Цели урока:
- Образовательные: убедить учащихся в том, что уровень развития взглядов на природу во многом зависит от методов, которыми пользуются при её изучении; микроскоп даёт возможность заглянуть в тайны природы, недоступные невооружённому глазу; познакомить учащихся с устройством лупы и светового микроскопа, правилами техники безопасности при работе с микроскопом и при приготовлении микропрепаратов; научиться пользоваться микроскопом, изготавливать временные микропрепараты; развивать учебно-интеллектуальные умения (находить необходимые сведения в тексте учебника, выделять главное).
- Воспитывать культуру поведения при индивидуальной и парной работе.
- Формировать УУД:
- Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению увеличительных приборов; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
- Регулятивные УУД: осуществлять целенаправленного поиска ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью.
- Коммуникативные УУД: обсуждать проблемные вопросы тем и курса биологии, работая в парах и малых группах; стремиться к сотрудничеству с учителем, сверстниками в рамках учебного диалога, при работе в группах, в поиске и сборе информации.
- Познавательные УУД: рассматривать и пояснять иллюстрации учебника; структурировать текст; выполнять логические операции при решении проблемной ситуации.
Тип урока: урок введения нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная и парная работа.
Основные понятия: увеличительные приборы, лупа, микроскоп.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь; ручная лупа, микроскоп, ткань плода томата, готовые микропрепараты; презентация «Увеличительные приборы», рисунки, изображающие весёлое и грустное солнышко (на каждого ученика); ЭОР «Лупы», «Световой микроскоп», «Схема микроскопа», «Электронный микроскоп», «Устройство лабораторного микроскопа»; рисунки, изображающие весёлое и грустное солнышко (на каждого ученика; компьютер, проектор, интерактивная доска (по возможности).
Структура и ход урока (продолжительность урока 45 минут).
I. Актуализация знаний (5 мин).
Вспомните
- Как исследуют природу?
- Как записывают наблюдения?
II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин).
Учитель организует работу учащихся на уроке, предлагает учащимся вспомнить из чего состоят тела живых организмов (кроме вирусов)?
III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин).
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит цели (проблему): зачем нужны увеличительные приборы?
IV. Изучение нового материала (20 мин).
1. Назначение увеличительных приборов.
Учащиеся работают в парах: анализируют текст на с. 15, 16, знакомятся с назначением увеличительных приборов.
Учитель предлагает учащимся назвать увеличительные приборы, просмотреть иллюстрации ЭОР «Лупы» http://files.schocollection.edu.ru/dlrstore/e984c07a-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm; проанализировать текст на с. 16 и ответить на вопрос: чем различаются ручная и штативная лупы?
2. Создание микроскопа.
Анализируя текст на с. 16, соответствующий слайд презентации, учащиеся знакомятся с учёными, внёсшими вклад в развитие знаний о клетке.
3. Устройство микроскопа.
Учащиеся просматривают ЭОР «Световой микроскоп» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e984c07b-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm, «Схема микроскопа» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9c572-0a01-022a-007f-3b8a48964b83/%5BBIO6_02-06%5D_%5BIM_01%5D.SWF, «Электронный микроскоп» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e984c07d-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm.
Учитель организует в парах лабораторную работу №1 «Изучение строения увеличительных приборов» учащиеся выполняют работу согласно инструктивной карточке со с.17, 18.
Лабораторная работа № 1
Тема: «Изучение строения увеличительных приборов».
Цель: научиться работать с увеличительными приборами.
Оборудование: ручная лупа, микроскоп, ткань плода томата, готовые микропрепараты.
Ход работы
Задание 1
1. Рассмотрите ручную и штативную лупы. Найдите основные части. Узнайте их назначение.
2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть помидора. Сделайте рисунок.
Вывод: клетки мякоти плода томата имеют округлую форму. Они очень малы. Каждая клетка имеет оболочку. Под оболочкой внутри клетки находится жидкое содержимое.
Задание 2
1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части. Узнайте их назначение.
Части микроскопа: штатив, тубус, окуляр, объектив, предметный столик с отверстием для проникновения света и зажимами для закрепления микропрепарата, винты, зеркало.
Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом на с.18.
2. Расчёт увеличения микроскопа.
увеличение окуляра х увеличение объектива = общее увеличение микроскопа.
Увеличение окуляра |
Увеличение |
Общее увеличение |
8 |
10 |
80 |
20 |
10 |
200 |
3. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.
Учитель предлагает учащимся выполнить физкультминутку.
Физкультминутка
Дышим носом глубоко,
Дышим носом глубоко –
Поднимаемся легко.
Наклоняемся вперёд,
Прогибаемся назад.
Как деревья ветер гнёт,
Так качаемся мы в лодке
(Наклоны взад-вперёд).
Головой теперь покрутим –
Так мы лучше думать будем.
Поворот и поворот,
А потом наоборот –
(Вращения головой в стороны).
Встанем, дети, на носочки –
(Потягивания – руки вверх).
На зарядке ставим точку.
V. Закрепление нового материала (5 мин).
Учащиеся работают в парах и выполняют интерактивное задание ЭОР «Устройство лабораторного микроскопа» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e984c07c-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/03_02_01_05.swf
VI. Контролирующее задание (5 мин).
Учащиеся пишут части микроскопа, обозначенные цифрами 1-7 на соответствующем слайде презентации.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).
Учитель предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке.
Поднимите весёлое солнышко, если на уроке не было трудностей при выполнении заданий, грустное, если были трудности.
В чём были затруднения?
VIII. Домашнее задание (2 мин).
- Изучить текст § 4, ответить на вопросы параграфа.
- Творческое задание: подготовить сообщения по материалам дополнительной литературы и Интернета о современных электронных микроскопах и их возможностях.