Учебная экологическая тропа как форма экологического образования и воспитания школьников

Разделы: Биология, Экология, Краеведение


Образовательные стандарты второго поколения направлены на формирование социально активной жизненной позиции учащихся, в том числе потребности заботливо относиться к окружающей среде. Это определяет постоянную актуальность экологического образования и воспитания в школе.

Основной целью экологического воспитания является экологическая культура личности и общества. Экологическая культура включает в себя экологические знания, нравственно-эстетические чувства и переживания, порожденные общением с природой, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности и грамотное ее осуществление. И здесь велика роль биологии как одной из ведущих наук о природе.

В первую очередь необходимо  привить любовь к природе и истории родного края. Лучше всего это сделать при непосредственном общении учащихся с природой посредством посещения экологических троп. Учебная экологическая тропа – одна из форм природоохранной организации изучаемой территории. Основное назначение тропы – воспитание у школьников ответственности за судьбу природы, гармонизация отношений с ней.

На базе МБОУ СОШ №10 города Коврова разработаны два проекта экологических троп, которые активно посещают учащиеся нашей школы, их родители и педагоги. Летняя экотропа «Удивительный Любец» организована на территории села Любец и деревни Погост. Включает шесть остановок: «Знакомство», «Пойменный луг», «Деревня Погост», «Лесное озеро», «Село Любец», «Привал». На каждой остановке выделен наиболее значимый объект для исследования, подобраны методики их описания и изучения. Использованы общая физико-географическая характеристика экосистемы, описание фитоценоза, оценка рекреационной дигрессии экосистемы, оценка пейзажности ландшафта и план комплексного проекта экотропы. На маршруте имеются уголки дикой природы и зоны рекреации, что позволяет изучать влияние антропогенной нагрузки на экосистемы. Функционирует с 2009 года.

Основные темы информационного насыщения:

1. Описание водной экосистемы реки Нерехты.

2. Экологическое состояние пойменного луга.

3. Флора озера Лесное.

4. История села Любец.

Зимняя экотропа «Лесная сказка» организована на территории Черного Дола. Включает шесть остановок: «История лесного массива», «Зимние силуэты деревьев», «Лишайники-биоиндикаторы», «Индикация снежного покрова», «Село Троицко-Никольское», «Привал». Данная тропа позволяет активизировать исследовательскую и природоохранную деятельность учащихся в зимний период, тогда как по предварительным данным социологического опроса только 22 % респондентов посещали зимний лес. Она предполагает еще серию аудиторных практических занятий. Учащиеся осваивают методики лихеноиндикации, индикации снежного покрова, оценки состояния древостоя, органолептический и химический анализы талой воды. Организована в 2014 году.

Основные темы информационного насыщения:

  1. Исторические факты о Черном Доле.
  2. Описание древостоя экосистемы Черного Дола.
  3. Биоиндикация лесной экосистемы.
  4. История села Троицко-Никольское.

Представленные экотропы могут быть использованы в четырех направлениях: экологическое, ботаническое, краеведческое, отдых и созерцание природы. Посещение экотроп позволяет реализовать следующие цели и задачи:

  • познакомить с историей родного края;
  • изучить влияние антропогенных факторов на экосистемы леса, луга и водоема;
  • освоить методики описания экосистем и оценки антропогенной нагрузки;
  • изучить растительные и животные организмы своего региона;
  • формировать экологическую грамотность у туристов;
  • привлечь учащихся к природоохранной деятельности.

Изучение отдельных природных объектов в рамках экотроп позволило одновременно реализовать и ряд других проектов «Изучение рекреационных возможностей озера Лесное», «Экологический туризм в городе Коврове и Ковровском районе», «Изучение влияния уровня загрязнения на показатели модификационной изменчивости листовой пластинки березы повислой», «Мониторинг экологического состояния озера Лесное Ковровского района». Данные работы успешно представлены в рамках муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей «Юные исследователи окружающей среды», «Национальное достояние России», «Зеленая планета», «Биовитрум», где учащиеся стали победителями и призерами.

Разработанные экотропы ориентированы на привлечение учащихся  к экотуризму в течение всего года. Они осознают, что природоохранная деятельность необходима в экосистемах в любой сезон. Систематически информация об уровне антропогенной нагрузки на указанных территориях представлена на школьном сайте. Ребята сами организуют и принимают активное участие в мероприятиях по поддержке изучаемых экосистем. В Год экологии проведены серии экологических уроков «Мониторинг водоемов города Коврова», «Биоиндикация снегового покрова», «Химический анализ осадков». С целью расширения знаний о видовом разнообразии Владимирской области проведена викторина «Природа вокруг нас».

Теоретические занятия позволяют изучить основные понятия экологической науки, однако, для их применения и закрепления необходимы не только аудиторные практические занятия, но и выход в естественные экосистемы. Учебные экологические тропы обеспечивают освоение учащимися умений в проведении элементарных экологических исследований, овладение методами обработки научной информации, достижение понимания ими сути экологических проблем. Предложенные практические занятия и экспедиции в рамках учебных экологических троп особенно полезны и познавательны для ребят, серьезно занимающихся биологической наукой.

Таким образом, при непосредственном общении учащихся с природой происходит их экологическое воспитание, формируется экологическая культура, которая выражается главным образом в активной природоохранной деятельности.

Презентация.