Урок русского языка по тем «Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Русский язык. 3 класс.

УМК: «Школа России».

Цели урока:

Образовательная:

  • Сформировать представление о сложных словах.
  • Познакомить со способом образования и способом правописания сложных слов.
  • Формировать умения различать собственное знание и незнание на примере правописания слов.

Развивающая:

  • Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
  • Развивать познавательную активность.

Воспитательная:

  • Воспитывать самостоятельность, умение работать в группах.
  • Воспитывать умение вести учебный диалог.
  • Воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: учебник для 3 класса Л.М Зелениной «Русский язык», 2 часть.

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, проверьте вашу готовность к уроку: на парте должна быть тетрадь по русскому языку, учебник, дневник, карандаш простой, ручка.

II. Актуализация знаний и умений, способов действия

2.1. Чистописание.

Цель: коррекция каллиграфических ошибок в написании строчной буквы Д.

На доске написаны слова: лёд, ход

- Что общего в этих словах? (количество букв, в конце слов буква Д)

- Спишите красиво и правильно эти слова, чередуя на строчке. Следите за правильностью написания буквы Д, нижняя петля должна быть ниже нижней рабочей строки, а пересечение находиться на строчке.

Оценка каллиграфических умений.

2.2. Самостоятельная работа.

- Подберите к каждому слову однокоренные слова и запишите в два столбика. Выделите в них корень.

Проверка фронтальная (несколько детей по одному записывают придуманные слова на доске в два столбика).

- Докажите, что слова в каждом столбике однокоренные (в словах один корень, одно значение)

- Что помогло вам справиться с заданием? (знание правила о корне слова)

2.3. Проблемная ситуация.

На доске появляется карточка со словом

- В какую группу родственных слов вы запишете это слово? (ответы детей)

- Я считаю, что это слово будет родственным для первой группы слов. («ловушка»)

- Вы сейчас можете точно ответить на мой вопрос? (нет)

- Объясните лексическое значение слова (ответы детей)

- Запишите слово в тетрадь. Выделите корень слова. (дети сами выделяют корень)

На доске фиксируются все варианты выполнения этого задания.

2.4. Фиксация разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи.

- Почему задание было дано одно, а выполнили вы его по-разному? Какие возникли затруднения? (это слово отличается от других слов, с которыми мы встречались раньше)

- Чем это слово необычно? (в одном слове соединились два слова, а с такими словами мы раньше не встречались)

- Чего мы не знаем? (как находить корень в таких словах, родственное это слово или нет)

- Какую учебную задачу поставим? (как образуются и называются такие слова, в котором два слова)

Ставим рядом со словом знак вопроса.

- Какие вы умные! Значит у вас все получится дальше.

III. Открытие нового способа

3.1. Беседа.

- Какие вопросы у вас возникли? Я напишу их на доске.

1. Можно ли образовать одно слово из двух разных?

2. Могут ли быть в слове два корня или всегда только один?

3. Как называются такие слова?

(Если класс сильный, то вопросы формулируют дети; слабый – помогает учитель)

- Хотите узнать ответы на эти вопросы? (хотим)

3.2. Работа в группах.

- Чтобы найти ответы на эти вопросы, я предлагаю поработать в группах.

У каждой группы на столе конверт с планом работы и карточками:

План действий:

1. Выделить корень в словах, которые записаны на карточках.

2. Составьте слово: с помощью карточек с буквами О, Е, И, А соедините эти корни
(понаблюдайте на твердый или мягкий согласный оканчивается первый корень).

3. Прочитайте слово и, с помощью словаря, объясните его значение.

3.3. Проверка и оценка групповой работы.

Представитель из группы выходит к доске и записывает полученные слова.

- Что вы делали для того, чтобы получилось новое слово? (мы соединили два корня)

- Какое в математике есть действие, чтобы соединить две части? (сложение)

- Значит, чтобы получить новое слово, вы сложили два корня? (Да)

 Как можно назвать все слова, которые получились в результате сложения? (сложные)

- С помощью чего мы соединили два корня? (С помощью гласных О, Е)

- Как можно назвать эти гласные? (соединительные)

3.4. Создание схемы-помощника.

Вернемся к вопросам, записанным на доске.

1. Можно ли образовать одно слово из двух разных?

2. Могут ли быть в слове два корня или всегда только один?

3. Как называются такие слова?

Ответы детей.

- Как можно схематично нарисовать такие слова? (Два корня и между ними буква)

На доске появляется схема – помощник.

Общие выводы.

- Все ли слова в русском языке сложные? (нет)

- Как определить, что слово сложное? (объяснить значение слова, подобрать однокоренные слова)

- Когда складывали корни, в каких случаях использовали соединительную гласную О, а когда – Е) (если твёрдый – надо писать О, если мягкий – Е)

- Изменились ли ваши знания? Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям о словах русского языка? (бывают простые слова с одним корнем, и сложные, в которых два корня)

IV. Физминутка

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели. (Дети садятся за парты.)

V. Первичное закрепление нового знания

5.1 Работа в парах.

Карточка с заданием.

- Прочитайте слова. Найти сложные слова, выпишите и выделите в них корень. Первому ряду – карточка №1, второму ряду - №2, третьему ряду - №3

1. садовод, садовник, садовый

2. земляника, землекоп, земля

3. водонос, водный, водяной

Проводится фронтальная проверка.

5.2. Работа по учебнику.

- Сравним ваши выводы с правилом в учебнике на странице 40. (Дети читают правило. Сравнивают. Делают выводы.)

5.3. Самостоятельная работа.

- Выполните самостоятельно упражнение из учебника, пользуясь теми знаниями, которые вы сегодня открыли. Не забывайте про схему – помощник.

Оценивание данной работы будет при проверке тетрадей учителем.

VI. Контроль

- А сейчас предлагаю вам поиграть в игру. Посмотрите на слайд.

- Составьте правильные слова. Запишите в тетрадь по одному слову.

Фронтальная оценка знаний.

VII. Итог урока. Рефлексия

- Вспомните, какую учебную задачу ставили перед собой в начале урока? (как образуются и называются такие слова, в котором два слова)

- Мы решили эту задачу? (Да)

- Что в дальнейшем нам будет помогать в работе со сложным словом? (схема-помощник)

- А сейчас дайте каждый оценку своей работы на уроке. Поднимая карточку с определенным цветом, вы ответите на вопрос «Как я сегодня усвоил(а) учебный материал?»

  • Зеленый цвет – Я узнал(а), понял(а), что такое сложные слова.
  • Желтый цвет – Я сомневаюсь в знаниях про сложные слова.
  • Красный цвет – Я хотел(а) бы повторить учебный материал.

VIII. Домашнее задание

  1. Выполнить упражнение из учебника (С. 41, упр. 79).
  2. Подобрать и записать 5 сложных слов. Разобрать их по составу.