Русский язык. 3 класс.
УМК: «Школа России».
Цели урока:
Образовательная:
- Сформировать представление о сложных словах.
- Познакомить со способом образования и способом правописания сложных слов.
- Формировать умения различать собственное знание и незнание на примере правописания слов.
Развивающая:
- Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
- Развивать познавательную активность.
Воспитательная:
- Воспитывать самостоятельность, умение работать в группах.
- Воспитывать умение вести учебный диалог.
- Воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: учебник для 3 класса Л.М Зелениной «Русский язык», 2 часть.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, проверьте вашу готовность к уроку: на парте должна быть тетрадь по русскому языку, учебник, дневник, карандаш простой, ручка.
II. Актуализация знаний и умений, способов действия
2.1. Чистописание.
Цель: коррекция каллиграфических ошибок в написании строчной буквы Д.
На доске написаны слова: лёд, ход
- Что общего в этих словах? (количество букв, в конце слов буква Д)
- Спишите красиво и правильно эти слова, чередуя на строчке. Следите за правильностью написания буквы Д, нижняя петля должна быть ниже нижней рабочей строки, а пересечение находиться на строчке.
Оценка каллиграфических умений.
2.2. Самостоятельная работа.
- Подберите к каждому слову однокоренные слова и запишите в два столбика. Выделите в них корень.
Проверка фронтальная (несколько детей по одному записывают придуманные слова на доске в два столбика).
- Докажите, что слова в каждом столбике однокоренные (в словах один корень, одно значение)
- Что помогло вам справиться с заданием? (знание правила о корне слова)
2.3. Проблемная ситуация.
На доске появляется карточка со словом
- В какую группу родственных слов вы запишете это слово? (ответы детей)
- Я считаю, что это слово будет родственным для первой группы слов. («ловушка»)
- Вы сейчас можете точно ответить на мой вопрос? (нет)
- Объясните лексическое значение слова (ответы детей)
- Запишите слово в тетрадь. Выделите корень слова. (дети сами выделяют корень)
На доске фиксируются все варианты выполнения этого задания.
2.4. Фиксация разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи.
- Почему задание было дано одно, а выполнили вы его по-разному? Какие возникли затруднения? (это слово отличается от других слов, с которыми мы встречались раньше)
- Чем это слово необычно? (в одном слове соединились два слова, а с такими словами мы раньше не встречались)
- Чего мы не знаем? (как находить корень в таких словах, родственное это слово или нет)
- Какую учебную задачу поставим? (как образуются и называются такие слова, в котором два слова)
Ставим рядом со словом знак вопроса.
- Какие вы умные! Значит у вас все получится дальше.
III. Открытие нового способа
3.1. Беседа.
- Какие вопросы у вас возникли? Я напишу их на доске.
1. Можно ли образовать одно слово из двух разных?
2. Могут ли быть в слове два корня или всегда только один?
3. Как называются такие слова?
(Если класс сильный, то вопросы формулируют дети; слабый – помогает учитель)
- Хотите узнать ответы на эти вопросы? (хотим)
3.2. Работа в группах.
- Чтобы найти ответы на эти вопросы, я предлагаю поработать в группах.
У каждой группы на столе конверт с планом работы и карточками:
План действий:
1. Выделить корень в словах, которые записаны на карточках. 2. Составьте слово: с помощью карточек с буквами О, Е, И, А соедините эти корни 3. Прочитайте слово и, с помощью словаря, объясните его значение. |
3.3. Проверка и оценка групповой работы.
Представитель из группы выходит к доске и записывает полученные слова.
- Что вы делали для того, чтобы получилось новое слово? (мы соединили два корня)
- Какое в математике есть действие, чтобы соединить две части? (сложение)
- Значит, чтобы получить новое слово, вы сложили два корня? (Да)
Как можно назвать все слова, которые получились в результате сложения? (сложные)
- С помощью чего мы соединили два корня? (С помощью гласных О, Е)
- Как можно назвать эти гласные? (соединительные)
3.4. Создание схемы-помощника.
Вернемся к вопросам, записанным на доске.
1. Можно ли образовать одно слово из двух разных?
2. Могут ли быть в слове два корня или всегда только один?
3. Как называются такие слова?
Ответы детей.
- Как можно схематично нарисовать такие слова? (Два корня и между ними буква)
На доске появляется схема – помощник.
Общие выводы.
- Все ли слова в русском языке сложные? (нет)
- Как определить, что слово сложное? (объяснить значение слова, подобрать однокоренные слова)
- Когда складывали корни, в каких случаях использовали соединительную гласную О, а когда – Е) (если твёрдый – надо писать О, если мягкий – Е)
- Изменились ли ваши знания? Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям о словах русского языка? (бывают простые слова с одним корнем, и сложные, в которых два корня)
IV. Физминутка
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели. (Дети садятся за парты.)
V. Первичное закрепление нового знания
5.1 Работа в парах.
Карточка с заданием.
- Прочитайте слова. Найти сложные слова, выпишите и выделите в них корень. Первому ряду – карточка №1, второму ряду - №2, третьему ряду - №3
1. садовод, садовник, садовый |
2. земляника, землекоп, земля |
3. водонос, водный, водяной |
Проводится фронтальная проверка.
5.2. Работа по учебнику.
- Сравним ваши выводы с правилом в учебнике на странице 40. (Дети читают правило. Сравнивают. Делают выводы.)
5.3. Самостоятельная работа.
- Выполните самостоятельно упражнение из учебника, пользуясь теми знаниями, которые вы сегодня открыли. Не забывайте про схему – помощник.
Оценивание данной работы будет при проверке тетрадей учителем.
VI. Контроль
- А сейчас предлагаю вам поиграть в игру. Посмотрите на слайд.
- Составьте правильные слова. Запишите в тетрадь по одному слову.
Фронтальная оценка знаний.
VII. Итог урока. Рефлексия
- Вспомните, какую учебную задачу ставили перед собой в начале урока? (как образуются и называются такие слова, в котором два слова)
- Мы решили эту задачу? (Да)
- Что в дальнейшем нам будет помогать в работе со сложным словом? (схема-помощник)
- А сейчас дайте каждый оценку своей работы на уроке. Поднимая карточку с определенным цветом, вы ответите на вопрос «Как я сегодня усвоил(а) учебный материал?»
- Зеленый цвет – Я узнал(а), понял(а), что такое сложные слова.
- Желтый цвет – Я сомневаюсь в знаниях про сложные слова.
- Красный цвет – Я хотел(а) бы повторить учебный материал.
VIII. Домашнее задание
- Выполнить упражнение из учебника (С. 41, упр. 79).
- Подобрать и записать 5 сложных слов. Разобрать их по составу.