Вид, тематика, место проведения: Урок ознакомления с новым материалом по русскому языку в 6 классе «Профессионализмы» (Раздел «Лексика»)
Учебник русского языка для 6 класса. Москва, «Просвещение», 2011 г.
Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.
Цели:
- познакомить учащихся с профессиональными словами, сферой их употребления;
- уметь находить профессиональные слова в Толковых словарях; объяснять употребление профессиональных слов в художественных произведениях;
- воспитывать чувство уважения к какой бы то ни было профессии.
Оборудование: Толковый словарь; специальные словари-справочники по биологии, литературе; иллюстрации учащихся.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем путешествие по уникальной стране «Лексика». Мы уже побывали в гостях у «Общеупотребительных слов», у «Диалектизмов», «Жаргонизмов».
-Скажите, какие слова называются общеупотребительными, диалектными? Что такое жаргонизмы?
(Примерные ответы учащихся. Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными, например вода, земля, небо, птица; зелёный, синий, длинный; идти, думать, говорить.
- Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например, бурак, замолаживает и др.
- Жаргонизмы - это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой. Например, чиф, пришить и др.)
- Хорошо, ребята, молодцы! Сегодня мы остановимся еще на одном разделе лексики: «Профессионализмы». Мы узнаем, какие слова называются профессиональными, когда и кем они употребляются в речи; как находить профессиональные слова в Толковых словарях; в каком стиле речи профессиональные слова употребляются чаще всего.
1. Записывается число, тема урока.
- Скажите, ребята, от какого слова образовано слово «профессионализмы»? Запишем в словарь ряд однокоренных слов: профессия, профессионализм, профессиональный, профессионал.
- Какие профессии вы знаете? (Учащиеся перечисляют известные им профессии).
(Обращаю внимание на стенд «К уроку», на котором вывешены работы учащихся: рисунки с изображением различных профессий).
- Как вы думаете, без каких профессий не обойтись на селе?
(Без трактористов, комбайнеров, водителей, токарей, слесарей, доярок и т.д.)
Вывод: значит, выбор профессии зависит еще и от того, какая профессия необходима в наше время.
2. Ученица читает отрывок из стихотворения М.Исаковского.
На стройке ль ты прилаживаешь камень -
Приладь его навек,
Чтобы твоими умными руками
Гордился человек.
Растишь ли сад, где вечный голод плакал,
Идешь ли на поля.
Работай так, чтоб от плодов и злаков
Ломилась вся земля.
3. Слово учителя.
А сейчас послушаем нашего гостя, уже старого человека, который всю свою жизнь проработал на одном месте. Приехал из села Чебакса, что находится примерно в 30-40 км от Пестрецов. Предоставим ему слово и попробуем угадать, о какой профессии идет речь. Если вам встретятся незнакомые слова, запишите их в тетрадях.
Инсценирование. Выступление заранее подготовленного ученика.
Чего мы только не делали в Чебаксе. С металлом у нас умели обращаться. Знали толк в нем. Не было такого, чтобы кусок проволоки или полоски без нужды где валялся. Особливо Гребенщиковы занимались оградами да воротами всякими. У нас струмент в полном наборе для этого был. Матрицы там, пуансоны, чека… Дорогой струмент, не всякий такой имел. Да и сложная эта работа, скажу. Попробуйте-ка, выбей из металла листочки да тарарушки разные. Ой ли… тут не только сноровка нужна, от рождения артистом надо быть.
- Учитель: Спасибо, дедушка, присаживайтесь.
- Ну, как, ребята, угадали, кем работал дед?
(Примерные ответы учащихся: кузнецом)
Учитель:
- Да, талантливые чебаксинские мастера вкладывали в свои изделия много творческой фантазии. Вот посмотрите, какие удивительные вещи делали: ограды, ворота, кузнецы. (Показываю рисунки).
Только представьте, когда-то в Чебаксе работало 75 кузниц. Много, правда.
- А какие непонятные слова вы для себя записали?
(Матрица – зеркальная копия печатной формы, служащая для стереотипов. Пунсон- вырезанное из стали выпуклое изображение (буквы или знака), с помощью которого выделывают матрицу).
- А мы часто используем эти слова в своей речи? Почему?
- Примерные ответы учащихся. (Нет, так как эти слова используют в своей речи люди, с чьей профессией они связаны: кузнецы, работники типографии).
Такие слова называются профессиональными.
Вывод: слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются профессиональными.
II. Чтение правила учебника на стр. 29
III. Физкультминутка
Профессиональные слова (т.е. специальные) разъясняются в особых словарях-справочниках. Вот, например, учитель биологии пользуется таким справочником (показываю справочник по биологии), а учитель литературы – таким (показываю справочник по литературе)
В наших учебниках также есть небольшой Толковый словарь. Найдите в нем профессиональные слова, выпишите в тетрадь и составьте с ними предложения. Что поможет определить, что это профессиональные слова?
(Примерные ответы учащихся: специальные пометы – спец.)
4. Самостоятельная работа учащихся. (Например, литера, омшаник, табло).
Слово учителя.
- Мы знаем, что многозначные слова могут иметь помимо общеупотребительных значений и профессиональные. Докажите, что это так.
Работа по упр. 67
- Художника попросили сделать иллюстрации к данным предложениям. Что он перепутал?
(Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно посмотреть значение этих слов в словаре: ковш, башмак).
- Какие слова он имел в виду: общеупотребительные или профессиональные?
5. Упр. 68. Прочитайте задание.
(Учащиеся дают объяснение данных слов и распределяют их под рисунками).
Индивидуальная работа.
- В это время ученик у доски выполняет фонетический разбор слова гуашь.
6. Составляется предложение с 1 профессиональным словом (1 ученик – у доски, другие - в тетрадях.)
- Как вы думаете, в каком стиле широко используются профессионализмы? (Примерные ответы учащихся: в научном. Использование специальных слов – это одна из особенностей научного стиля).
7. Работа по тексту упр. 69.
- Найдите профессиональные слова. (Ротационный, пунсон, матрица)
8. Слово учителя. - Мы сказали, что профессиональные слова употребляются в научном стиле. Перед вами отрывок из рассказа Вадима Кожевникова «Дальнее плавание». Прочитайте текст, определите стиль речи.
9. Работа с раздаточным материалом.
Когда траулер круто менял курс, его на развороте накрыло тяжким валом, порвались леера, и на правом борту, словно от удара ледяной глыбы, прогнулись шлюпбалки. И пока вал не скатился с судна, в погреженной в водяной мрак рубке светились только катушка компаса и пульты навигационного оборудования. Высветлело, когда судно подняло на новую волну.
(Примерные ответы учащихся: стиль художественный. Профессиональные слова: траулер, шлюпбалки, навигационный.)
- С какой целью В. Кожевников употребил профессиональные слова? (Примерные ответы учащихся: специальные слова в художественном произведении помогают точнее назвать предметы и понятия, точнее описать людей, их занятия.)
IV. Выводы
- О каких словах мы сегодня говорили? (Примерные ответы учащихся: Мы говорили о профессиональных словах).
- Почему они так называются? (Примерные ответы учащихся: Так как такие слова связаны с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности)
- Какие профессиональные слова вы можете назвать? Какими пометами сопровождаются профессиональные слова в Толковых словарях?
(Примерные ответы учащихся: Например, матрица. В словарях профессиональные слова обозначаются пометами спец.)
Домашняя работа. Выучить правило. Упр. 70.
Выставление оценок.