Цели мероприятия:
- активизация познавательной активности, логического мышления и интеллектуального уровня учащихся;
- развитие творческих способностей, формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью
Оборудование:
- магнитная доска;
- мультимедийная презентация,
- проектор с экраном.
Предварительная подготовка:
- формирование состава команд;
- выбор названия, подготовка приветствия;
- подбор материала для интеллектуальной игры,
Продолжительность мероприятия: 40 минут.
Ход мероприятия
Приветствие команд
Команды демонстрируют свои эмблемы и приветствуют друг друга, жюри.
Задание №1. Разминка
Команды по очереди устно отвечают на вопросы. Если одна команда дает неверный ответ, то другая имеет шанс заработать балл. За верный ответ - 5 баллов.
Вопросы командам:
- Как отрезать 45см от веревки длиной 120 см, не используя линейку?
- Телега. Почему передняя ось телеги больше стирается и чаще загорается, чем задняя? (Ответ: Итак, почему же передняя ось телеги стирается больше задней? Всем известно, что передние колеса меньше задних. На одном и том же расстоянии малый круг оборачивается большее число раз, чем круг покрупнее; у меньшего круга и окружность меньше — оттого она укладывается в данной длине большее число раз. Теперь понятно, что при всех поездках телеги передние ее колеса делают больше оборотов, нежели задние, а большее число оборотов, конечно, сильнее стирает ось.)
- Число граней. Вот вопрос, который, без сомнения, покажется многим слишком наивным или, напротив, чересчур хитроумным: сколько граней у шестигранного карандаша? (Ответ: У шестигранного карандаша не шесть граней, как, вероятно, полагает большинство. Всех граней у него, если он не очинён, восемь: шесть боковых и еще две маленькие «торцовые» грани. Будь у него в действительности шесть граней, он имел бы совсем иную форму — бруска с четырехугольным сечением.)
- Две кастрюли. Имеются две медные кастрюли одинаковой формы и со стенками одной толщины. Первая в восемь раз вместительней другой Во сколько раз она тяжелее? (Ответ: Обе кастрюли — тела, геометрически подобные. Если большая кастрюля в восемь раз вместительнее, то все ее линейные размеры в два раза больше: она вдвое выше и вдвое шире по обоим направлениям. Но раз она вдвое выше и шире, то поверхность ее больше в 2X2, то есть в четыре раза, потому что поверхности подобных тел относятся, как квадраты линейных размеров. При одинаковой толщине стенок вес кастрюли зависит от величины ее поверхности. Отсюда имеем ответ на вопрос задачи: большая кастрюля вчетверо тяжелее меньшей.)
Задание №2. Геометрический справочник
Задания одновременно раздаются командам, результат сдается в жюри. За каждый верный ответ - 1 балл.
Вопросы командам:
Заполните пропуски и восстановите правила из предложенных словосочетаний: равнобедренной трапеции,прилежащим сторонам, длины секущей, квадрату коэффициента, равнобедренной трапеции, противоположных сторон, равнобедренный треугольник, средней линии, перпендикулярны, параллельны, синусам, косинусам, 2:1, 3:1.
- Для касательной и секущей к окружности, проведённых из одной точки, квадрат расстояния от этой точки до точки касания равен произведению длины секущей на длину её внешней части
- Биссектриса угла треугольника делит противоположную сторону на отрезки, пропорциональные прилежащим сторонам треугольника.
- Отношение площадей двух подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия.
- В выпуклый четырехугольник можно вписать окружность тогда и только тогда, когда суммы длин его противоположных сторон равны.
- Только около равнобедренной трапеции можно описать окружность
- В равнобедренную трапецию можно вписать окружность, если боковая сторона равна средней линии.
- Биссектриса угла параллелограмма отсекает от него равнобедренный треугольник
- Биссектрисы соседних углов параллелограмма перпендикулярны, а биссектрисы противоположных углов параллельны или лежат на одной прямой.
- Центр правильного треугольника делит его высоты в отношении 2:1, считая от вершины.
- Стороны треугольника пропорциональны синусам противополежащих им углов.
Задание №3. Геометрическая мозаика
Задания одновременно раздаются командам, результат сдается в жюри. За каждый верный ответ – 2 балла.
Решите задачи и запишите ответы в таблицу:
|
|||||||||||||||||||||
1. Площадь ромба равна 18. Одна из его диагоналей равна 12. Найдите другкю диагональ. Ответ: 3 |
|||||||||||||||||||||
2. В треугольнике ABC угол C равен 90°, AC=4,8 см, Найдите АВ. Ответ: 5 |
|
||||||||||||||||||||
3. Точка пересечения биссектрис двух углов параллелограмма, прилежащих к одной стороне, принадлежит противоположной стороне. Меньшая сторона параллелограмма равна 5. Найдите его большую сторону. Ответ: 10 |
|
||||||||||||||||||||
4. Угол при вершине, противолежащей основанию равнобедренного треугольника, равен 30°, боковая сторона треугольника равна 10. Найдите площадь этого треугольника Ответ: 25 |
|||||||||||||||||||||
5. В треугольнике ABC AC=BC, угол C равен 52°. Ответ: 116° |
|
||||||||||||||||||||
6. Найдите площадь прямоугольного треугольника, если его катет и гипотенуза равны соответственно 6 и 10 Ответ: 24 |
|||||||||||||||||||||
7. Острые углы прямоугольного треугольника равны 24° и 66°. Найдите угол между высотой и медианой, проведенными из вершины прямого угла. Ответ: 42° |
|
||||||||||||||||||||
8. Радиус окружности вписанной в правильный треугольник, равен 6. Найдите высоту этого треугольника. Ответ: 18 |
|
||||||||||||||||||||
9. Острый угол ромба равен 30°. Радиус вписанной в этот ромб окружности равен 2. Найдите сторону ромба. Ответ: AD=8 |
|
||||||||||||||||||||
10. Хорда AB делит окружность на две части, градусные величины которых относится как 5:7. Под каким углом видна эта хорда из точки C, принадлежащей меньшей дуге окружности. Ответ: 105° |
|
Задание №4. Конкурс капитанов
В этом конкурсе капитаны решают задачу. За верный ответ - 10 баллов.
Решите задачу: Дан треугольник ABC со сторонами AB = 34, AC = 65 и BC = 93. На стороне BC взята точка M, причём AM = 20. Найдите площадь треугольника AMB. Ответ: 144 или 336.
Задание № 5. Задачи на разрезание
5 баллов за каждое задание.
- У одной из сестер милосердия, было пять кусков красной материи, из которых она, используя все эти куски и не разрезая их более, сшила крест. Как она это сделала?
- Попробуйте разрезать данную фигуру по границам клеток на две или на три равные части.
Подведение итогов
Слово жюри. Объявление итогов игры и награждение победителей грамотами.
Мультимедийная презентация к мероприятию.