Урок русского языка по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока

Урок актуализации знаний, умений, навыков

Задачи урока

  1. Расширить, углубить представления учащихся по теме «Словосочетание»
  2.  Закрепить знания учащихся на практике
  3. Воспитывать бережное отношение к слову

Планируемые результаты

Личностные: понимание русского языка как одного из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования
Предметные: 

  • знать предмет изучения синтаксиса, отличия словосочетания от слова, строение словосочетания, смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании; 
  • уметь отличать словосочетания от слова, определять главное и зависимое слово в словосочетании, составлять словосочетания, выделять словосочетания из предложений.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников

Межпредметные связи

Литература, история

Предварительные и индивидуальные задание

  1. Найти значение выражений «свободный человек» (из истории Древней Греции), «список книги», «Илиада»
  2. Индивидуальное: найти материал по истории создания книг, подготовить презентацию

Ресурсы урока

Проектор, экран, раздаточный материал

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал,
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть.

Этап мотивации

Учитель: Я так спешила на встречу с вами, что случайно перепутала все кубики со словами в волшебном мешочке. Помогите мне, пожалуйста, восстановить их в правильном порядке.

Учитель достает из мешочка кубики, на которых приклеены слова:

Человек, книга, ею, великий, уметь, пока, вещь, пользоваться.

Попробуйте определить, как лучше расположить эти слова. Поделитесь своим мнением с соседом по парте.

Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.

Учитель: Конечно, молодцы. Сравните с эталоном  на экране. Все ли справились с заданием? Если да, то не забудьте поставить себя плюсик в таблицу достижений.

Ребята, как же вам удалось состроить из этих слов такую красивую фразу? Что вам помогло?

Мы изменили некоторые слова и поставили их в нужном порядке.

Учитель: Конечно, всё правильно.  А как вы определили, что слова должны стоять именно в таком порядке? У вас сразу получилась готовая фраза или вы соединяли слова по каким-то другим признакам?

Вначале мы соединяли слова в словосочетания, а потом в предложение.

2. Формулирование темы и цели урока.

Учитель: Да, удобнее вам было объединить слова в небольшие группы, а потом уже выстраивать полную фразу. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Сегодня на уроке мы будем вспоминать все сведения о словосочетаниях.

Учитель: Да, вы правы. Запишем тему урока. Попробуем на основе темы определить цель нашего урока.

Мы должны вспомнить, как правильно соединять слова в словосочетании.

Учитель: Давайте вспомним, что же такое словосочетание?

Словосочетание – это сочетание двух и более слов связанных по смыслу и грамматически.

Учитель: А что означает «связанные по смыслу», «связанные грамматически»? Найдите примеры в нашей фразе.

Великая вещь, умеет ею пользоваться – слова связаны грамматически, от главного слова можно задать вопрос к зависимому.

Учитель: А какой раздел языка занимается исследованием словосочетаний? Дайте полный ответ.

Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

3. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Ребята, вы уже многое знаете о словосочетаниях. Давайте попробуем выполнить несколько заданий.

На ваших партах есть карточки с задание. В таблицы даны различные примеры. Поставьте плюс только там, где перед нами действительно словосочетания:

Рассматривал иллюстрацию

 

Текст и предложение

 

Читать внимательно

 

Поделиться впечатлениями

 

Ученик ответил

 

Начал читать

 

Около учебника

 

Аккуратный человек

 

Рукописный вариант

 

На уроке литературы

 

Еле-еле

 

Стремление к знаниям

 

Пословицы и поговорки

 

Учитель: Поменяйтесь работами с соседом по парте и сравните по эталону. Если справились со всем верно, поставьте плюс в таблицу достижений.

Эталон:

Рассматривал иллюстрацию

+

Текст и предложение

 

Читать внимательно

+

Поделиться впечатлениями

+

Ученик ответил

 

Начал читать

 

Около учебника

 

Аккуратный человек

+

Рукописный вариант

+

На уроке литературы

+

Еле-еле

 

Стремление к знаниям

+

Пословицы и поговорки

 

Учитель: Ребята, у нас остались пустые строки, где мы не посвили плюс. Проанализируйте в парах, почему так получилось. Проанализируйте оставшиеся строки и сделайте вывод, почему оставшиеся слова не является словосочетанием. Поделитесь своим мнением с соседом по парте. На основе своих выводов составьте кластер: «Является словосочетание» и «Не словосочетание» (класс поделен на две половины, у каждой один кластер)

Признаки словосочетания:

1) слова связаны по смыслу
2) слова связаны грамматически
3) одно слово зависит от другого
4) можно задать вопрос
5) оба слова - самостоятельные части речи

Признаки НЕ словосочетания:

1) слова не связаны по смыслу
2) слова не связаны грамматически
3) не самостоятельные части речи
4) однородные члены предложения
5) повторы одного слова
6) составные сказуемые
7) грамматическая основа

Учитель: Молодцы. Если у вас получилось такой же ответ, оцените себя.

Выполним задание по учебнику: стр.64 упражнение 136. Задание: прочитайте текст, найдите два предложения, в которых сформулирована основная мысль текста. Выпишите из текста  словосочетания «существительное + существительное», обозначьте графически главное и зависимое слово.

Эталон: звучание (чего?) музыки, блеск (чего?) красок, тень (чего?) садов, неясность (чего?) сна, громыхание (чего?) грозы, Шорох (чего?) гравия.

Учитель: Отлично, как вы уже поняли, этот текст про красоту русского языка. А где же мы может почерпнуть знания о словах? Что нам помогает в это?

Мы можем найти всё, что необходимо в книгах, словарях, справочниках, Интернете.

Учитель: Конечно. Нам всегда помогают книги. А знаете ли вы историю возникновения и развития книжного дела? Нам об этом расскажут два ученика, которые провели небольшую работу по этому вопросу. Давайте предоставим им слово и посмотрим презентацию. Не забудьте оценить их работу.

Учащиеся слушают небольшое сообщение по истории книжного дела, анализируют полученную информацию, оценивают выступление одноклассников.

Учитель: Спасибо, ребята. Давайте выслушаем мнение одноклассников: что вы уже знали и что нового для себя открыли о книгах.

Учитель: Вы сегодня уже очень многое вспомнили о словосочетаниях. Знаем, что они состоят из двух частей – главной и зависимой. Выполним следующее задание. Поможет пословицам и поговоркам найти свою вторую половинку.

Корень учения горек

да мудрость в ней великая

Красивую речь

вот лучшее учение

Испокон века

что тёплый дождь для всходов

Книга для ума

да плод его сладок

Чтение

а человек умением

Красная птица пением

приятно слушать

Мала книга

без неё как без рук

Книга твой друг

книга растит человека

Учитель: поменяемся листочками с соседом по парте и выполним проверку по эталону.

Эталон:

Корень учения горек

да плод его сладок

Красивую речь

приятно слушать

Испокон века

книга растит человека

Книга для ума

что тёплый дождь для всходов

Чтение

вот лучшее учение

Красная птица пением

а человек учением

Мала книга

да мудрость в ней великая

Книга твой друг

без неё как без рук

Учитель: Ребята, молодцы. Вы отлично справились с заданием. Оцените себя. Что общего у этих пословиц и поговорок? Какова их тема?

Докажите своё мнение, используя в ответах словосочетания. У нас еще один текст о Древней Греции, давайте его прочтем.

В Древней Греции считали, что «каждый свободный человек по природе своей должен любить науки и книги, совершенствуя при их помощи ум и душу и находя удовольствие в познании добра и красоты».

Александр Македонский от природы был склонен к изучению наук и чтению книг. Он считал, что изучение «Илиады» - хорошее средство для достижения военной доблести. Список «Илиады» он всегда имел при себе, храня его под подушкой вместе с кинжалом.
(А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи. «Платон. Аристотель»)

Учитель: Давайте проверим значение слов, которые вы искали дома (свободный человек, список книги, «Илиада»).

  • Перескажите текст. О чем он?
  • Придумайте название этому отрывку.
  • Чем являлась книга для Македонского? Какое значение он ей придавал?
  • Имеют ли какое-нибудь отношение слова Македонского о знаниях к вашей жизни?
  • Какие книги, известные вам, можно было бы посоветовать прочитать Александру Македонскому?

Выслушиваем ответы учащихся, анализируем, исправляем, где необходимо речевые ошибки, оцениваем.

Учитель: Ребята, вернемся к первой фразе, с которой мы начали урок. Прочитаем её. Не забудем и про пословицы с поговорки. Что нового вы узнали о роли книг и чтения в жизни людей? Какое из приведенных высказываний или фразы из текста о Македонском показались вам наиболее интересным, убедительным, необычным? Объясните, почему?

Учитель: Отлично. Выберете из разобранных словосочетаний те, которые вы смогли бы использовать, если бы писали заметку в блог о пользе чтения. Запишите их себе в тетрадь. Дополните 4-5 словосочетаниями на эту же тематику. Выберете понравившуюся вам фразу о пользе чтения и книг. Составьте план для написания сочинения, представьте его в виде словосочетаний. Напишите мини-сочинение (5-6 предложений), употребив данные словосочетания.

4. Этап рефлексии.

Учитель: Ребята, у вас получились замечательные тексты. Давайте подводить итоги. Что вы знали по теме «Словосочетание» и что нового открыли для себя сегодня? Что вам особенно запомнилось из полученной на уроке информации? Как вы думаете, пригодятся ли вам полученные сегодня знания? Давайте посмотрим на наши листы достижений.

новичок

 

любитель

 

знаток

 

эксперт

 

Мастер

 

Магистр знаний

 

Домашнее задание

  • Для Новичков и Любителей: упр. 134 (замените словосочетания «сущ.+сущ.» на словосочетания «прилаг.+сущ.»). Запишите их, составьте предложения с двумя любыми словосочетаниями.
  • Для Знатоков и Экспертов: подберите 6-7 пословиц и поговорок на тему «Учение», выпишите из них 6-7 словосочетаний, графически обозначьте главное и зависимое слово.
  • Для Мастеров и Магистров Знаний: напишите мини-сочинение (8-9 предложений), согласившись или не согласившись с высказыванием  Александром Блоком: «Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться»

Список литературы.

  1. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе / О.В.Волкова – Казань: редакционно-издательский центр «Школа», 2017.- 116 с.
  2. Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч. Ч.1 / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.;науч.ред.Н.М.Шанский]. 5-е изд.- М.: Просвещение, 2015.- 191 с.:ил.
  3. Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой [и др.]. 1 часть/авт.-сост. Г.В.Цветкова. - Волгоград: Учитель, 2016. - 316 с.
  4. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. Ч.1 / Под ред. Т.А.Ладыженской. – 2-е изд., перераб. М.: Ювента;Баласс, 2013.-160 с.:ил.

Интернет-ресурсы

  1. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/02/20/doklad-trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-russkogo-yazyka
  2. https://infourok.ru/statya-osnovnie-trebovaniya-k-urokam-russkogo-yazika
  3. https://www/минобрнауки.рф /проекты/413/