Я часто провожу проектную деятельность с дошкольниками. Со временем появилась идея углубить знания детей о растениях, познакомить с понятием кислород, объяснить, какое значение имеют растения в жизни человека. В реализации моих идей поддержку оказала учитель биологии Марина Николаевна Севастьянова. Считаю, что преемственность в работе воспитателя и учителя биологии полезна, ведь именно учитель биологии может дать детям более широкие представления о растениях.
Проект «Мы кустарники сажаем – кислородом воздух обогащаем» интересен для детей, поскольку проект предполагает различные виды практической деятельности.
Цели проекта:
- развитие экологической культуры у дошкольников;
- привитие бережливого отношения к окружающей среде.
Задачи проекта:
- приобретение детьми опыта исследовательской деятельности;
- расширение представлений о значении растений в природе и в жизни человека;
- развитие навыков экологически грамотного поведения, способствующего сохранению многообразия природы [1].
Экскурсия в зимнем саду ГБОУ школы №2000 учителем биологии Севастьяновой Мариной Николаевной позволила показать детям разнообразие растений и о каждом из них узнать много нового и интересного. Учитель биологии подготовила гидов-экскурсоводов (учеников 6 класса), которые рассказывали детям более подробно о некоторых растениях.
На экскурсии дошкольники смогли почувствовать себя настоящими «садоводами» - они с удовольствием поливали и опрыскивали растения из специального устройства. Уход за растениями способствовал формированию бережливого отношения к природе.
Кроме того, детям были показаны опыты и эксперименты с растениями по теме «Дышат ли растения?». Дошкольники с увлечением рассматривали устьица (поры) листа традесканции под микроскопом.
ОПЫТ № 1
Материалы: Небольшая пластиковая чаша с теплой водой, сорванный листочек герани.
Мы заполнили пластиковую чашу теплой водой, сорвали листочек герани, и поместили его в чашу. Затем положили на него небольшой камень, чтобы листочек был полностью погружен в воду и оставили на один день на подоконнике, где тепло и светло. Зная, что кислород легче, чем вода, мы должны были увидеть пузырьки на поверхности воды.
На следующий день мы стали проверять, появились ли эти признаки дыхания листочка. И действительно мы увидели небольшие пузырьки, которые образовались вокруг листа и краев чаши. А это значит, что листья могут дышать [2].
ОПЫТ № 2
Оборудование: растение спатифиллум, вазелин.
Мы намазали толстым слоем вазелина верхнюю поверхность листа и намазали толстым слоем вазелина нижнюю поверхность другого листа. Ежедневно в течение недели наблюдали за растением, есть ли какая-нибудь разница между листьями, обмазанными вазелином сверху и снизу.
Мы наблюдали, что лист, на котором вазелин был нанесен снизу, завял, а другой лист не пострадал. Отверстия на нижней поверхности листа – устьица служат для движения газов внутрь листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и препятствуя выходу из листа избытков кислорода. Мы пришли к выводу, что растение дышит [3].
ОПЫТ № 3
Оборудование: растение спатифиллум, лейкопластырь.
Мы заклеили часть листа пластырем, и оставили растение на подоконнике, где тепло и светло. Через неделю мы пластырь сняли.
Мы увидели, что лист поменял свой цвет, а это значит, что без солнечного света в растениях не может выделяться кислород, а при попадании солнечного света растение может дышать [4].
Мы не только занимались серьезным изучением растений, но и проводили веселые игры.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ ПОСАДИТ ЦВЕТЫ НА КЛУМБУ?»
Правила игры:
На одной стороне зала, на полу расположено три обруча. Каждый с одним цветком (красным, синим, жёлтым) — это «клумба». На противоположной стороне зала размещены цветы разного цвета. Дети по сигналу педагога собирают цветы и переносят их на клумбу. Побеждают те ребята, которые быстрее посадят цветы на свою «клумбу» [5].
А результатом нашей деятельности с детьми стала высадка кустарников во дворе дошкольного учреждения на участке нашей группы. Мы посадили вместе с воспитанниками кустарники: - магония падуболистная, керрия японская, спирея рябинолистная, спирея острозазубренная, спирея пестролистная. Дети проявляют желание этой весной посадить многолетние цветы. Очень радует, что благодаря проекту у ребят сложились представления о необходимости улучшения окружающей среды [1].
Данный проект занял второе место во Всероссийском конкурсе «Лучший экоурок», проводимом ОЭОД «Зеленая Россия».
Мы и впредь будем принимать участие в подобных мероприятиях, и будем стоять на страже защиты нашей природы!
Список использованной литературы
- Сайт ОЭОД «Зелёная Россия». Экологический проект Л.А. Шафиковой Мы кустарники сажаем – кислородом воздух обогащаем [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://genyborka.ru/7932 (дата обращения: 18.04.2018).
- Сайт Домовод. Опыты для детей. Как дышат листья? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://домовод.com/healthy/290/ (дата обращения: 18.04.2018).
- Сайт ГАУ ДО Брянского областного эколого-биологического центра. Занимательные опыты по ознакомлению детей с растениями [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oldhq.b-edu.ru/ebc/index.php/2014-09-30-11-46-30/445-2014-09-30-11-52-38 (дата обращения: 18.04.2018).
- Сайт МБОУ ДО Городской станции юных натуралистов. Опыты к занятиям по теме «Лист» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gorsun.org.ru/lib/experiments/growing/leaf/ (дата обращения: 18.04.2018).
- Сайт МААМ. Публикация Рахимовой И.Р. Развлечение «До свидания, цветочное лето!» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/razvlechenie-do-svidanja-cvetochnoe-leto.html (дата обращения: 18.04.2018).