Из опыта работы заведующего МБДОУ «Детский сад № 14 «Василёк» г.Рубцовска Алтайского края Косолапова Веры Ильиничны.
«Способности есть у всех, но каждый
нуждается в особом способе развития».
И.Б. Шиян
Детский сад компенсирующего вида № 14 «Василек» для детей с задержкой психического развития расположен в центре города Рубцовска Алтайского края. Подобных учреждений в городе больше нет. Рубцовск - административный центр Рубцовского района Алтайского края, в прошлом крупный машиностроительный центр Западной Сибири, он находится в 40 км. от границы с Казахстаном. Город расположен в Алейской степи на Предалтайской равнине, на левом берегу реки Алей, в 290 км от Барнаула.
По статистике, за последние три года значительно увеличилось число детей с расстройствами аутистического спектра. По данным ГУЗ «Психиатрическая больница города Рубцовска», в 2014 в городе было 8 детей, в 2015 - 14 детей, в 2016 - 16 детей.
По итогам работы комиссии МБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования» города Рубцовска, в 2016 году в дошкольные учреждения города направлено 12 детей с диагнозом расстройство аутистического спектра.
КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска» предоставляет социальные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья и оказывает помощь родителям в воспитании детей с РАС.
За последние три года в МБДОУ «Детский сад № 14 "Василек"» наблюдается динамика увеличения детей данной категории: 2014 год - 4 ребенка, 2015 год - 6 детей, 2016 год - 14 детей (что составляет 20 % от общего количества воспитанников).
В нашем детском саду воспитываются дети в возрасте от 4 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья, имеющие задержку психического развития и сочетанные диагнозы: нарушения речи, детский аутизм. Списочный состав - 70 детей, из них 13 детей-инвалидов, 5 детей на режиме кратковременного пребывания. Функционирует 5 групп компенсирующей направленности, наполняемость каждой - 14 детей. Режим работы - 12 часов. В ДОУ создан консультационный пункт для родителей, воспитывающихся детей-инвалидов на дому (для семей 3 воспитанников). Работа коллектива детского сада направлена на осуществление личностно-ориентированного подхода к детям, организацию коррекционно-развивающей и предметно-пространственной среды.
Дети пришли, но педагогическое сообщество не готово к обучению этих детей. В связи с этим возникла проблема более глубокого изучения таких детей, рассмотрение методов и технологий коррекционной помощи. Над этой проблемой педагоги нашего детского сада работают не один год. На творческих часах мы познакомились с федеральными нормативными документами, касающимися развития детей с РАС, рассмотрели особенности развития детей с аутизмом, возможные причины его появления, выделили особенности коррекционной работы, изучили метод Томатиса и альтернативные методы лечения. Подробно был проработан вопрос о современных методиках коррекционной работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда по развитию речевых и коммуникативных навыков у аутичных детей. При Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования 100 % педагогов прошли курсы повышения квалификации по теме «Оказание адресной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья».
Свою работу педагоги начинают с налаживания взаимоотношений с родителями. Из предложенного опросника мы узнаем об особенностях общения ребенка с родителями и окружающими, какие социальные, бытовые навыки, навыки самообслуживания и поведения за столом сформированы в той или иной степени (выполняет самостоятельно, с помощью или не выполняет совсем), интересуемся, что в большей степени привлекает внимание ребенка в свободное время. Подробно узнаем не только о страхах и тревогах ребенка, но и о любимых играх, занятиях, блюдах. Параллельно обучаем родителей способам формирования у ребенка элементарных навыков гигиены, приема пищи, опрятности. Опыт нашей работы показал эффективность такой формы обучения ребенка навыкам самообслуживания как использование метода совместно-неразделенной деятельности. Обращаем внимание родителей на соблюдение ребенком четкого распорядка дня, бережное отношение к стереотипным формам поведения ребенка и призываем рассматривать ее как важный фактор его социализации.
Педагог-психолог учит родителей анализировать причины самоагрессивных и агрессивных реакций ребенка, помогает понять, что данное поведение может быть не только проявлением внутреннего дискомфорта, но и следствием действия внешних факторов, таких как настойчивые требования взрослого, перемена привычной обстановки, негативные эмоции окружающих по отношению к ребенку и пр. При выборе подходов к воспитанию ребенка педагог-психолог советует родителям опираться на особенности его психического развития, его потребности, интересы, известные причины дезадаптивных форм поведения [2].
В МБДОУ подготовлен ряд консультаций для родителей детей с РАС: «Организация пространственной среды: жизненное пространство аутичного ребенка», «Организация пространственной среды: ближайшее социальное окружение», «Дальние прогулки с ребенком с РАС», «Особый режим дня особого ребенка», «Бытовые ритуалы в жизни ребенка аутиста», «Особенности развития игры аутичного ребенка: предметная игра», «Особенности развития игры аутичного ребенка: элементы сюжетно-ролевой игры», «Стереотипная игра», «Сенсорные игры в коррекционной работе с аутичным ребенком», «Страхи аутичного ребенка», «Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми».
Воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты МБДОУ работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка с РАС и единый стиль работы в целом. Поскольку с данными детьми эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме по индивидуальным планам развития, которые составляются по итогам диагностического обследования.
В работе с детьми с РАС педагоги придерживаются следующих направлений:
- преодоление негативизма при общении, установление эмоционального контакта и выработка продуктивных форм взаимодействия;
- построение на их основе плана социально-бытовой адаптации, смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
- дальнейшая социализация детей в школе.
Расписание занятий составлено так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество образовательных ситуаций в неделю не превышает установленных норм. Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы с данными детьми.
В своей работе с детьми с РАС мы используем разные формы взаимодействия:
- сенсорные игры, которые дают ребенку новые сенсорные ощущения: игры с красками, с водой, со льдом, с мыльными пузырями, со свечами, со светом и тенями, с крупами, с пластилином и другие;
- терапевтические игры помогают детям достичь состояния психического равновесия, сгладить остроту внутреннего конфликта, вернуться в спокойное состояние в момент острого дискомфорта. Мы используем игры с крупами, с ватой, с кубиками, деталями конструктора и коробками, с небольшими подушками, полотенцами, веревочками, со старыми газетами или журналами [3];
- совместное рисование, которое дает замечательные возможности для проявления ребенком с РАС активности, для развития его представлений об окружающем.
Самые замечательные приемы, помогающие в работе с одним ребенком, могут не подействовать (а то и возымеют обратный эффект) в работе с другим. Поэтому приходится постоянно искать и пробовать, соблюдая при этом известную степень осторожности. Педагоги нашего сада определили для себя два важных правила: сохранять спокойствие и уверенность, постараться «раствориться» в ребенке, проникнутся его ощущениями и чувствами.
Но более эффективной и удачной формой мы считаем проведение совместных занятий по коррекционной ритмике, проводимые для социальной адаптации детей с РАС средствами музыкальной деятельности [1]. Для достижения оптимальных результатов от занятий строим их в соответствии с календарно-тематическим планированием, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводим по следующей схеме:
- приветствие с использованием метода куклотерапии. На занятиях с детьми с РАС мы используем мягкие куклы-рукавички, которые помогают детям приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку;
- «свободное движение» включает пространственные перестроения в процессе движения по залу и различные виды шагов;
- ритмическая разминка. С помощью ритмической разминки у детей формируются навыки движения в коллективе, ритмичные и координированные движения, координирование вокально-речевой интонации с движением, осознание схемы собственного тела. У детей воспитываются дисциплина и организованность;
- упражнения для развития мелкой и крупной моторики, речевых и мимических движений. Артикуляционные упражнения выполняются в процессе проговаривания текстов стихов, потешек, сопровождающих пальчиковые игры, либо дозированно при отработке особенно сложных в плане артикуляции и мимики фрагментов текста;
- пение. В процессе пения песни сразу не разучиваются, а поэтапно осваиваются детьми в удобном для каждого темпе;
- слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах. Педагоги используют прием слушания музыки совместно с игрой на
детских музыкальных инструментах. Пассивное слушание для детей с РАС недоступно или дается с огромным трудом. Им помогают педагоги путем волевой организации ритмичных поз детей; - коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам способны помочь «растормозить» речь ребенка, развить подражание, вызвать двигательную активность и положительные эмоции. Коммуникативные игры помогают развивать у детей преимущественно невербальные средства общения, и связаны с выработкой позитивного, доброжелательного отношения к окружающим, желания и стремления общаться.
Так как в проведении занятий с детьми одновременно участвуют трое взрослых, то педагог, не задействованный во время проведения данного этапа, находится рядом с ребенком с РАС и выступает в качестве индивидуального помощника - тьютора.
Опыт работы педагогов нашего сада свидетельствует о том, что каждому ребенку с РАС, находящемуся на режиме полного или кратковременного пребывания, необходим индивидуальный помощник - тьютор уже на ступени обучения в детском саду.
Работая с детьми с РАС, мы выделили ряд проблем:
- недостаточно документов, регламентирующих правила приема детей с расстройствами аутистического спектра в ДОУ как компенсирующего так и общеразвивающего вида;
- не разработаны программы для детей дошкольного возраста данной категории;
- в штатном расписании дошкольных учреждений не предусмотрено должности специалиста-тьютора для сопровождения детей с РАС не только в группах компенсирующей, но и общеразвивающей направленности;
- на федеральном уровне необходимо предусмотреть вариант организации обучения детей дошкольного возраста с РАС на дому, т.к. инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях не всегда достигает качественного результата по самым разным причинам (высокая наполняемость групп, отсутствие соответствующих узких специалистов).
Литература
- Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями. Спб.: Речь, М.: Сфера, 2010. 112 с.
- Ранний детский аутизм / Под ред. Т.А.Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. М., 1981.
- Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004.