Программа духовно-нравственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Разделы: Работа с родителями


Мир сегодня переживает период, изобилующий противоречиями, одним из которых является противопоставление духовно-нравственных ценностей и ценностей материальных. Ориентация личности на важнейшие принципы человеческой нравственности уходит на второй план. Настоящим стихийным бедствием следует считать бесконечный поток безнравственной по своей сути информации, обрушивающийся на людей, а особенно на детей, с телеэкрана, радио, газет, глянцевых журналов, несущий в себе огромную разрушительную силу, сметающий на своём пути веками устоявшиеся духовно-нравственные общечеловеческие ценности, связанные идеями добра и зла.

Современные образовательные программы старательно обходят стороной русских классиков, подробности их биографии, их лучшие произведения. Районная Олимпиада  по литературному чтению среди четвёртых классов показала, что на вопрос "Кто является солнцем русской поэзии?" ответило только 30% детей (данные по Дзержинскому району предоставила Литасова Л.Ю., председатель комиссии).
Качественный анализ по тесту О.Ореховой "Домики" показал, что интерес к чтению присутствует только у 41% детей первого класса, а отрицательное отношение к чтению имеют 23% первоклассников; не испытывают интереса к чтению 35% детей.

По методике Н.Я.Большуновой "Четыре вопроса" на выявление определяющих, жизненно важных ценностей школьников 4 класса нами были получены результаты, указывающие на то, что большая часть ребят в первую очередь обозначает для себя эгоцентрические ценности. Так, пожелали что-то для себя и своих близких 49% учеников, для всех 33% , ничего не пожелали бы сделать 11% и дали уклончивый ответ 5% ребят.

По методике Н.Ковалёвой "Цветик-Семицветик" на выявление определяющих, жизненно важных ценностей детей дошкольного и младшего школьного возраста (1,2 кл.) нами также были получены результаты, указывающие на то, что большая часть испытуемых в первую очередь обозначают эгоцентрические ценности, причём с возрастом эта тенденция увеличивается. Так, в выборке детей 5-6 лет материальных ценностей пожелали 63% детей; среди детей 6-7 лет 78%; среди школьников 1 класса 72%; второклассники 75%. Если в выборке детей 5-6 лет перечень ответов, направленных на близких людей, на себя и на весь мир имеет одинаковое процентное соотношение: 45%-45%-45%, то с увеличением возраста процентное соотношение меняется следующим образом:

  • 6-7 лет: 15%-26%-21%;
  • 7-8 лет: 27%-20%-27%;
  • 8-9 лет: 14%-28%-25%.

Таким образом, исследование показывает, что, безусловно,  в современной школе существует проблема низкого уровня духовно-нравственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, проявляющаяся в выраженности уже в этом возрасте  прагматизма,  доминанты материального благополучия, аксиологической неопределенности,  отсутствия интереса к чтению и др. В качестве одного из вариантов решения проблемы мы предлагаем программу "Копилка памяти России: история и современность".

Цель данной программы: духовно-нравственное и социокультурное развитие дошкольников и младших школьников, освоение общечеловеческих и национальных ценностей, приобщение детей к истокам русской народной культуры и истории.

Основными задачами программы являются: воспитание высоконравственной личности, осознающей смысл своего жизненного назначения; воспитание в детях чувства любви к ближнему, любви к Родине, чувства патриотизма как важнейшей нравственной и духовной основы человека; создание системы взаимодействия с семьей в области духовно-нравственного воспитания.

Согласно положениям второго стандарта образования психолог является полноценным участником учебного процесса, поэтому реализация данной программы дает специалисту возможность увидеть ситуацию изнутри, помочь ребенку как ученику и как человеку. Поэтому, одна из важнейших задач психологического сопровождения сегодня - задача стратегическая - развитие этнического самосознания, понимания, ощущения себя представителем своей культуры.

Так как духовно-нравственное образование невозможно вне семьи, в это образовательное пространство включаются и родители, посредством своего участия в "Семейном клубе", созданном для систематической работы по просвещению родителей в виде лекций, бесед на диалоговой основе по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, развития семейных отношений на основе культурно-исторических традиций российского народа.

Согласно принципу преемственности программа включает в себя работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В процессе работы удалось наладить деловое сотрудничество с детской библиотекой Железнодорожного района В.Даля, Музеем Сибирской книги. Совместными усилиями творческого коллектива Прогимназии №2 удалось создать площадку по духовно-нравственному воспитанию, в основе которой лежит деятельностный подход, соединяющий игровую, учебную и внеучебную деятельность.

Программа реализуется психологом посредством учебных и игровых занятий с дошкольниками и в форме уроков с младшими школьниками.
Обязательным фрагментом каждого занятия является пение, слушание музыки, чтение и обсуждение с детьми специально подобранных художественных произведений или народного фольклора, тематическая беседа на диалоговой основе. Каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисование, аппликации, лепки, театрализации.

Занятия вызывают живой интерес как учащихся, так и их родителей. Уже на начальном этапе реализации программы родительским комитетом второго класса были закуплены альбомы "Музеи мира. Третьяковская галерея" на каждого ребёнка. Дети с удовольствием включились в работу по изучению русских традиций через призму исторических событий, с удовольствием рисуют или пишут сочинения по теме урока.
Замечательно, что в процессе реализации программы дети начинают осознавать семью как свою главную ценность. Вот примеры сочинений детей на тему "Моя семья".

  • "Мне нравится садиться на колени у тумбочки и разглядывать папины медали. Я люблю свою семью!!! Семья - это моё сердце, моя душа, моя радость!" Маша Ю. 10 лет.
  • "В семье главное понимать друг друга и никогда не говорить друг другу плохих слов, потому что от этого семья может разрушиться!" Елизавета Л. 9 лет.
  • "Кто родителей почитает, тот вовек не умирает. Моя семья - это у меня всё! Папа в любую минуту может поддержать меня. Лучше него у меня нет никого!" Игорь Н. 10 лет.

Мы предполагаем, что в середине и в конце года по итогам  реализации программы будет проведена повторная диагностика данных возрастных групп, и ожидаем, что  ценностный уровень детей станет выше.

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения - сотрудничество родителей, психолога, детей, педагогов, воспитателей - должно стать отправной точкой в деле воспитания высоконравственной личности и гражданина своего Отечества.

Мы считаем, что на данном этапе реализации программы необходимо повысить интерес детей и родителей к семейному чтению. Детям важно различать «чёрное» и «белое», хорошее и плохое, ведь детская психика не знает полутонов. Отец и мать должны успеть вложить в детское сердце и душу всё самое доброе и прекрасное окружающего мира. Начинать нужно с самого детства и начинать нужно с чтения. Научить детей любить книгу, она - лучший помощник в освоении чадом духовно-нравственных основ:  "Книга - лучший подарок", "Книга-источник знаний", - мы забыли эти прописные истины. Совместное чтение сближает семью, научает ребёнка рассуждать, мыслить. Конечно, кроха не всегда в состоянии понять прочитанное родителями, но зато малыш в состоянии разобраться в голосовых интонациях близких, увидеть чудесные нарисованные образы, иллюстрации, например таких потрясающих детских художников как Ю.Васнецов, Э.Булатов, О.Васильев, В.Сутеев, В.Чижиков. Надо быть разборчивым в выборе книг, пусть ребёнок увидит настоящую классику детского художественного  жанра, а не выполненных на компьютере, обезличенных роботов. Книжки-игрушки В.Сутеева, Г.Цыферова, русские народные сказки, яркие, самобытные - всё это залог успешного чтения  малышу от рождения до трёх лет. При выборе литературы для детей постарше (от 3 до 5 лет) надо ориентироваться на таких, проверенных временем, писателей как К.Чуковский, С.Михалков, С.Маршак. Из современных детских писателей – Т.Крючкова, В.Берестов, а так же считалки, загадки, сказки. В этом возрастном периоде дети хорошо воспринимают устное народное творчество: потешки, песни, хороводы.

Для духовно – нравственного развития детей 7-10лет, приобщения их к отечественной культуре полезно читать и обсуждать пословицы и поговорки русского народа, тем более, что пословица возникла как отклик на введение христианства. Младшие школьники живо воспринимают страницы из русской истории, например, из серии книг выпущенных издательством «Белый город» - великолепные иллюстрации, картины русских художников, живой язык, понятный детям.

Сказки Андерсена (в переводе А. Ганзена),современные авторы – М.Бородицкая, А.Усачёв, В.Воскобойников, И.Токмакова - эти книги, прочитанные вместе с ребёнком, оставят в его душе глубокий след.

Взаимопомощь и дружба животных в книгах В.Бианки, Н.Сладкова, Г.Скребицкого, а также произведения из альманаха «Искра любви» (сост. Стацевич О.) никого не оставит равнодушным. И, конечно же, вспомните о русских писателях – И.Шмелёве, В.Никифорове-Волгине.

Возможно, благодаря повести «Серебряная метель» ребёнок впервые задумается о смысле кондака праздника Рождества Христова: «Мама, а ведь и правда, не волки со звездою путешествуют, а «Волсвии со звездою путешествуют»…

Из периодической литературы этого возраста мы рекомендуем журналы «Мурзилка», «Шишкин лес», «Читайка», «Православная семья», «Свечечка», «Божий мир». Надо читать с детьми духовную поэзию великих А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Тютчева, И.Сурикова. Надо научить видеть сюжеты художественных полотен Ю.Васнецова, А.Рублёва, В.Пукирева. Мы предлагаем книгу А.Усачёва «Прогулки по Третьяковской галерее», которая поможет в этом.

Рассказать дочери-подросткуо том, что на картине В.Пукирева «Неравный брак» изображена невеста художника и сам художник. Девушка, предав свою любовь, от нужды вышла замуж за состоятельного старика. Но жизнь ради денег не удалась, и бедняжка закончила её в богадельне.

Сыну-подростку будут интересны рассказы о великих русских полководцах: Ф.Ушакове, А.Суворове, М.Кутузове, журналы «Юный эрудит», «Муравейник», «Юный натуралист». У родителей может возникнуть вопрос: «Где взять эту литературу?». Мы предлагаем идти в библиотеку, вернее вернуться в библиотеку и записать туда ребёнка, сделать чтение приятным и важным занятием для всей семьи. Например, детская библиотека им. В.Даля ежемесячно проводит «Семейный клуб» - встречи вместе с детьми и их родителями на актуальные темы, проводятся занятия с дошкольниками по краеведению и истории Новосибирска («Школа дедушки-краеведушки»), идёт работа с детьми с ограниченными возможностями (в школе-детском саду «Сибирский лучик»). Библиотека сотрудничает с детскими психологами, писателями и т.д.

Квалифицированные специалисты подбирают нужную литературу, подскажут, как правильно привить ребёнку любовь к книге и чтению. Здесь есть и книжные выставки, посвящённые духовно нравственному развитию юного читателя, развитию патриотизма и гражданственности.

Мы просим родителей беречь время, быть рядом со своими детьми, помогать юным сердцам почерпнуть из нашего культурного наследия только самое прекрасное, чистое, святое!

«Что не спрятал, то - пропало, что ты отдал, то – твоё» (народная пословица).