Актуальность
«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться
от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости,
уму и благородству».
Л. Леонов
Введение
С принятием законов РФ «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» экологическое образование становится в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.
В дошкольный период при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера детей, закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Важным фактором воздействия на детей является систематическая целенаправленная воспитательно-образовательная работа, в которой особое место занимает процесс ознакомления с природой, экологическое образование.
Экологическое образование дошкольников - новое, стремительно развивающееся на данном этапе направление в педагогике.
В настоящее время среди специалистов существуют различные подходы к содержанию экологического образования, нет единого мнения в определении целей, задач, выбора методик и форм организации работы. Вопрос организации работы на экологической тропе также остается мало изучен, требует теоретического обоснования, определения форм и методов работы, разработки рекомендаций.
С повышением роли регионального компонента содержания экологического образования возрастает актуальность организации работы на экологической тропе, она содержит объекты природы родного края, которые педагоги должны использовать для решения задач экологического образования дошкольников. Поэтому темой нашего исследования является «Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников».
Цель: Исследовать возможность использования различных форм и методов организации работы на экологической тропе.
Задача:
- Формировать экологическую культуру детей. Прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней.
- Объектом в нашей работе является процесс экологического образования дошкольного возраста.
Предметом исследования: Является Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников.
Глава I. Теоретические и методические основы экологического образования дошкольников
Экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой, без этого невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с природой, бережно и эмоционально относиться к ней. Грамотное оформление экологической тропы на территории детского сада позволяет педагогам эффективно организовать процесс экологического образования, так как большая часть экологических занятий должна проводиться на свежем воздухе. Еще Я.А. Коменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из небес и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о вещах». Эта идея приобретает особое значение в наши дни.
Хорошо продуманное оборудование экологической тропы позволяет педагогам даже обычную прогулку использовать для ознакомления дошкольников с новым материалом, закрепить пройденный, воспитывать у детей эмоциональное, бережное отношение к окружающему миру, развивать его ощущения и учить видеть новое в привычных объектах.
Экологическая тропинка – один из важнейших компонентов экологической развивающейся среды. В дошкольных учреждениях она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.
В литературе по экологическому образованию дошкольников нет однозначного, четкого определения экологической тропы. Этот вопрос актуален для дошкольного экологического образования. Автор программ, методик по экологическому образованию дошкольников рассматривают экологическую тропу как «экологическое пространство» позволяющее проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период. (С.Н. Николаева) (1. с-51).
Н.Н. Кондратьева определяет экологическую тропу – как специально оборудованный и тщательно изученный путь, в местах, где окружающая живая природа позволяет передавать знания о естественных явлениях и объектах, создавать предпосылки для развития экологического мышления, экологически целесообразного поведения в природе. (2. с-228).
В.В. Смирнова считает, что экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. (3. с-5).
Организуя работу на экологической тропе с детьми дошкольного возраста мы решаем комплекс взаимосвязанных задач обучения, воспитания и развития:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе;
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдений за объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций; восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой;
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь – уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Исследованиями педагогов и психологов доказано, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако достаточно: детям нужен минимум элементарных экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней дают гораздо больший эффект.
Опыт работы показывает, что знания дошкольников должны строиться на информации об окружающих, доступных и знакомых им объектах. Только в этом случае информация будет личностно значимой и трансформируется в деятельность ребенка.
При отборе содержания экологического образования дошкольников необходимо учитывать существование различных направлений экологии: биоэкологии, прикладной экологии и социальной экологии.
Элементы биоэкологии: Живая и неживая природа. Особенности живых организмов, их разнообразие, распространение. Связь внешнего вида, строения живых организмов с особенностями среды обитания, их приспособленность к этой среде. Разнообразие сред обитания (водная, воздушная, почвенная).
Элементы прикладной экологии: Как нужно вести себя в природе. Почему нужно к ней бережно относиться. Как экономить природные ресурсы. Почему живые организмы и их сообщества нуждаются в нашей охране. Почему на Земле должны жить живые организмы. Что такое заповедники. Для чего созданы Красные книги. Знакомство с охраняемыми растениями, животными своего края. Формирование, но не запоминание правил поведения в природе. Участие в посильных природоохранных акциях совместно со взрослыми: посадка растений, уборка мусора и т.д.
Элементы социальной экологии: Люди и окружающая среда. Природа вокруг меня. Как я использую природные ресурсы. Как я влияю на природу. Мое здоровье и окружающая среда. Что я могу сделать, чтобы улучшить состояние окружающей маня среды.
Конечно, экологические знания – не самоцель, но они способствуют формированию у детей определенной системы ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своего здоровья от ее состояния, желания и умения действовать. Важно воспитывать у детей понимание необходимости разумного потребления, навыки экономного использования ресурсов.
Работа на экологической тропе тесно связана с развитием эмоций у детей, умения удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, умении видеть красоту окружающего мира. Для экологии характерна высокая степень интеграции, поэтому в содержании экологического образования дошкольников включаются элементы географических, исторических знаний, искусства.
Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу также можно на экологической тропе, где ребенок познает окружающий мир, самостоятельно выделяет связи и зависимости, существующие в природе: наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы он активно взаимодействует с ними.
Таким образом опыт работы показывает, что экологическая тропа позволяет детям дошкольного возраста:
- наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе;
- изучать живые объекты в их естественном природном окружении;
- получить навыки простейших экологических исследований;
- понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов, их влияние друг на друга.
Работа на экологической тропе позволяет решить практически все задачи экологического образования дошкольников, что дает возможность рассматривать экологическую тропу как средство экологического образования детей дошкольного возраста.
Вывод. В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста мы сделали следующие выводы:
- Для дошкольной педагогики экологическое образование это новое направление, которое в настоящий момент проходит этап становления.
- В настоящее время среди специалистов существуют различные подходы к содержанию экологического образования, нет единого мнения в определении целей, задач, выбора методик и форм организации работы.
- Современное экологическое образование дошкольников формируется на основе традиционных для отечественной педагогики подходах, народных традициях, научных исследованиях отечественных педагогов, психологов. Оно строится на усвоении детьми системы знаний о природе, существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влиянии деятельности человека на природу.
- Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей являются основой осознанного бережного отношения к природе.
- Важным качеством ребенка-дошкольника с точки зрения экологического образования является анимизм.
- Экологическое образование невозможно без общения с природой.
Глава II. Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников
Лето – самое подходящее и наиболее свободное время года, которое даёт возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, даёт возможность увидеть объект в разные отрезки времени. Всё это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы, что так же недостаточно развито у наших детей. Поэтому такая форма работы с детьми, как экскурсии по экологической тропе, наиболее продуктивно решают все поставленные задачи летней работы.
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании. Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Для осуществления воспитательно-образовательной работы в летний период в детском саду имеется участок с достаточно большим количеством разнообразных природных объектов.
Цель обогащать и систематизировать экологические знания у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ. Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.
«Экологическая тропа» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность. При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
Экскурсии в рамках экологической тропы необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляет тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.
Большинство родителей с удовольствием включились в работу, что способствовало повышению ее качества и эффективности. Родители помогали детям в сочинении сказок, рассказов, подборе интересной информации, оформлении результатов наблюдений. Игры и труд среди растений улучшают психологическое состояние детей, приближая их к природе. Естественные ароматы растений восстанавливают защитные силы организма, создают хорошее настроение, положительно воздействуют на центральную нервную систему и на организм в целом.
Экологическая тропинка радует и привлекает воспитанников, развивает у них фантазию. В процессе наблюдений, непосредственно образовательной, трудовой и исследовательской деятельности они увидели в зеленом ростке особое живое существо, поняли экологическую зависимость растений от неживой природы. Научившись понимать состояние растений, воспитанники научились им сочувствовать, оберегать и сохранять их.
Создание экологической тропинки и организация соответствующей самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности воспитанников с педагогами и родителями способствовали воспитанию в душе каждого ребенка чувства доброты, милосердия, сочувствия, сопереживания, формированию духовно богатой, здоровой личности.
Экологическая тропа расположена по территории ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.
Экологическая тропа имеет разнообразные объекты:
- лиственные деревья и кустарники;
- «Хуторок»
- «Золотой луг»
- «Зеленая аптека»
- «Альпийская горка»
- «Царство пеньков»
- «Огород»
- «Цветочная клумба»
Количество точек меняется по мере появления интересных и увлекательных растений, птиц, животных. Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада.
Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
Лиственные «Золотой луг» «Хуторок»
Деревья и кустарники «Зеленая аптека «Царство пеньков» «Огород» «Альпийская горка» «Цветочные клумбы».
Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром. Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы. Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе. Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах. Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Перспективный план по маршруту экологической тропы.
Название цикла, Цель, Объекты наблюдения:
«Деревья и кусты» закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;
- учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;
- систематизировать представления о лиственных деревьях;
- воспитывать бережное отношение - дуб; - тополь; - калина; - сирень;
«Золотой луг» -побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название,
- учить находить у растений стебель, цветок, листья;
- воспитывать чувство прекрасного. - одуванчики.
«Огород»
- продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними;
- вызвать интерес к выращиванию овощных культур,
- огородные грядки;
- семена, рассада, плоды овощных культур,
«Цветник»
- уточнить представления детей о цветниках, о многолетние и однолетние разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста,
- учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия, цветущие растения.
«Альпийская горка»
- формировать представления об «альпийской горке», как разновидности цветника;
- дать детям знания о составляющих частях «альпийской горки» (сочетание объектов живой и неживой природы).
«Альпийская горка» (цветущие и вьющиеся растения)
«Зеленая аптека»
- расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях;
- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
- учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года,
- цветущие растения и травы.
«Царство удивительных пеньков» - предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям - пеньки. Возможность создания условий второй жизни старых вещей.
Вывод. Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Большинство родителей с удовольствием включились в работу, что способствовало повышению ее качества и эффективности. Родители помогали детям в сочинении сказок.
Заключение
Экологическая тропинка выполняет в дошкольных учреждениях познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. В настоящее время нет однозначного, четкого определения экологической тропы;
Знания дошкольников должны строиться на информации об окружающих, доступных и знакомых им объектах;
Работа на экологической тропе позволяет решить практически все задачи экологического образования дошкольников, что дает возможность рассматривать экологическую тропу как средство экологического образования детей дошкольного возраста;
Процесс работы на экологической тропе открывает новые возможности для работы педагогов с детьми;
В детском саду уделяется большое внимание созданию предметно развивающей среды для организации работы по экологическому образованию;
Причиной низкого уровня знаний у детей о природных объектах ближайшего окружения является отсутствие систематической работы на экологической тропе, воспитателями упускается возможность использования прогулки в целях экологического образования;
Интегрированный подход, применение активных методов обучения, вовлечение педагогов, детей и родителей в поисково-исследовательскую деятельность, реализация проекта «Наше дерево» способствует успешной работе по экологическому образованию детей дошкольного возраста;
Работа на экологической тропинке – эффективное средство экологического образования и она должна занять достойное место в практике работы детского сада.
Список литературы
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников./ Николаева С.Н. М., 2002.
- Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования детей дошкольного возраста «Мы» / Кондратьева Н.Н., С-Пб., 1996.
- Смирнова, В.В., Балуева Н.И.Парфенова, Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. программа и конспекты занятий. / Смирнова, В.В., С Пб, Изд. РПГУ им. А.И.Герцена. Изд.»Союз» 2001.с-208.