Наш город считают южными воротами Кольского полуострова. Какими же должны быть жители этого прекрасного города, которые «открывают» путь на северную землю? Прежде всего, они должны знать историю своего города и любить его. А еще с малых лет должны чувствовать себя частью этого города, быть истинными кандалакшанами. А как это сделать, в условиях нашего маленького заполярного городка? Условия для воспитания, конечно же, есть: Музей истории города Кандалакша, Дворец Спорта, Дворец культуры «Металлург», Детская эколого-биологическая станция. Как, имея столь малую базу для воспитания патриотических качеств у подрастающего поколения, организовать интересную работу в этом направлении? Педагогам нужно ежедневно прикладывать усилия для воспитания настоящего кандалакшанина, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные ценности и традиции, прилагающего все свои силы к его развитию и процветанию.
Характерной особенностью младшего школьника является чувство удивления и восхищения миром, поэтому знания о родном городе и интересные исторические факты, мифы и легенды связанные с достопримечательностями, помогут пробудить отклик на красоту и уникальную историю родного города, а также уважение к его традициям. Вот почему так важно, чтобы дети посещали музеи и выставки, участвовали в экскурсиях, самостоятельно или в группе собирали материал для мини-экскурсий, участвовали в творческих конкурсах и делились своими знаниями и открытиями с родителями.
Данный модуль является частью краеведческой деятельности в системе воспитательной работы класса, рассчитанной на 4 года, которая включает в себя 2 модуля:
- 1-2 класс – «Кандалакша – моя малая Родина»;
- 3-4 класс – «Большие юбилеи маленького города».
Модуль основан на проведении теоретических и в большей степени практических занятий с учащимися начальной школы и разделен на два года обучения:
- 2016-2017 учебный год был посвящен 500-летию со дня первого упоминания о Кандалакше в грамотах великого князя Василия III,
- 2017-2018 учебный год посвящен 80-летию присвоения статуса города Кандалакша.
Главной целью модуля является воспитание гражданина России – человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, в условиях города Кандалакша.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с историей города и его культурным наследием;
- познакомить обучающихся с флорой и фауной города;
- познакомить обучающихся с основными предприятиями города и их деятельностью;
- формировать у обучающихся навыки проектно-исследовательской деятельности.
Развивающие:
- развивать мышление, внимание, память;
- развивать познавательную активность и творческий потенциал.
Воспитательные:
- приобщить обучающихся к истории и культуре города;
- формировать у обучающихся социально-нравственные ориентиры;
- формировать у обучающихся творческий подход к учебно-практической деятельности;
- привлечь родителей к совместной работе.
Новизна модуля состоит в активном взаимодействии обучающихся с городом. Знания об истории и культуре города учащиеся получают не только в классе, большая часть времени проходит в целевых прогулках, в экскурсиях на предприятия и музеях, в играх и праздниках на свежем воздухе, во встречах с известными людьми города и его ветеранами. Все это дает возможность обучающимся почувствовать свою сопричастность к культурному наследию города и его ценностям, расширить образовательное пространство.
Работа по модулю также позволит организовать тесное взаимодействие с родителями обучающихся, сохранить школьные традиции. Многие мероприятия помогут родителям узнать что-то новое о своём ребёнке, заняться творчеством в процессе совместной деятельности.
Важными условиями для успешной реализации модуля служат следующие принципы:
- принцип развивающего и воспитывающего обучения;
- принцип от опыта к обобщениям;
- принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения;
- принцип социокультурного соответствия;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип добровольности;
- принцип психологической комфортности в коллективе.
В качестве ведущих технологий, обеспечивающих реализацию модуля, используются:
- игровые технологии;
- проблемно-поисковые технологии.
Для реализации модуля используются различные методы организации работы:
- словесные: рассказ, беседа, сообщение. Они способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, фотографий, мультимедийных презентаций и видеоматериалов. Они дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.
- практические: изготовление рисунков, плакатов, схем, проектные и исследовательские работы. Они позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику работы модуля необходимо использовать разнообразные формы проведения занятий, такие как:
- экскурсии и походы
- мини-исследования
- занятия-встречи с информантами
- социальные проекты и экологические акции
- деловые игры и круглые столы
- творческие выставки
- игры, конкурсы, викторины и экспромты.
Особую роль в реализации модуля играет социальное партнерство. Посещая выставки, музеи, организации, встречаясь с людьми, которые там работают, у обучающихся развивается эстетический вкус, творческое воображение, умение видеть и ценить прекрасное.
Планируемыми результатами освоения модуля является формирование универсальных учебных действий:
Личностных
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- развитие этических чувств: доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметных
- анализ и синтез необходимой информации, планирование своих действиях в соответствии с поставленной целью;
- самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия.
- поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, построение сообщений в устной и письменной форме;
- формулировка собственного мнения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметных
- расширение знаний об основных этапах истории города, его природных особенностях, промышленных предприятиях;
- Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей.
Критерии оценки результативности воспитательной деятельности:
- качественные (результативность учащихся в мероприятиях)
- количественные (учёт количества проведённых мероприятий и их участников)
Тематическое планирование модуля «Большие юбилеи маленького города»
I. Введение
II. История возникновения города
III. Природа Кандалакши
IV. Предприятия и организации города
V. «Знаменитые кандалакшане»
VI. Кандалакша в годы Великой Отечественной войны
VII. Итоговое занятие.
Содержание модуля, посвященное 500-летию со дня первого упоминания о Кандалакше в грамотах великого князя Василия III
№ п/п | Тема |
Содержание |
Содержание |
|
I. Введение |
||||
1 |
Я – кандалакшанин! |
Цели и задачи предстоящей деятельности объединения. Куда пойдем, что увидим, что узнаем? Техника безопасности на улице, на транспорте. |
Игра «Это наш город» |
|
II. История возникновения города |
||||
1 |
Кандалакша – село поморское. |
История возникновения и становления на Кольском полуострове города Кандалакша. |
Экскурсия в Музей истории города Кандалакша |
|
2 |
Первые улицы нашего города. |
История градостроительства с использованием уникальных фотоснимков 18 улиц города, предоставленных Музеем истории города Кандалакша. |
Работа над учебным проектом «Имя моей улицы» |
|
III. Природа Кандалакши |
||||
1 |
Кандалакшский заповедник – лаборатория для науки. |
Знакомство с животным и растительным миром Кандалакшского заповедника и научной деятельностью его сотрудников. |
Экскурсия в музей Кандалакшского заповедника. |
|
IV. Предприятия и организации города |
||||
1 |
Экскурсия на метеостанцию |
Знакомство с историей развития гидрометеорологической службы в Кандалакше и её деятельностью в настоящее время. |
||
2 |
Экскурсия в пожарную часть |
Формирование интереса и уважения к труду пожарных, усвоение правил пожарной безопасности. |
||
3 |
Посещение передвижного выставочного лекционного комплекса ОАО «РЖД» |
Усвоение обучающимися знаний о железнодорожных профессиях и железнодорожной станции, формирование у обучающихся осознанного безопасного поведения на железной дороге. |
||
4 |
Экскурсия на телеканал «ТНТ - Кандалакша» |
Уточнение знаний обучающихся о телевидении как неотъемлемой части нашей жизни, обогащение знаний обучающихся сведениями о профессиях людей, работающих на телевидении. |
||
V. «Знаменитые кандалакшане» |
||||
1 |
Литературный вечер с Татьяной Фабрициевой |
Знакомство с жизнью и творчеством поэтессы, а также деятельностью творческого объединения «Фениксёнок». |
Чтение и иллюстрирование стихотворений Т.Фабрициевой. |
|
VI. Кандалакша в годы Великой Отечественной войны |
||||
1 |
Кандалакша прифронтовая. |
Город в годы Великой Отечественной Войны, работа заводов и учреждений, вклад мирного населения в общее дело Победы. |
Экскурсия в Музей истории города Кандалакша. |
|
VII. Итоговое занятие |
||||
1 |
«Кандалакша – любимый город» |
Лыжный флэш-моб |
Содержание модуля, посвященное 80-летию присвоения статуса города Кандалакша
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Содержание |
I. Введение |
|||
1. |
Вводное занятие. Как прошло лето. Что видел, что узнал? |
Цели и задачи предстоящей деятельности объединения. Куда пойдем, что увидим, что узнаем? Техника безопасности на улице, на транспорте. |
|
II. История возникновения города |
|||
1. |
Символы города и их значение. |
Понятие герба, основные символы и значения в геральдике |
Детско-родительский проект «Герб моей семьи» |
III. Природа Кандалакши |
|||
1. |
Экскурсия на Детскую эколого-биологическую станцию. |
Знакомство с направлениями деятельности станции, её обитателями, с опытно - исследовательской и природоохранной деятельностью воспитанников. |
Подготовка к учебно-практической конференции «Я познаю мир» на тему: «Прошлое и настоящее города Кандалакша». |
2. |
Туристический поход с родителями |
Участие во Всероссийской экологической акции «Зелёная Россия» |
|
IV. Предприятия и организации города |
|||
1. |
Экскурсия в полицию |
Знакомство с историей становления органов внутренних дел в родном городе, а также с появлением единственной в Мурманской области Кандалакшской Краснознаменной милиции. |
|
2. |
Экскурсия на хлебозавод |
Знакомство с организацией современного производства хлебобулочных изделий, формирование у обучающихся представления о ценности хлеба, воспитание уважения к труду людей. |
|
3. |
Посещение Каскада Нивских ГЭС |
Знакомство с историей и деятельностью гидроэлектростанций каскада Нивских ГЭС, формирование знаний об альтернативных источниках энергии. |
|
4. |
Виртуальная экскурсия на Кандалакшский алюминиевый завод. |
Знакомство с деятельностью градообразующего предприятия, поиск путей решения экологических вопросов, связанных с алюминиевым производством в городе. |
|
V. «Знаменитые кандалакшане» |
|||
1. |
Школа помнит своих героев |
Гордость школы - Андрей Деревянчук. |
Посещение школьной музейной комнаты. Митинг и кросс памяти А.И. Деревянчука |
VI. Кандалакша в годы Великой Отечественной войны |
|||
1. |
Боевые действия на Кандалакшском направлении в годы войны |
Этапы боевых действий, подвиги героев, партизанское движение. |
Экскурсия в народный музей боевой Славы 19 Армии Карельского фронта. |
VII. Итоговое занятие |
|||
1. |
«Кандалакша – это мы!» |
Выставка творческих работ учащихся «Кандалакша – город творчества». |
Ресурсное обеспечение модуля «Большие юбилеи маленького города»
Материально-техническое:
Кабинет для занятий, оснащенный компьютером, проектором, интерактивной доской, карта города и микрорайона Нива-3.
Информационно-методическое:
- Гаркотин В.П. Беломорье. - Кандалакша: Нива-Пресс, 2013. – 240 с.
- Гаркотин В.П. Кандалакша – город у Белого моря. - Кандалакша: Нива-Пресс, 2008.- 240 с.
- Гаркотин В.П. Колокола нашей памяти. - Кандалакша: Нива-Пресс,2014.-83с Гаркотин В.П. Северная магистраль. - Кандалакша: Нива-Пресс, 2015. -192 с.
- Карпович В.Н. Кандалакшский заповедник.- Мурманск: Кн. изд-во.1984. -160 с.
- Колычев Н. И. вновь свиваются снега: книга лирики. – М.: 1997. – 160 с.
- Крячков А.Л. В Кандалакшских лесах. – Кандалакша: 1991. – 188 с.
- Кузьмин Г.Г., Разин Е.Ф. Кандалакша. – Мурманск: Мурманское кн. изд-во, 1968. – 207 с.
- На Кандалакшском направлении. Сост. А.И. Краснобаев и В.П. Загребин. Мурманск: Кн. изд-во, 1975.- 287 с.
- Подстрелов С.М. Кандалакшский алюминиевый: люди и годы. – Мурманск: Рекламная полиграфия, 2000. – 191 с.
- Разин Е.Ф. Кандалакша. – Мурманск, 1991. – 164 с.
- Разин Е.Ф. Кандалакша: азбука истории. Наша память / Е.Ф. Разин. – Апатиты, 2001. – 160 с.