивительного события – рождения Спасителя?
- Когда наступает церковный праздник, то посреди церкви ставится икона праздника.
(Показ иконы) (Слайд 20)
- Что вы на ней видите?
- Что мы видим в центре иконы?
- Почему Младенец родился в бедной пещере?
- Кто изображён наверху?
- Что пели ангелы в ночь Рождества Христова?
- Как они узнали, что родился Спаситель?
- Кто еще изображен на иконе справа и слева от пещеры?
- Как узнали о рождении Спасителя пастухи?
- А как узнали о рождении младенца волхвы?
- Кто находится внизу иконы?
- А ещё внизу изображено как омывают младенца.
- Что еще изображено на иконе?
5. Первичное закрепление.
- Кто были земными родителями Христа? (Дева Мария и Иосиф)
- А кто на самом деле был Отцом Младенца? (Бог)
- Правильно, Иисуса Христа называют Богочеловеком, потому что Он был и Младенцем, каким бывает всякий человек, но одновременно Он был и Сыном Божьим, Вторым лицом Святой троицы. Он чувствовал голод и жажду, радовался и печалился. Все что есть у людей было и у Него. Кроме одного: у Иисуса Христа не было грехов.
- Как называется праздник рождения Иисуса Христа? (Рождество)
- Царь, который хотел убить Младенца Иисуса (Ирод)
- Место, куда Дева Мария положила Новорожденного (Ясли)
- Что привело волхвов к дому Иисуса Христа? (Звезда)
- Чего у Бога нет, а у нас есть? (Грех)
-Что принесли Младенцу Волхвы? (Дары)
-Как называется город, где родился Спаситель? (Вифлеем)
Самостоятельная работа (Кроссворд. Приложение 3) (Слайд 21 - 22)
6. Рефлексия деятельности. Итог урока. (Слайд 23)
- О каком празднике мы сегодня говорили?
- Что нового вы узнали на уроке?
Источники информации
- «Закон Божий». Издательство Белорусского экзархата Московского Патриархата. - Минск: 2013. 2-е изд.
- Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры: книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2013.
- «Десять заповедей». Протоиерей Борис Балашов. «Христианская жизнь», Клин: 2012.
- «Великие праздники». Протоиерей Борис Балашов. «Христианская жизнь», Клин: 2010.
- Я иду на урок в воскресную школу. Закон Божий и уроки детского творчества. – М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013.