Сегодня идёт обсуждение стандартов II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни. Но до сих пор предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности, являлась система знаний и умений учащегося. Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности школьника являлась оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражений отношений могла выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его версия, оценочным суждением, отметкой.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования в последние годы – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, повлекли за собой и изменение системы оценивания. В школах уже несколько лет осуществляется безотметочное обучение в первых классах. Каждый учитель по-своему отслеживает достижения учащихся. А некоторые вообще считают, что ничего отслеживать не надо. В результате порой возникают спорные ситуации с родителями, так как педагог не всегда может убедительно доказать, с чем конкретный ребёнок не справляется. < /p>
Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на безотметочное обучение, причём всей начальной школы, с принципиально иным подходом к оцениванию. Возникает противоречие между современными требованиями к оцениванию учащихся и старой утилитарной системой контроля, и оценки знаний, умений и навыков младших школьников. На основе противоречия появляется проблема – как совершенствовать систему оценивания учебных достижений в условиях модернизации начального образования. Решение этой проблемы должно привести к качественному повышению уровня обученности и дать учителю начальных классов методический инструмент для совершенствования системы контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Актуальность данного вопроса связана с тем, что на фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций, несмотря на то, что в числе острых проблем, встающих перед школой, которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают и такие, которые носят психологический характер. Прежде всего, это психологические трудности, испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны, трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой – от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Актуальна данная тема еще и тем, что борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться важной задачей и на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в младшем школьном возрасте.
Что же необходимо ребенку для успеха? Прежде всего, умение нестандартно мыслить, умение планировать результат своей деятельности, разрабатывать план его достижения, оценивать свои результаты. Путь к успеху достаточно труден, а порой и непреодолим для одиноко идущего ребенка. На помощь приходят взрослые: учитель и родители. Необходимо создать педагогическое пространство, где каждый ребенок – это творец, исследователь, мыслитель, где каждый ребенок нацелен на успех. Одной из образовательных технологий, позволяющей творческой личности самореализоваться, а учителю отследить путь к успеху ученика, является технология работы с портфолио. Идея работы с портфолио ученика последнее время получает широкое распространение.
Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации.
Основными целями внедрения технологии портфолио являются:
- отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся;
- повышение образовательной активности школьников;
- создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика.
Основными задачами применения портфолио являются:
- повышение качества образования в школе;
- поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;
- систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;
- развитие навыков оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;
- формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- создание ситуации успеха для каждого ученика (формирование адекватной самооценки);
- содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
Для учащихся ведение портфолио позволяет поддерживать высокую учебную мотивацию, поощрять активность и самостоятельность, развивать навыки оценочной деятельности (самооценки).
Для учителей технология портфолио позволяет реализовывать индивидуальный подход в процессе обучения ученика, является средством обратной связи и инструментом оценочной деятельности.
Участниками работы с портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники и педагоги дополнительного образования, администрация школы. У каждого из участников есть свои обязанности в процессе работы над портфолио. Обязанности участников разработаны и записаны в нормативно-правовой базе ведения портфолио в нашей школе.
Учащийся оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
Родители помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.
Классный руководитель является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования, а также контролирует пополнение учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.
Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
Администрация учебного заведения:
- директор учебного заведения разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы;
- заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы и несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио.
Предположив, что портфолио способствует развитию адекватной самооценки младшего школьника я приступила к работе по исследованию теоретического материала, и параллельно приступила с ребятами к формированию портфолио.
Что может представлять собой «портфолио» и зачем оно нужно в начальной школе?
Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.
«Портфолио» - это индивидуальный «портфель» образовательных достижений – результаты школьных, районных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.
Учебный «портфолио» в начальной школе – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу к представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, так как за отметкой, выставленной в дневнике, в журнале, невозможно разглядеть личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал.
Портфолио в начальной школе лучше всего создавать как портфель достижений, который включает в себя лучшие результаты работы ученика. Это могут быть учебные достижения по предметам за данный период обучения (1 год или всю начальную школу), коллекция работ, которые демонстрируют увлечения ребенка (рисунки, зарисовки опытов и наблюдений, сочинения о своих путешествиях, экскурсиях, о посещении выставок, спектаклей, фото и др.).
Каждый из учителей может использовать свою форму портфолио, отвечающую целям и задачам её создания. Портфолио учащегося начальной школы оформляется титульным листом и состоит из нескольких разделов. Количество и название разделов согласуется между учителем и учеником, в зависимости от увлечений ребенка.
Мы выбрали такую структуру портфолио.
- «Фамилия, имя, отчество, дата и место рождения» (приложение 1).
- «Мое имя» - что означает, моя фамилия, откуда она произошла.
- «Мой портрет» - знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях, у одного - это фото и краткая справка о себе, у другого – портрет, выполненный художником, творческая зарисовка, стихотворение о себе, своих увлечениях. В этом разделе может быть краткая история успехов ребенка.
- «Моя семья» - фото, увлечения, хобби, интересы, традиции.
- «Мои друзья» - фото, рассказы о друзьях.
- «Мои школа, улица, поселок» - названия, фото.
- «Мои учителя, мой класс» - фото, отзывы (приложение 2).
- «Мои предметы»:
- «Литературное чтение» - отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, сюжетные иллюстрации к литературным произведениям, летние дневники чтения, загадки, прибаутки, стихотворения, сказки;
- «Русский язык» - «Так я писал раньше», «Так я пишу теперь», здесь творческие работы: лучшие сочинения, контрольные, самостоятельные, результаты тестирования;
- «Окружающий мир» - доклады, сообщения, проекты, исследовательские работы, коллекция бабочек, книжки-малышки тематические, книжки-раскладушки, гербарий. Участие в проектной деятельности помогает ученикам проявить творчество, воспитывает самостоятельность, расширяет кругозор, побуждает к постоянному поиску нового. Ребёнок познаёт окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески;
- «Математика» - контрольные, самостоятельные, результаты тестирования;
- «Листы индивидуальных достижений». Для оценки предметных знаний, умений и навыков ведутся «Листы индивидуальных достижений». Дети выполняют работы различного характера, эти работы собирают в папку, на основе анализа этих работ заполняется «Лист индивидуальных достижений» (приложение 3, приложение 4, приложение 5).
Первый лист дети заполняют сами, а потом по итогам каждой четверти отмечает классный руководитель.
В «Листе индивидуальных достижений» учащегося фиксируются его маленькие «победы». Родители всегда могут узнать о том, как идут дела у их сына или дочери. Каких успехов достиг их ребенок в обучении?
Эта работа индивидуальна. Идет сравнение ребёнка только самого себя с самим собой. Каким был, что знал, и каким стал, что нового узнал и чему научился.
- «Мои увлечения» - коллекция работ, которые демонстрируют увлечения ребенка: рисунки, зарисовки опытов и наблюдений, сочинения о своих путешествиях, экскурсиях, о посещении выставок, спектаклей, заметки о соревнованиях, фото, вырезки из газет и журналов о спортсменах, артистах.
- «Мои успехи в школе» - результаты тестирования, сведения об участии в творческих работах, методических неделях по предметам, конкурсах, выставках, свои лучшие сочинения, диктанты, контрольные работы по математике, успешно выполненные тесты.
- «Мои достижения» - грамоты, дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты учреждений дополнительного образования, благодарности, медали (приложение 6–7). Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.
- «Наши праздники» - все праздники, соревнования, рефераты, поездки, экскурсии снимают на видео, фотографируют, затем дома сбрасывают на диск и передают его ребятам.
- «Дополнительное образование» - танцевальный кружок, кружок ИЗО, Воскресная школа при церкви, музыкальная школа, спортивные секции – фото, грамоты, дипломы.
Важным моментом является начало работы с портфолио. В начальной школе дети приступают к этой работе совместно с учителем и родителями, которые помогают отобрать материал и оформить разделы. Можно предложить собрать свои лучшие работы за I четверть. Это и станет самым первым шагом к созданию портфолио.
Ребенок не просто ведет портфолио, а организует самоконтроль за размещением и пополнением разделов, оценивает свои достижения и возможности.
По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
При оформлении соблюдаются следующие требования:
- записи ведутся аккуратно и самостоятельно;
- предоставляется достоверная информация;
- каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.
Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.
Каждому ученику должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио.
Рассмотрим, что же такое самооценка. Сам термин «самооценка» непосредственно указывает на своё понятийное содержание, предполагающий оценочный компонент. Те или иные качества личности определяются как хорошие, так и плохие; младшие школьники оценивают себя по этим качествам, сравнивая их с другими. Важно и то, что одни и те же качества могут интерпретироваться одним школьником в позитивном плане (и тогда они повышают его самооценку), а другие – в негативном (и тогда они понижают самооценку).
В зависимости от характера самооценка складывается правильным или неправильным отношением к себе, вследствие чего самооценка может стать либо стимулом, либо тормозом развития. Именно в самооценке и оценке проявляются индивидуально-психологические, личностные и социальные качества человека, которые позволяют соотнести свои силы, способности с требованиями окружающей среды и самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, определять жизненные перспективы.
Существует два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Неадекватная делится на завышенную и заниженную. Рассмотрим несколько подробно эти виды.
Самооценка является адекватной, если она соответствует реальной успешности человека в какой-либо деятельности. Адекватные признаки самооценки, при которых представление личностью о своих качествах и возможностях максимально приближенно к реальному уровню их развития. Она предполагает признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. С одной стороны, вера в свои силы, возможности, способности формирует развитие чувств достоинства, то есть убеждение в личной ценности, чувство гордости, которое предохраняет от поступков, умаляющих достоинство, самолюбие как уважение к себе. Будучи достаточно развитыми, эти чувства дают основание молодому человеку исходить из оптимистической гипотезы о себе, не только строить планы совершенствования, но и верить в их осуществление. С другой стороны, критическое осознание своих недостатков, слабостей препятствует зарождению в недрах личностно-ценностного сознания установки на собственную исключительность, превосходство.
Неадекватная самооценка – это завышенное или заниженное мнение о себе. Самооценка бывает неадекватной в тех случаях, когда она не соответствует успешности человека. Одной из разновидностей самооценки является завышенная самооценка, это когда человек существенно завышает свои актуальные возможности. Она формирует эгоцентризм, высокомерное отношение к сверстникам, неадекватное стремление к лидерству, завышенный уровень притязаний, несоответственный иногда реальным возможностям.
Итак, самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей (Зинченко В.П).
Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.
Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки.
Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно критикуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.
Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если маленькому школьнику (первокласснику, второкласснику), который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков. Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
Дети с высокой самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх. В любой деятельности они стремятся быть максимально самостоятельными. В общении с малознакомыми людьми они рассчитывают на то, что будут хорошо приняты, не проявляют тревожности, застенчивости. В общем, это дети, о которых можно сказать, что они оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной оценке своих возможностей и способностей.
Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основной особенностью является неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ожидают только неуспеха. Поэтому они боятся учителей и любым путем стремятся к тому, чтобы быть ими незамеченными. Очень застенчивые, ранимые, робкие, они в дискуссиях на уроках, в общественной жизни остаются в тени, предпочитая слушать других, чем самим включаться в обсуждение.
Итак, разобрав понятие самооценки и портфолио, мы можем сделать вывод, что портфолио и самооценка тесно связаны друг с другом, так как «портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…». То есть портфолио является одним из средств самооценки достижений самого учащегося и как следствие одним из средств развития самооценки младшего школьника. В процессе работы над портфолио дети учатся замечать собственные успехи, а, следовательно, саморазвиваются и самореализуются. Школьники, которым трудно учиться, могут преуспевать в других видах деятельности, а, значит, повысить самооценку и успешно социализироваться в классном коллективе.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию мотивации дальнейшего творческого роста. Особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем профильного обучения.