Презентация (Слайд 1)
Совсем недавно в России стали отмечать День матери. Невозможно спорить с тем, что этот праздник — праздник вечности.
И природа – тоже мать! А мы всего лишь ее маленькие дети. Есть удивительная наука физика, помогающая понять природу. Физика - наука стройная, красивая, мудрая, но это надо научиться видеть!
М.В. Ломоносову, автору первого учебника физики на русском языке, принадлежат слова, сказанные навсегда:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Видеть, учитывать красоту природы, строить на этом будущее, своё и своей страны, помогает общение в среде единомышленников.
Такая атмосфера царит во время турниров юных физиков. Турнир - это командное соревнование старшеклассников по решению физических задач исследовательского характера, представлению полученных решений и их защите в научных дискуссиях, называемых физическими боями. Турнир проводится по списку из 10 задач, выбранных Советом тренеров из списка Международного турнира юных физиков текущего года. Эти задачи, решением которых ранее не занимались, т.е. это задачи, решение которых пока не найдено. Есть разные уровни турнира, Региональный, Всероссийский, Международный. Победители первой ступени этого движения попадают на более высокую ступень, и так до Международного уровня. Подготовка к турнирам предполагает использование научной литературы, в том числе, электронных изданий на английском языке. Руководителями команд могут быть и сотрудники НИИ, располагающие специальным оборудованием. Команды школьников из Новосибирска успешно участвуют в турнирах разного уровня.
Список задач доводится до сведения участников не позднее середины сентября. В турнире участвуют команды в составе от трёх до шести школьников. Турнир проводится в течение четырёх дней в конце января — начале февраля. Все команды участвуют в четырёх отборочных боях, проходящих в первые три дня турнира. Команды получают свои номера на схеме отборочных боёв жеребьёвкой. Три сильнейшие команды участвуют в финальном бое.
Для примера, одна из задач, по способам решения которой, проводят соревнование, «Варёное яйцо».
(2 слайд)
Предложите методы, позволяющие определять степень готовности варёного яйца, не разбивая его, и исследуйте их чувствительность.
Организаторы турниров проводят семинары «Эффективная подготовка к Турниру юных физиков». Они предназначены для учителей физики и педагогов дополнительного образования, которые уже руководят или собираются руководить командами, участвующими в Турнире. Об устройстве турнира, правилах, задачах, можно узнать на сайте Сибирского турнира юных физиков www.sibypt.ru. (слайд 3)
Турниру предшествует осенняя школа, во время которой учат турнирному движению. Команды нашей школы дважды принимали участие в осенней школе.
Это было время общения людей, увлечённых физикой, молодых учёных и школьников.
Удивительно увлекательное дело, быть среди участников мероприятия! О сложных вещах рассказывают просто и понятно, эксперименты демонстрируют неожиданные и интересные, замечания делают корректно. В программе Школы предусмотрены: популярные лекции по физике, тренинги и учебные занятия. Участников знакомят с нестандартными задачами, интересными командными формами работы - все это направлено на выявление одаренных в области физики ребят и вовлечение их в дальнейшую олимпиадно-турнирную деятельность, творческие конкурсы по предмету.
Количество мест для участия в региональной школе-тренинге ограничено. По итогам проверки домашних заданий, присланных на отборочный этап, приглашают на Региональную школу-тренинг "Осенняя школа Турнира юных физиков", которая проходит на базе СУНЦ НГУ и Детского технопарка.
Каждая из команд, получивших приглашение участвовать в школе – тренинге, готова демонстрировать три эксперимента для командной викторины с элементами блиц-боев: "Объяснить явление". Эксперименты демонстрировались в аудитории, остальные команды давали объяснение наблюдаемому явлению. Оценивалась оригинальность, наглядность, правильность объяснения физического явления.
Из отзыва Воробьёвой Ксении, ученицы 9 класса, участника осенней школы:
«После интересной и познавательной лекции аспиранта НГУ "Плазма вокруг нас" все разошлись по аудиториям (по 4 команды), где начался конкурс с элементами блиц-боев "Объясни явление". Участники демонстрировали эксперименты, которые они готовили в качестве домашнего задания: одна команда показывала – другие должны были объяснить, далее команды менялись ролями. Таким образом, каждая из команд продемонстрировала по 3 опыта. Все эксперименты вызвали огромный интерес у ребят.
По окончании конкурса все команды, руководители команд и члены жюри (студенты ФФ НГУ, аспиранты НГУ) собрались в одной большой лекционной аудитории, где прошла церемония награждения участников». Конец цитаты.
Во время осенних школ, организаторы применяют различные формы соревнований между командами, командная викторина по качественным задачам, устная олимпиада, личное первенство по решению олимпиадных задач, физические бои, командные блиц – бои по экспериментальным заданиям.
Из статьи «Познай себя» в школьной газете «Звонок», автор Саха Ольга, ныне студентка НГТУ: «После трёх дней напряжённой работы мы до сих пор продолжаем спорить и обсуждать решения задач. К тому же каждый из нас ощутил совершенно другой уровень требований. Если кто – захочет выйти на этот уровень, пусть занимается, у него это обязательно получится, важны усилия. Нам показали к чему нужно стремиться».
Турнирное движение учит понимать природу, учит быть счастливыми. А счастье, как здоровье, когда оно есть, то его не замечаешь…
(Слайды 4-15)
Стимулом к углубленному изучению физики, средством расширения сотрудничества учителя и ученика, для создания совершенно новой культуры обучения, являются экскурсии. Предметно-ориентированные экскурсии – это проектная деятельность с целью накопления новых знаний (с соблюдением последовательности работы, включая подготовку, планирование, исследование, выводы, представление проекта). Они позволяет осуществить связь между приобретением знаний и применением их в решении практических задач. Это способствует и мобилизации творческих сил, способностей, росту познавательной активности школьников. Организация экскурсионной деятельности – это условия развития и компетенций учителя. Как говорил К.Д.Ушинский: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Поэтому, мы с детьми, посещаем предприятия и учебные заведения технического профиля. В городе Каргате: РУС, (слайд 16), поликлиника ЦРБ, пожарная часть (слайд 17), типография районной газеты, (слайд 18), диспетчерский пульт железнодорожной станции, (слайд 19), метеостанция, памятник архитектуры в г. Каргате (водонапорная башня), платина с мельницей. В областном центре: институт гидродинамики СОРАН, (слайд 20-21), институт физики лазера СОРАН, ИЯФ СО РАН, физический факультет НГУ, планетарий, СибГУТИ, СГУПС, НГМУ, информационный центр по атомной энергии, (слайд22), Обская ГЭС, (слайд 23), шлюзы, ботанический сад СОРАН, школа развития «ДИО-ГЕН» («Первый шаг в робототехнику»), парк чудес «Галилео», музей паровозов, вагонов и ретро-автомобилей (слайд 24), аэропорт «Толмачёво» (слайды 25-26), паноптикум научных развлечений (ВВЦ, ВДНХ г. Москва). (слайды 27-29)
Из статьи, опубликованной в районной газете «За изобилие», автор Бурбилова Виктория, ныне студентка НГУ:
«В течение трёх часов, мы прибывали в аэропорту «Толмачёво». Нам показали терминалы внутренних и международных рейсов, грузовой и топливно-заправочный комплексы, предприятия сервиса. С восхищением мы наблюдали самолёты разных марок, которые проезжали рядом с нами. В сопровождении работников ФСБ, нас возили около взлётной полосы, и мы видели, как взлетают и садятся воздушные лайнеры. Попасть на лётное поле мы смогли, пройдя процедуру досмотра, как пассажиры международных рейсов. А после этого оказались в зале повышенной комфортности для vip-персон. В нём расположен конгресс-центр, и отсюда становится виднее и понятнее, что самые амбициозные планы сотрудников на будущее, реальны. Потому что работают в аэропорту хорошо образованные, ответственные и доброжелательные люди. Помогает им во всех добрых начинаниях ангел аэропорта: фигурка девушки с самолётиком в руках и буквой «Ё» (символ доведения фирменного стиля предприятия до совершенства). Все получили от аэропорта «Толмачёво» не только яркие впечатления, но и подарки».
Из публикации «По следам путешествий и маленьких открытий», автор Нефедьев Дмитрий, ныне студент НГУ: «ФФ Новосибирского государственного университета для нас подготовил огромную студенческую аудиторию с различными физическими приборами. (слайд 30) И здесь мы увидели «волшебные эксперименты», которые нам показал профессор университета и, конечно же, объяснил, что никакое это не волшебство, а каждый опыт основан на свойствах веществ или приборов. Далеко не каждый человек в жизни сможет увидеть кипящий на воздухе, охлажденный азот. И мы с ребятами получили незабываемое впечатление от опытов с ним. Резина, сталь, побывав в жидком азоте, становились хрупкими. Пластиковая бутылка разорвалась на части из-за давления азота, который в небольшом количестве был внутри неё. А азот, катящийся по ступеням лестницы и по полу, вызвал у нас бурю чувств. (слайд 31) Нам казалось, что мы парим в клубах азота, как в облаках. (слайд 32) А еще мы получили счастливую возможность побывать в «кабине космического корабля» и убедится в сложности его управления, держа в руках гироскоп. Поразила нас и ударная мощь волны воздуха, которая способна на большом расстоянии гасить горящее пламя. В струе этого воздуха, оказывается, могут парить предметы!
Общаясь с преподавателями НГУ, мы поняли, что они фанаты своего дела. Иначе не назовёшь людей, опускающих руку в жидкий азот, берущих азот в рот, температура которого минус 195 градусов Цельсия!
Вернулись из поездки наши ребята полные положительных эмоций и с желанием получить как можно больше знаний в школе и поступить в НГУ».
Корабль не тонет, когда он в воде. Он тонет, когда вода в нём. Не важно, что происходит вокруг нас. Важно, что происходит внутри нас.
Заряжаясь позитивом от своих учеников, всем желаю интересных идей и их блестящих воплощений, радостных мыслей, удачных дней и — счастья! «Счастье не зависит от того, кто вы есть или что у вас есть. Оно зависит исключительно от того, что вы думаете».
Можно меня отнести к неисправимым романтикам, серьёзно полагающим, что, в том числе, и от школьного учителя, формирующего мировоззрение своих учеников, и это важнее результатов ГИА, результатов ВПР, зависит, будет ли Природа – вечным праздником…