Тип урока |
Урок актуализации знаний, умений, навыков |
Задачи урока |
|
Планируемые результаты |
Личностные: понимание русского языка как одного из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников |
Межпредметные связи |
Литература, история |
Предварительные и индивидуальные задание |
|
Ресурсы урока |
Проектор, экран, раздаточный материал |
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал,
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть.
Этап мотивации
Учитель: Я так спешила на встречу с вами, что случайно перепутала все кубики со словами в волшебном мешочке. Помогите мне, пожалуйста, восстановить их в правильном порядке.
Учитель достает из мешочка кубики, на которых приклеены слова:
Человек, книга, ею, великий, уметь, пока, вещь, пользоваться.
Попробуйте определить, как лучше расположить эти слова. Поделитесь своим мнением с соседом по парте.
Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.
Учитель: Конечно, молодцы. Сравните с эталоном на экране. Все ли справились с заданием? Если да, то не забудьте поставить себя плюсик в таблицу достижений.
Ребята, как же вам удалось состроить из этих слов такую красивую фразу? Что вам помогло?
Мы изменили некоторые слова и поставили их в нужном порядке.
Учитель: Конечно, всё правильно. А как вы определили, что слова должны стоять именно в таком порядке? У вас сразу получилась готовая фраза или вы соединяли слова по каким-то другим признакам?
Вначале мы соединяли слова в словосочетания, а потом в предложение.
2. Формулирование темы и цели урока.
Учитель: Да, удобнее вам было объединить слова в небольшие группы, а потом уже выстраивать полную фразу. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
Сегодня на уроке мы будем вспоминать все сведения о словосочетаниях.
Учитель: Да, вы правы. Запишем тему урока. Попробуем на основе темы определить цель нашего урока.
Мы должны вспомнить, как правильно соединять слова в словосочетании.
Учитель: Давайте вспомним, что же такое словосочетание?
Словосочетание – это сочетание двух и более слов связанных по смыслу и грамматически.
Учитель: А что означает «связанные по смыслу», «связанные грамматически»? Найдите примеры в нашей фразе.
Великая вещь, умеет ею пользоваться – слова связаны грамматически, от главного слова можно задать вопрос к зависимому.
Учитель: А какой раздел языка занимается исследованием словосочетаний? Дайте полный ответ.
Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.
3. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Ребята, вы уже многое знаете о словосочетаниях. Давайте попробуем выполнить несколько заданий.
На ваших партах есть карточки с задание. В таблицы даны различные примеры. Поставьте плюс только там, где перед нами действительно словосочетания:
| Рассматривал иллюстрацию |
|
Текст и предложение |
|
Читать внимательно |
|
Поделиться впечатлениями |
|
Ученик ответил |
|
Начал читать |
|
Около учебника |
|
Аккуратный человек |
|
Рукописный вариант |
|
На уроке литературы |
|
Еле-еле |
|
Стремление к знаниям |
|
Пословицы и поговорки |
|
Учитель: Поменяйтесь работами с соседом по парте и сравните по эталону. Если справились со всем верно, поставьте плюс в таблицу достижений.
Эталон:
| Рассматривал иллюстрацию | + |
Текст и предложение |
|
Читать внимательно |
+ |
Поделиться впечатлениями |
+ |
Ученик ответил |
|
Начал читать |
|
Около учебника |
|
Аккуратный человек |
+ |
Рукописный вариант |
+ |
На уроке литературы |
+ |
Еле-еле |
|
Стремление к знаниям |
+ |
Пословицы и поговорки |
|
Учитель: Ребята, у нас остались пустые строки, где мы не посвили плюс. Проанализируйте в парах, почему так получилось. Проанализируйте оставшиеся строки и сделайте вывод, почему оставшиеся слова не является словосочетанием. Поделитесь своим мнением с соседом по парте. На основе своих выводов составьте кластер: «Является словосочетание» и «Не словосочетание» (класс поделен на две половины, у каждой один кластер)
Признаки словосочетания:
1) слова связаны по смыслу
2) слова связаны грамматически
3) одно слово зависит от другого
4) можно задать вопрос
5) оба слова - самостоятельные части речи
Признаки НЕ словосочетания:
1) слова не связаны по смыслу
2) слова не связаны грамматически
3) не самостоятельные части речи
4) однородные члены предложения
5) повторы одного слова
6) составные сказуемые
7) грамматическая основа
Учитель: Молодцы. Если у вас получилось такой же ответ, оцените себя.
Выполним задание по учебнику: стр.64 упражнение 136. Задание: прочитайте текст, найдите два предложения, в которых сформулирована основная мысль текста. Выпишите из текста словосочетания «существительное + существительное», обозначьте графически главное и зависимое слово.
Эталон: звучание (чего?) музыки, блеск (чего?) красок, тень (чего?) садов, неясность (чего?) сна, громыхание (чего?) грозы, Шорох (чего?) гравия.
Учитель: Отлично, как вы уже поняли, этот текст про красоту русского языка. А где же мы может почерпнуть знания о словах? Что нам помогает в это?
Мы можем найти всё, что необходимо в книгах, словарях, справочниках, Интернете.
Учитель: Конечно. Нам всегда помогают книги. А знаете ли вы историю возникновения и развития книжного дела? Нам об этом расскажут два ученика, которые провели небольшую работу по этому вопросу. Давайте предоставим им слово и посмотрим презентацию. Не забудьте оценить их работу.
Учащиеся слушают небольшое сообщение по истории книжного дела, анализируют полученную информацию, оценивают выступление одноклассников.
Учитель: Спасибо, ребята. Давайте выслушаем мнение одноклассников: что вы уже знали и что нового для себя открыли о книгах.
Учитель: Вы сегодня уже очень многое вспомнили о словосочетаниях. Знаем, что они состоят из двух частей – главной и зависимой. Выполним следующее задание. Поможет пословицам и поговоркам найти свою вторую половинку.
| Корень учения горек | да мудрость в ней великая |
Красивую речь |
вот лучшее учение |
Испокон века |
что тёплый дождь для всходов |
Книга для ума |
да плод его сладок |
Чтение |
а человек умением |
Красная птица пением |
приятно слушать |
Мала книга |
без неё как без рук |
Книга твой друг |
книга растит человека |
Учитель: поменяемся листочками с соседом по парте и выполним проверку по эталону.
Эталон:
| Корень учения горек | да плод его сладок |
Красивую речь |
приятно слушать |
Испокон века |
книга растит человека |
Книга для ума |
что тёплый дождь для всходов |
Чтение |
вот лучшее учение |
Красная птица пением |
а человек учением |
Мала книга |
да мудрость в ней великая |
Книга твой друг |
без неё как без рук |
Учитель: Ребята, молодцы. Вы отлично справились с заданием. Оцените себя. Что общего у этих пословиц и поговорок? Какова их тема?
Докажите своё мнение, используя в ответах словосочетания. У нас еще один текст о Древней Греции, давайте его прочтем.
В Древней Греции считали, что «каждый свободный человек по природе своей должен любить науки и книги, совершенствуя при их помощи ум и душу и находя удовольствие в познании добра и красоты».
Александр Македонский от природы был склонен к изучению наук и чтению книг. Он считал, что изучение «Илиады» - хорошее средство для достижения военной доблести. Список «Илиады» он всегда имел при себе, храня его под подушкой вместе с кинжалом.
(А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи. «Платон. Аристотель»)
Учитель: Давайте проверим значение слов, которые вы искали дома (свободный человек, список книги, «Илиада»).
- Перескажите текст. О чем он?
- Придумайте название этому отрывку.
- Чем являлась книга для Македонского? Какое значение он ей придавал?
- Имеют ли какое-нибудь отношение слова Македонского о знаниях к вашей жизни?
- Какие книги, известные вам, можно было бы посоветовать прочитать Александру Македонскому?
Выслушиваем ответы учащихся, анализируем, исправляем, где необходимо речевые ошибки, оцениваем.
Учитель: Ребята, вернемся к первой фразе, с которой мы начали урок. Прочитаем её. Не забудем и про пословицы с поговорки. Что нового вы узнали о роли книг и чтения в жизни людей? Какое из приведенных высказываний или фразы из текста о Македонском показались вам наиболее интересным, убедительным, необычным? Объясните, почему?
Учитель: Отлично. Выберете из разобранных словосочетаний те, которые вы смогли бы использовать, если бы писали заметку в блог о пользе чтения. Запишите их себе в тетрадь. Дополните 4-5 словосочетаниями на эту же тематику. Выберете понравившуюся вам фразу о пользе чтения и книг. Составьте план для написания сочинения, представьте его в виде словосочетаний. Напишите мини-сочинение (5-6 предложений), употребив данные словосочетания.
4. Этап рефлексии.
Учитель: Ребята, у вас получились замечательные тексты. Давайте подводить итоги. Что вы знали по теме «Словосочетание» и что нового открыли для себя сегодня? Что вам особенно запомнилось из полученной на уроке информации? Как вы думаете, пригодятся ли вам полученные сегодня знания? Давайте посмотрим на наши листы достижений.
| новичок |
|
любитель |
|
знаток |
|
эксперт |
|
Мастер |
|
Магистр знаний |
|
Домашнее задание
- Для Новичков и Любителей: упр. 134 (замените словосочетания «сущ.+сущ.» на словосочетания «прилаг.+сущ.»). Запишите их, составьте предложения с двумя любыми словосочетаниями.
- Для Знатоков и Экспертов: подберите 6-7 пословиц и поговорок на тему «Учение», выпишите из них 6-7 словосочетаний, графически обозначьте главное и зависимое слово.
- Для Мастеров и Магистров Знаний: напишите мини-сочинение (8-9 предложений), согласившись или не согласившись с высказыванием Александром Блоком: «Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться»
Список литературы.
- Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе / О.В.Волкова – Казань: редакционно-издательский центр «Школа», 2017.- 116 с.
- Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч. Ч.1 / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.;науч.ред.Н.М.Шанский]. 5-е изд.- М.: Просвещение, 2015.- 191 с.:ил.
- Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой [и др.]. 1 часть/авт.-сост. Г.В.Цветкова. - Волгоград: Учитель, 2016. - 316 с.
- Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. Ч.1 / Под ред. Т.А.Ладыженской. – 2-е изд., перераб. М.: Ювента;Баласс, 2013.-160 с.:ил.
Интернет-ресурсы
- https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/02/20/doklad-trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-russkogo-yazyka
- https://infourok.ru/statya-osnovnie-trebovaniya-k-urokam-russkogo-yazika
- https://www/минобрнауки.рф /проекты/413/