Тема урока: "Односоставные предложения". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

  • Познавательные: формирование умений, понятий об односоставных предложениях, их роли в структуре текста,
  • Метапредметные: уметь принимать и сохранять учебную задачу;
  • Развивающие: формировать понимание связанности языковых явлений; развивать
    логическое мышление, речь учащихся.
  • Личностные: воспитывать чувство ответственности по отношению к слову; формировать школьника как грамотную личность; развивать интеллект учащегося, развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам
    художественного слова.

Оборудование:

  • Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. //М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, М. «Просвещение», 2016 г./
  • Листы наблюдения, карточки для индивидуальной работы у доски (предназначены для самостоятельной работы и способствуют формированию грамматико-орфографических, речевых умений).
  • Раздаточный материал для групповой работы (способствует развитию речи учащихся).
  • Презентация, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Мотивация к УД. Целеполагание.

Исследовательская работа

Даны 5 предложений:

1. Я умею читать книги.

2. Люблю классическую музыку.

3. По радио объявили о посадке самолёта.

4. Мне не спится

5. Какая ночь!

- По какому принципу вы их поделили? (принцип разделения – состав основы предложений).

Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на две группы.

Определение темы урока.

- Чем выражены главные члены в этом предложении? («Я умею читать» - подлежащее выражено местоимением, сказуемое составное глагольное – гл. в форме 1 л., ед.ч. + инфинитив).

- Чем выражены главные члены в других предложениях? (либо подлежащими, либо сказуемыми)

- Какова же тема нашего урока? (Односоставные предложения).

Слово учителя: Сегодня на уроке мы будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных; посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают, понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются, попробуем сами использовать односоставные предложения. Эти знания нам понадобятся на ЕГЭ в 11 классе.

У каждого из вас на столе лежат листы наблюдения и по ходу урока я предлагаю их вам заполнить.

2. Тема и цели урока, определение содержания, установка на беседу.

Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются? Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов.

Лист № 1. Ваша задача: выписать грамматические основы, указать тип односоставного предложения.

а) Не спится, няня: здесь так душно! (А.Пушкин)


б) В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М.Лермонтов)

в) Шёпот, робкое дыханье.
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья. (А.Фет)

г) Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А.Пушкин)

д) К кому-то принесли от мастера ларец. (И.Крылов)

е) Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое.
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

ж) Люблю грозу в начале мая. (А.Фет)

з) Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу. (С.Есенин)

3. Создание алгоритма.

Давайте восстановим ход нашего исследования:

1. Выделить грамматическую основу предложения.

2. Определяем, двусоставное или односоставное.

3. Если односоставное, выявить, чем является главный член предложения – подлежащим или сказуемым.

4. Если подлежащим – это назывное предложение.

5. Если сказуемым – определить, подразумевается ли деятель.

6. Если подразумевается – выяснить: определенно-личное, неопределенно-личное или обобщенно-личное.

7. Если нет и быть не может лица – это безличное.

4. Анализ стихотворного текста (К. Бальмонт "Родное"). Лист № 2

1 группа - анализ текста

2 группа - объяснение орфограмм

3 группа - определение вида односоставных предложений

Ал...еи рек. З...ркальности озёр.
Хрустальный ключ. Бе...гласные затоны.
Живая сказка – страшный тёмный бор.>
Его вершин (не)молкнувшие звоны.
Воздушность ив. Цв...ты родных полей.
Апрельский сон с его улыбкой маю.
Я целый мир прош...л в м...льканье дней,
Но лучше вас я ничего (не) знаю.

5. Дополнительные вопросы.

- Какую тему раскрывает поэт в своём стихотворении? (тему Родины)

-Какой тип предложений использует? (Назывные и двусоставное)

-Какое значение придают стихотворению данные предложения?

(Передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. «Безглагольность» противопоставлена «целому миру», «мельканию дней».)

- Назовите художественные средства, использованные автором.

(Метафоры: «аллеи рек», «апрельский сон с его улыбкой маю»; эпитеты: «хрустальный ключ», «безгласные затоны», «страшный темный бор»)

Определить тип односоставных предложений.

6. Физминутка.

Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и , не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, двери, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.

7. Индивидуальное задание.

Карточка

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.
1) Все грущу о шинели.(Ю.Друнина) 2) Её (черёмуху) ломают ветками огромными.(Л.Татьяничева)
 3) Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелет. (М.Алигер) 4) Тянет холодом зимних дней. (А.Сурков) 5) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. (М.Алигер) 6) И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем. (О.Берггольц)

8. Работа в группах (раздать тексты)

Выборочное списывание с одновременным восстановлением текста: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить запятые.

  • 1 группа выписывает определенно-личные предложения;
  • 2 группа – неопределенно-личные предложения;
  • 3 группа – безличные.
  1. Мне в душу пове…ло жизнью и волей. (А.Майков)
  2. Люблю дорожкою лесною (не) зная сам куда брести. (А.Майков)
  3. (Не) торопись (не) спеши подождём . Забудем на миг неотложное дело. (К.Симонов)
  4. Как много дума(н,нн)о исполне(н,нн)о так мало. (В.Брюсов)
  5. И на обломках сам…властья напишут наши имена (А.Пушкин)
  6. Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья. Чащобы в снежных шапках до бровей. (П.Антокольский)
  7. Дни поздней осени бранят обыкнове(н,нн)о. (А.Пушкин)

Идет обсуждение в группах, затем по 1 ученику от группы выходят к доске и выписывают предложения, объясняют постановку знаков препинания.

Проверка: один ученик у доски восстанавливает предложения. Ученики называют номера выписанных предложений.

9. Синтаксический разбор предложения.

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Очень часто односоставные предложения используются не только в поэтических текстах, но и в публицистических. Давайте увидим это на примере работы с такими текстами.

 10. Работа с предложенными текстами. Чтение. Осмысление.

Текст № 1

Равнодушие… Как часто, к сожалению, в современном мире приходится сталкиваться с этим отнюдь не лучшим человеческим качеством. Равнодушие к близким, к тем, кто нуждается в твоей помощи, к природе, к языку…
Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, состраданием, непримиримостью к злу, умением отличать безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу.
(В.Сухомлинский)

Текст № 2

Как правильно вести дискуссию? Включаясь в дискуссию, уточните, одинаковые ли представления у вас и вашего оппонента о тех или иных понятиях, ставших предметами обсуждения. Отстаивайте свою позицию только с помощью объективных фактов, которых не знал или забыл собеседник. Не употребляйте таких весомых аргументов, как «ну и эгоист же ты», «и, вообще, ничего ты не понимаешь». В любой дискуссии следует избегать обобщений. 

Повышенный или иронический тон не допустим. Дискуссия даже на самую острую тему не превратится в ссору, если собеседники будут только защищать свою точку зрения, а не критически оценивать позицию противника.
(Энциклопедия «Общий этикет»)

Текст № 3

Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом... По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на “ клочке земли, припавшем к трём берёзам”, частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной...Наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.

(Отрывок из статьи В.Шукшина“Слово о“малой родине”.)

11. Рефлексия. Работа с листами наблюдения.

  • На уроке я задумался над...
  • Я открыл для себя...
  • Урок помог мне...
  • Мои чувства к уроку можно выразить словами...

12. Самооценка. Раздать карточки (синие - все получилось, зеленые - были проблемы, трудности, не всегда был активен, красные - было трудно)

13. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на основе предложенного текста (по группам):

  1. Как бороться с равнодушием.
  2. Как правильно вести дискуссию.
  3. Наш общий дом - родина.