Введение
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к повышению качества профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт является инструментом повышения качества образования как объективный измеритель квалификации педагога. Одна из основных задач профессионального стандарта – обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов.
В сравнении с действующим до введения профессионального стандарта «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих» (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 №761-н) в профессиональном стандарте выделена основная цель вида профессиональной деятельности; обозначены особые условия допуска к работе; описаны обобщенные трудовые функции (А, В) представленные в разрезе специализации педагогических работников.
Профессиональный стандарт предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
Внедрение профессионального стандарта приведет к изменению проведения процедуры аттестации педагогических работников, повышению их квалификации, корректировке нормативных правовых актов: должностной инструкции педагогических работников, трудовых договоров и др. документов.
Для обеспечения плавного перехода образовательного учреждения на работу в условиях действия профессионального стандарта «Педагога» необходимо решить следующие задачи:
- Оказание методической и административной поддержки педагогам в процессе перехода на профессиональный стандарт «Педагога».
- Совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников учреждения в соответствии с требованиями профстандарта «Педагог».
- Внедрение пакета нормативных документов МКДОУ «Детский сад комбинированного вида «Солнышко», работающего в условиях профстандарта «Педагог».
- Апробация системы оценки соответствия педагогических работников уровню профстандарта «Педагог».
- Выявление дефицита профессиональных компетентностей и разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого педагога.
- Приведение в соответствие на уровне МКДОУ процедуры аттестации педагогов.
1. План методического сопровождения введения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
2. План рабочей группы «Новаторы» по введению профессионального стандарта «Педагог»
Цель: Обеспечение плавного перехода учреждения на работу в условиях действия профессионального стандарта «Педагога».
Задачи:
- Оказание методической и административной поддержки педагогам в процессе перехода на профессиональный стандарт «Педагога».
- Совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников учреждения в соответствии с требованиями профстандарта «Педагог».
- Внедрение пакета нормативных документов МКДОУ «Детский сад комбинированного вида «Солнышко», работающего в условиях профстандарта «Педагог».
- Апробация системы оценки соответствия педагогических работников уровню профстандарта «Педагог».
- Выявление дефицита профессиональных компетентностей и разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого педагога.
- Приведение в соответствие на уровне МКДОУ процедуры аттестации педагогов.
Планируемые результаты:
- Успешно апробирована система оценки соответствия педагогических работников уровню профстандарта «Педагог».
- Создана современная, гибкая система повышения квалификации педагогов МКДОУ.
- Разработаны единые, индивидуальные подходы к определению, содержанию повышения квалификации педагогических работников МКДОУ.
- Приведена в соответствие на уровне МКДОУ процедура аттестации педагогов.
- Усовершенствована система организационно-методического сопровождения образовательного процесса.
- Произошло повышение профессионального мастерства педагогов.
- Приведен в соответствие пакет нормативно-правовых документов МКДОУ согласно профессиональному стандарту «Педагог».
- Положено начало перехода учреждения на новый профессиональный стандарт в образовании.
3. Механизм проведения количественного и качественного анализа и алгоритм деятельности образовательной организации по приведению уровня владения трудовыми функциями к уровню требований, предъявляемых профстандартом
Цель самооценки: определить уровень соответствия владения трудовыми функциями учителя, воспитателя требованиям профессионального стандарта и выявить те показатели, которые оказали максимальное влияние на этот уровень.
В процессе самоанализа педагогам предоставляется возможность оценить собственную компетентность в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог» по уровню «воспитатель».
Им предлагается проанализировать свою профессиональную деятельность и оценить степень владения компетенциями, необходимыми для воспитателя, используя 3-балльную шкалу:
- «2» – данным требованием профстандарта владею достаточно полно, всесторонне (требование выполняется на оптимальном уровне).
- «1» – данным требованием профстандарта владею частично (есть резервы или недостатки при выполнении требования).
- «0» – данным требованием профстандарта не владею (требование практически не выполняется).
Баллы отмечаются в соответствующей колонке. В колонке комментарий целесообразно конкретизировать, что именно в данной компетенции у педагога вызывает трудности или чему именно он может научить других.
Количественный анализ уровней квалификации представляется в виде таблиц 1–4 (Уровень владения трудовой функцией «Общепедагогическая функция. Обучение» (A/01.6), Уровень владения трудовой функцией «Воспитательная деятельность» (A/02.6), Уровень владения трудовой функцией «Развивающая деятельность» (A/03.6), Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования (В/01.5 /4).
Уровень владения трудовой функцией «Общепедагогическая функция.
Обучение» рассчитывается по следующей формуле:
Уровень A/01.6 = Sфакт/Smax* 100%,
где в числителе дроби – суммарное количество баллов по всем показателям (столбец таблицы №3), в знаменателе – количество показателей (столбца таблицы №2), умноженное на два (∑max =27 ∙ 2 = 54).
Обработка результатов:
- оптимальный уровень – 100–85%;
- допустимый уровень – 84–60%;
- критический уровень – 59–50%;
- недопустимый уровень – < 50%.
Итоговый уровень соответствия владения трудовыми функциями требованиям профессионального стандарта можно рассчитать как среднее арифметическое вышеобозначенных уровней:
Уровень владения трудовыми функциями =
=
(Уровень A/01.6. + Уровень A/02.6. + Уровень A/03.6.) + Уровень В/01.5 /4
Таблица 1.
Анализ профессионального развития педагогов в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» (Воспитатель)
ФИО воспитателя |
Оценка профессиональной деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса |
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования |
Итоговый |
||
Общепедагогическая функция. Обучение |
Воспитательная деятельность |
Развивающая деятельность |
|||
Н.А. |
55 |
52 |
50 |
54 |
53 |
Т.В. |
56 |
64 |
43 |
63 |
56 |
А.А. |
57 |
68 |
22 |
67 |
54 |
О.В. |
62 |
57 |
59 |
76 |
64 |
М.М. |
71 |
89 |
76 |
88 |
81 |
И.В. |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
С.В. |
76 |
88 |
89 |
63 |
79 |
И.В. |
60 |
63 |
67 |
77 |
67 |
Т.В. |
38 |
48 |
44 |
50 |
45 |
С.В. |
55 |
61 |
72 |
75 |
66 |
Е.А. |
78 |
69 |
77 |
65 |
72 |
И.Е. |
61 |
62 |
61 |
52 |
60 |
Т.В. |
74 |
68 |
63 |
69 |
69 |
Г.В. |
60 |
63 |
63 |
57 |
61 |
Е.В. |
75 |
95 |
96 |
92 |
90 |
В.М. |
79 |
95 |
98 |
98 |
93 |
По ДОУ в целом |
63 |
68 |
64 |
69 |
66 |
Полученные данные можно представить в виде графика, где по оси абсцисс откладываются значения изучаемых показателей, а по оси ординат – полученные баллы. Это будет хорошим подспорьем для определения направлений дальнейшей методической работы образовательной организации по развитию уровня профессиональной компетентности педагогов. (Приложение 5)
Качественный анализ и деятельность образовательной организации по приведению уровня владения трудовыми функциям к уровню требований профстандарта можно представить в виде следующего алгоритма:
- Самоанализ уровня подготовки педагога к выполнению трудовых функций. Педагоги самостоятельно анализируют, каким требованиям профстандарта они отвечают, где имеются затруднения, определяют, как их решить: с помощью дополнительного профессионального образования, внутрисадовой методической учебы, посещения ОД опытных коллег или самообразования. (Приложение 2)
- Анализ затруднений педагогов на заседаниях методических объединений, определение возможности их преодоления на уровне образовательной организации (мастер-классы, стажировки, взаимопосещение ОД и различных мероприятий, диссеминация передового педагогического опыта и т.д.). (Приложение 3)
- Анализ уровня подготовки педагогов заместителями директора образовательной организации по ВМР и старшими воспитателями. На основе результатов внутрисадового контроля (анализа посещенных ОД и различных мероприятий, диагностики уровней развития детей) анализируется соответствие педагога требованиям профстандарта и предлагаются варианты решения проблем с точки зрения администрации.
- Совместное обсуждение результатов анализа и предложений всех трех сторон на педагогическом совете «Ресурсы развития выполнения трудовых функций на основе профстандарта педагога» и разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого учителя, воспитателя – составление индивидуальной профессионально-личностной образовательно-методической траектории педагога: что, когда, где, за какие средства. (Приложение 4)
- Реализация намеченных мероприятий в максимально короткие сроки.