Реализация краеведческой деятельности в воспитательной системе класса

Разделы: Патриотическое воспитание


Наш город считают южными воротами Кольского полуострова. Какими же должны быть жители этого прекрасного города, которые «открывают» путь на северную землю? Прежде всего, они должны знать историю своего города и любить его. А еще с малых лет должны чувствовать себя частью этого города, быть истинными кандалакшанами. А как это сделать, в условиях нашего маленького заполярного городка? Условия для воспитания, конечно же, есть: Музей истории города Кандалакша, Дворец Спорта, Дворец культуры «Металлург», Детская эколого-биологическая станция. Как, имея столь малую базу для воспитания патриотических качеств у подрастающего поколения, организовать интересную работу в этом направлении? Педагогам нужно ежедневно прикладывать усилия для воспитания настоящего кандалакшанина, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные ценности и традиции, прилагающего все свои силы к его развитию и процветанию.

Характерной особенностью младшего школьника является чувство удивления и восхищения миром, поэтому знания о родном городе и интересные исторические факты, мифы и легенды связанные с достопримечательностями, помогут пробудить отклик на красоту и уникальную историю родного города, а также уважение к его традициям. Вот почему так важно, чтобы дети посещали музеи и выставки, участвовали в экскурсиях, самостоятельно или в группе собирали материал для мини-экскурсий, участвовали в творческих конкурсах и делились своими знаниями и открытиями с родителями.

Данный модуль является частью краеведческой деятельности в системе воспитательной работы класса, рассчитанной на 4 года, которая включает в себя 2 модуля:

  • 1-2 класс – «Кандалакша – моя малая Родина»;
  • 3-4 класс – «Большие юбилеи маленького города».

Модуль основан на проведении теоретических и в большей степени практических занятий с учащимися начальной школы и разделен на два года обучения:

  • 2016-2017 учебный год был посвящен 500-летию со дня первого упоминания о Кандалакше в грамотах великого князя Василия III,
  • 2017-2018 учебный год посвящен 80-летию присвоения статуса города Кандалакша.

Главной целью модуля является воспитание гражданина России – человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, в условиях города Кандалакша.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

Обучающие:

  • познакомить обучающихся с историей города и его культурным наследием;
  • познакомить обучающихся с флорой и фауной города;
  • познакомить обучающихся с основными предприятиями города и их деятельностью;
  • формировать у обучающихся навыки проектно-исследовательской деятельности.

Развивающие:

  • развивать мышление, внимание, память;
  • развивать познавательную активность и творческий потенциал.

Воспитательные:

  • приобщить обучающихся к истории и культуре города;
  • формировать у обучающихся социально-нравственные ориентиры;
  • формировать у обучающихся творческий подход к учебно-практической деятельности;
  • привлечь родителей к совместной работе.

Новизна модуля состоит в активном взаимодействии обучающихся с городом. Знания об истории и культуре города учащиеся получают не только в классе, большая часть времени проходит в целевых прогулках, в экскурсиях на предприятия и музеях, в играх и праздниках на свежем воздухе, во встречах с известными людьми города и его ветеранами. Все это дает возможность обучающимся почувствовать свою сопричастность к культурному наследию города и его ценностям, расширить образовательное пространство.

Работа по модулю также позволит организовать тесное взаимодействие с родителями обучающихся, сохранить школьные традиции. Многие мероприятия помогут родителям узнать что-то новое о своём ребёнке, заняться творчеством в процессе совместной деятельности.

Важными условиями для успешной реализации модуля служат следующие принципы:

  • принцип развивающего и воспитывающего обучения;
  • принцип от опыта к обобщениям;
  • принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения;
  • принцип социокультурного соответствия;
  • принцип наглядности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип добровольности;
  • принцип психологической комфортности в коллективе.

В качестве ведущих технологий, обеспечивающих реализацию модуля, используются:

  • игровые технологии;
  • проблемно-поисковые технологии.

Для реализации модуля используются различные методы организации работы:

  • словесные: рассказ, беседа, сообщение. Они способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, фотографий, мультимедийных презентаций и видеоматериалов. Они дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.
  • практические: изготовление рисунков, плакатов, схем, проектные и исследовательские работы. Они позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику работы модуля необходимо использовать разнообразные формы проведения занятий, такие как:

  • экскурсии и походы
  • мини-исследования
  • занятия-встречи с информантами
  • социальные проекты и экологические акции
  • деловые игры и круглые столы
  • творческие выставки
  • игры, конкурсы, викторины и экспромты.

Особую роль в реализации модуля играет социальное партнерство. Посещая выставки, музеи, организации, встречаясь с людьми, которые там работают, у обучающихся развивается эстетический вкус, творческое воображение, умение видеть и ценить прекрасное.

Планируемыми результатами освоения модуля является формирование универсальных учебных действий:

Личностных

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • развитие этических чувств: доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметных

  • анализ и синтез необходимой информации, планирование своих действиях в соответствии с поставленной целью;
  • самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия.
  • поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, построение сообщений в устной и письменной форме;
  • формулировка собственного мнения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Предметных

  • расширение знаний об основных этапах истории города, его природных особенностях, промышленных предприятиях;
  • Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей.

Критерии оценки результативности воспитательной деятельности:

  • качественные (результативность учащихся в мероприятиях)
  • количественные (учёт количества проведённых мероприятий и их участников)

Тематическое планирование модуля «Большие юбилеи маленького города»

I. Введение
II. История возникновения города
III. Природа Кандалакши
IV. Предприятия и организации города
V. «Знаменитые кандалакшане»
VI. Кандалакша в годы Великой Отечественной войны
VII. Итоговое занятие.

Содержание модуля, посвященное 500-летию со дня первого упоминания о Кандалакше в грамотах великого князя Василия III

№ п/п

Тема

Содержание
теоретической части

Содержание
практической части

I. Введение

1

Я – кандалакшанин!
Я в этом городе живу!

Цели и задачи предстоящей деятельности объединения. Куда пойдем, что увидим, что узнаем? Техника безопасности на улице, на транспорте.

Игра «Это наш город»

II. История возникновения города

1

Кандалакша – село поморское.

История возникновения и становления на Кольском полуострове города Кандалакша.

Экскурсия в Музей истории города Кандалакша

2

Первые улицы нашего города.

История градостроительства с использованием уникальных фотоснимков 18 улиц города, предоставленных Музеем истории города Кандалакша.

Работа над учебным проектом «Имя моей улицы»

III. Природа Кандалакши

1

Кандалакшский заповедник – лаборатория для науки.

Знакомство с животным и растительным миром Кандалакшского заповедника и научной деятельностью его сотрудников.

Экскурсия в музей Кандалакшского заповедника.
Муниципальный конкурс рисунков «Краски Севера».

IV. Предприятия и организации города

1

Экскурсия на метеостанцию

Знакомство с историей развития гидрометеорологической службы в Кандалакше и её деятельностью в настоящее время.

2

Экскурсия в пожарную часть

Формирование интереса и уважения к труду пожарных, усвоение правил пожарной безопасности.

3

Посещение передвижного выставочного лекционного комплекса ОАО «РЖД»

Усвоение обучающимися знаний о железнодорожных профессиях и железнодорожной станции, формирование у обучающихся осознанного безопасного поведения на железной дороге.

4

Экскурсия на телеканал «ТНТ - Кандалакша»

Уточнение знаний обучающихся о телевидении как неотъемлемой части нашей жизни, обогащение знаний обучающихся сведениями о профессиях людей, работающих на телевидении.

V. «Знаменитые кандалакшане»

1

Литературный вечер с Татьяной Фабрициевой

Знакомство с жизнью и творчеством поэтессы, а также деятельностью творческого объединения «Фениксёнок».

Чтение и иллюстрирование стихотворений Т.Фабрициевой.
Проба пера «Родному городу признания в любви».

VI. Кандалакша в годы Великой Отечественной войны

1

Кандалакша прифронтовая.

Город в годы Великой Отечественной Войны, работа заводов и учреждений, вклад мирного населения в общее дело Победы.

Экскурсия в Музей истории города Кандалакша.
Участие в школьном фестивале военной песни "Салют, Победа!"
Посещение и возложение цветов у Мемориала Защитникам Заполярья.
Уход за могилой Героя Советского Союза Александра Борисова.
Участие в акции «Бессмертный полк».
Экскурсия «Мемориальные доски города Кандалакша».

VII. Итоговое занятие

1

«Кандалакша – любимый город»

Лыжный флэш-моб
«500 км за город!».
Муниципальные соревнования по плаванию «Кандалакшская нерпа».
Литературно-музыкальная гостиная «Город у Белого моря».
Коллективное творческое дело учащихся и родителей «Письмо-поздравление любимому городу».

Содержание модуля, посвященное 80-летию присвоения статуса города Кандалакша


п/п

Тема

Содержание
теоретической части

Содержание
практической части

I. Введение

1.

Вводное занятие. Как прошло лето. Что видел, что узнал?

Цели и задачи предстоящей деятельности объединения. Куда пойдем, что увидим, что узнаем? Техника безопасности на улице, на транспорте.

II. История возникновения города

1.

Символы города и их значение.

Понятие герба, основные символы и значения в геральдике

Детско-родительский проект «Герб моей семьи»

III. Природа Кандалакши

1.

Экскурсия на Детскую эколого-биологическую станцию.

Знакомство с направлениями деятельности станции, её обитателями, с опытно - исследовательской и природоохранной деятельностью воспитанников.

Подготовка к учебно-практической конференции «Я познаю мир» на тему: «Прошлое и настоящее города Кандалакша».

2.

Туристический поход с родителями
«По следам золотой осени».

Участие во Всероссийской экологической акции «Зелёная Россия»
(уборка лесной зоны в районе реки Нива).

IV. Предприятия и организации города

1.

Экскурсия в полицию

Знакомство с историей становления органов внутренних дел в родном городе, а также с появлением единственной в Мурманской области Кандалакшской Краснознаменной милиции.

2.

Экскурсия на хлебозавод

Знакомство с организацией современного производства хлебобулочных изделий, формирование у обучающихся представления о ценности хлеба, воспитание уважения к труду людей.

3.

Посещение Каскада Нивских ГЭС

Знакомство с историей и деятельностью гидроэлектростанций каскада Нивских ГЭС, формирование знаний об альтернативных источниках энергии.

4.

Виртуальная экскурсия на Кандалакшский алюминиевый завод.

Знакомство с деятельностью градообразующего предприятия, поиск путей решения экологических вопросов, связанных с алюминиевым производством в городе.

V. «Знаменитые кандалакшане»

1.

Школа помнит своих героев

Гордость школы - Андрей Деревянчук.

Посещение школьной музейной комнаты. Митинг и кросс памяти А.И. Деревянчука

VI. Кандалакша в годы Великой Отечественной войны

1.

Боевые действия на Кандалакшском направлении в годы войны

Этапы боевых действий, подвиги героев, партизанское движение.

Экскурсия в народный музей боевой Славы 19 Армии Карельского фронта.
Посещение и возложение цветов у Мемориала Защитникам Заполярья.
Участие в акции «Бессмертный полк».
Презентации книги "Кандалакша помнит своих сыновей".
Викторина «Будем помнить!», посвященная 73 годовщине разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье.
Семейная экскурсия «Бои на рубеже Верман».

VII. Итоговое занятие

1.

«Кандалакша – это мы!»

Выставка творческих работ учащихся «Кандалакша – город творчества».
Информационно-познавательная игра «Знай и люби свой город».

Ресурсное обеспечение модуля «Большие юбилеи маленького города»

Материально-техническое:

Кабинет для занятий, оснащенный компьютером, проектором, интерактивной доской, карта города и микрорайона Нива-3.

Информационно-методическое:

  1. Гаркотин В.П. Беломорье. - Кандалакша: Нива-Пресс, 2013. – 240 с.
  2. Гаркотин В.П. Кандалакша – город у Белого моря. - Кандалакша: Нива-Пресс, 2008.- 240 с.
  3. Гаркотин В.П. Колокола нашей памяти. - Кандалакша: Нива-Пресс,2014.-83с Гаркотин В.П. Северная магистраль. - Кандалакша: Нива-Пресс, 2015. -192 с.
  4. Карпович В.Н. Кандалакшский заповедник.- Мурманск: Кн. изд-во.1984. -160 с.
  5. Колычев Н. И. вновь свиваются снега: книга лирики. – М.: 1997. – 160 с.
  6. Крячков А.Л. В Кандалакшских лесах. – Кандалакша: 1991. – 188 с.
  7. Кузьмин Г.Г., Разин Е.Ф. Кандалакша. – Мурманск: Мурманское кн. изд-во, 1968. – 207 с.
  8. На Кандалакшском направлении. Сост. А.И. Краснобаев и В.П. Загребин. Мурманск: Кн. изд-во, 1975.- 287 с.
  9. Подстрелов С.М. Кандалакшский алюминиевый: люди и годы. – Мурманск: Рекламная полиграфия, 2000. – 191 с.
  10. Разин Е.Ф. Кандалакша. – Мурманск, 1991. – 164 с.
  11. Разин Е.Ф. Кандалакша: азбука истории. Наша память / Е.Ф. Разин. – Апатиты, 2001. – 160 с.