УМК: «Школа России», автор: А.В. Кураев.
Урок № 29
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: создание условий для формирования мотивации к осознанному нравственному труду, как к необходимому условию жизни, приобретению опыта, воспитанию нравственных качеств характера, основанному на духовно-нравственных ценностях и традициях.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить обучающихся с ценностями труда христиан.
- Раскрыть значение понятия «пост».
- Познакомить обучающихся с первыми грехами людей и формировать мотивацию борьбы с ними.
- Применять ранее приобретённые знания о Святых для усвоения новой темы урока.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственные качества личности.
- Приобщать обучающихся к труду на пользу людям.
- Воспитывать уважение к людям, посвятившим свою жизнь Богу, приносящим благо обществу и Отечеству.
- Прививать интерес к чтению о житие святых.
Развивающие:
- Помочь осознать, какой труд является напрасным, а какой спасающим.
- Развивать речь, мышление, память, познавательные способности, силу воли.
- Активизировать познавательную деятельность каждого ученика.
- Способствовать формированию творческих возможностей обучающихся.
Формирующие УУД: Развитие умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, развитие логических операций анализа, сравнения, классификации и обобщения, развитие умений строить рассуждение, делать выводы, планировать свою деятельность. Развитие умений сотрудничать с одноклассниками в парах и группах, оценивать свою деятельность.
Оборудование:
- Учебник «Основы православной культуры», автор: А.Кураев.
- Компьютер, экран.
- Презентация к уроку.
- Видео фрагмент о житие Серафима Саровского.
- Толковый словарь Ожегова, книга И. А. Горбова «Начинающему христианину».
- Раздаточный материал: пословицы, название видов трудовой деятельности, карточки с заданием для групповой и парной работы.
- Иллюстрации с изображением Святых: Блаженная Ксения Петербургская, Пр. Серафим Саровский, Схимонахиня Сепфора (Калужская область).
- Заготовки из квилинга для оформления рамки с пословицами о труде.
- Горшки с землёй и рассадой цветов.
- Листы с распечатанными записками для храма: «О здравии», «О упокоении».
- Нарисованный храм и вырезанные кирпичики для рефлексии.
Ход урока
I. Самоопределение
Учитель.
Я рада видеть вас, друзья!
И пусть в окно прохлада дышит,
Нам здесь уютно: весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Я вижу у вас сегодня хорошее настроение, и давайте этим настроением и душевным теплом поделимся с нашими гостями, подарив им свои улыбки. Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии.
II. Введение в тему урока
Учитель. Сегодня у нас следующий урок по предмету: «Основы религиозных культур и светской этики», а чтобы узнать, какова тема урока, я предлагаю вам потрудиться, поработав в группах: собрать рассыпавшие пословицы и определить их тему.
Групповая работа. Учащиеся собирают пословицы о труде.
1 группа.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Терпенье и труд все перетрут.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
2 группа.
Всякое уменье трудом дается.
Какие труды, такие – плоды!
Землю красит солнце, а человека - труд.
3 группа.
Труд кормит, а лень портит.
Дерево сильно корнями, а человек – трудами.
Кто мастер на все руки, у того нет скуки.
Учитель. - На какую тему пословицы? (О труде).
- Значит, о чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему. (Человек в труде)
- Ребята, а как мы называем людей, верующих в Иисуса Христа? (Христиане)
- Значит, какова тема урока? (Христианин в труде). Слайд 2.
- А чтобы определить цели урока. Послушайте легенду.
Учитель. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Слайд 3. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Слайд 4. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Слайд 5. Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". Слайд 6. А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".
- Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему? (Люди по - разному относились к работе).
- Что мы должны сегодня узнать на уроке, сформулируйте цель урока. (Как люди должны относиться к труду).
- О чём ещё мы узнаем на уроке, вы узнаете, прочитав рубрику «Вы узнаете»
Уч-ся читают в учебнике рубрику «Вы узнаете» (о первом грехе людей, какой труд напрасен). Слайд 7.
- Эти 3 основные цели будут планом нашей деятельности на уроке. Слайд 8. А девиз урока, я предлагаю назвать одной из собранных пословиц «Какие труды, такие и плоды». В конце урока как всегда самооценка - плоды нашей работы. Согласны? (Да).
III. Актуализация знаний.
Учитель. - Вспоминая библейские рассказы, кто на земле существовал всегда? (Бог).
- Как вы думаете, ребята, а БОГ трудился? (Да, он создал мир, землю, людей).
- Теперь вспомните первых людей. Где они жили? (Их звали Адам и Ева. Они жили в райском саду). Слайд 9.
- А они трудились? (Да, они ухаживали за садом).
Бог дал людям 4 заповеди. А что включали в себя они, мы узнаем, проведя линии соответствия.
Работа в группах. Учащиеся на карточках соединяют название заповеди с её видом деятельности. Проверка по Слайду 10.
IV. Создание проблемной ситуации.
- Какая из них заповедь труда? (Возделывание сада).
А что такое ПОСТ? Может ли эта заповедь относиться к труду? (Ответы уч-ся на уровне интуиции).
- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Обратится к словарю).
V. Открытие новых знаний.
1. Работа с учебной литературой.
- И у нас на столах в каждой группе лежат разные печатные источники.
1 группа ищет значение слова в учебнике на странице 92,
2 группа - в словаре Ожегова,
3 группа в книге И.А. Горбова «Начинающему христианину».
Учащиеся работают с предложенной литературой над словом «пост».
Затем каждая группа выдаёт ответ. Слайду 11.
- Ребята, но более доходчиво и понятно для каждого из нас, является живое человеческое слово и его пример. И сегодня у нас есть такая возможность обратиться с этим вопросом к нашему гостью отцу Николаю.
2. Рассказ священника о значении поста, их видах. (Священник использует Слайд 12).
3. Беседа о посте.
- Ребята, а из вас ктo-нибудь постился? Это трудно?
- Так, можно ПОСТ отнести к заповеди труда? (Конечно).
- Кто большую часть своей жизни проводит в посту? (Монахи.) Слайд 13
- А кто всю свою жизнь проводили в посту? (Святые). Слайд 14.
4. Работа со статьёй в учебнике.
- Нам, современным людям трудно соблюдать пост, а как вы думаете, а древним людям трудно было?
- Давайте об этом прочитаем в учебнике на странице 92.
Чтение вслух о первом грехе человека.
- Какую заповедь нарушили люди? (Заповедь ПОСТА). Слайд 15.
- Каким путём должны были пойти люди для познания мира по закону Божьему? (Путём труда).
- А каким пошли? (Путём лени).
- Какое качество проявил человек? (Не стал трудиться, а захотел сразу всё узнать).
- Какие первые грехи человека? (Лень и гордыня).
Прочитайте на странице 93 1 абзац, к чему привели эти грехи?
(Читают и отвечают: люди перестали видеть Бога и стали смертными).
5. Размышление над своими внутренними качествами.
- Давайте подумаем, а у нас с вами какие первые грехи? (Высказывания детей).
- Я предлагаю сейчас каждому из нас заглянуть в свою душу, мысленно назвать свой грех и признаться самому себе в нём.
- А кто хочет, может признаться своему соседу или всему классу.
(Ответы детей по желанию).
6. Работа с тестом. Вывод учащимися, каким должен быть труд христианина.
- Вот, ребята, за эти грехи Бог выгнал людей из рая. Но он не оставил людей. Он обещал послать на землю Спасителя. А ещё он ввёл в жизнь необходимость повседневного труда «в поте лица своего», через который люди могут приблизиться к Богу. Слайд 16.
- Как вы это понимаете? Слайды 17-18.
- Сделайте вывод, каким должен быть труд христианина? (Бог приказал людям трудиться каждый день с большим усердием, напряжением, прилагая все силы, чтобы быть к нему ближе).
7. Изучение целей труда.
- Ребята, а все люди одинаково трудятся? (Нет).
- У всех людей разные цели. Найдите в цепочке букв 2 слова, обозначающие эти цели. (Очбсэрпользаквритлаобогащениехошгмчов). Работа в парах.
- Какая из этих целей приближает к Богу? (Польза). Слайд 19.
- А если человек работает только для обогащения? (Отдаляется от Бога). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Презентация: «Физкультминутка»).
VI. Первичное осмысление и применение изученного.
Разноуровневая групповая работа по определению пользы труда.
- Давайте попробуем сами, поработав в группах, определить, когда труд полезен, а когда «напрасен»?
1 группа. Разделите виды трудовой деятельности на цели.
Раздаются карточки: распространение наркотиков, подделка лекарственных препаратов, изготовление табачной продукции, оказание медицинской помощи, волонтёрство.
2 группа. Составить список своей трудовой деятельности, приносящей пользу себе, одноклассникам, обществу.
3 группа. Определить в каких случаях труд определённой профессии приносит пользу. По предложенной фотографии, учащиеся выбирают одну или две профессии и рассказывают, когда люди данной профессии приносят пользу, а когда нет. Приложение 1.
Проверка групповой работы.
- В каком случае труд приносит пользу? (Если работать без лени, честно, т. е на совесть).
Выборочное чтение.
- Прочитайте в учебнике о том, как работали древние художники.
- Почему художники не позволяли себе лениться на высоте? (Они работали на совесть).
Чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»
- А работать честно тяжело?
- Поэтому христиане обращаются к молитве за помощью к Богу, а некоторые люди – к стихотворениям. Так вот Николай Заболоцкий написал прекрасное стихотворение, которое так и называется «Не позволяй душе лениться!» Я предлагаю вам его прослушать.
Чтение стихотворения заранее подготовленными детьми.
- О каком труде идёт речь? (О работе над своими внутренними качествами).
VII. Связь новых знаний с ранее изученными.
Работа с иллюстрациями. По изображению Святого рассказать о его трудах.
- А какие люди трудились над своей душой очень много и приобретали духовный опыт? (Святые). Слайд 20.
- Узнайте на иллюстрации Святого и расскажите, что вы знаете о нём?
Групповая работа. Каждой группе предлагается иллюстрация с изображением Святого. Приложение 2.
- 1 группа рассказывает о Блаженной Ксении Петербургской.
- 2 группа - о Серафиме Саровском. (Просмотр видео фрагмента о столпничестве).
- 3 группа – о схимонахине Сепфоре (Калужская область, Козельский район, монастырь Спаса Нерукотворного пустынь).
Используются слайды из презентации «Земной путь матушки Сепфоры».
Учитель. – Ребята, можно сказать, что Святые всю свою жизнь работали «в поте лица своего»? ( Да).
- А как вы думаете, можно ли им подражать? Почему? (Можно. Их труд привёл к Богу, и с Божьей помощью они стали помогать людям).
Творческое и практическое применение знаний и умений.
- А вы хотите сегодня потрудиться на пользу класса, школы и одному из храмов? Тогда за работу!
- 1 группа работает на пользу класса: сажает цветы.
- 2 группа - на пользу школы: оформляет по заранее приготовленным заготовкам рамку с пословицами о труде, которая будет висеть в фойе школы.
- 3 группа - на пользу храма: вырезают по заранее распечатанным шаблонам записки (о здравии, о упокоении) для храма.
- Цветы будут радовать нас, и очищать воздух.
- Рамка с пословицами будет не только украшать фойе школы, но и напоминать о том, как мы должны трудиться.
- Записочки мы передаём в храм. Надеемся, что хоть немножко мы помогли людям, служащим в храме.
IX. Подведение итогов.
- Ну что, потрудились на славу? Тяжело было? Понравилось трудиться?
- Ну что ж, пора подводить итоги!
- Что же нам даёт труд? (Знания, опыт, радость, удовлетворение)
Слайд 21.
- Думали ли мы, о чём то, постореннем, когда трудились? (Нет).
- Мысли человека, сосредоточенного на труде, не рассеиваются и не блуждают.
Слайд 22 Вот, и Святитель Иоан Златоуст, то же говорил: ««Тот, кто занят, работаю, не скоро допускает что-либо излишнее и в делах, и в словах, и в мысли, так как вся душа его совершенно предана трудолюбивой жизни».
X. Рефлексия. - Помните, ребята, в начале занятия я рассказывала вам легенду о строительстве храма. Слайд 23
- Сейчас я вам предлагаю построить храм самим. Побудем в роли строителей и оценим свою работу на уроке.
- Если вам было трудно и не интересно – берёте красный кирпич.
- Было интересно, но испытывали трудности - жёлтый кирпич.
- Было интересно и всё получилось - голубой кирпич.
- Хороший получился храм? Это и есть плод нашей работы на уроке. Спасибо за работу!
Список используемой литературы
- Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/А. В. Кураев – 2-е изд.- М.:Просвещение, 2012. – 95 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.
- Горбов, И. А. Начинающему христианину [Текст]:по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II/И. А. Горбов.-Москва. Паломник, 2004.-127с.
- Мекрюков, А. Христианский нравственный закон в истории и современности [Текст]: православие в жизни/ Меркрюков Андрей , свящ.- М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016.-144с.
- Холодилова, Т. П. Умягчи, Господи, сердце мое…[Текст]: советы духовной жизни/ Т. П. Холодилова.- Тула, 2015.-327с.
Интернет-источники
- Пословицы о труде [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://posloviz.ru/category/trud/page7.html
- http://flaminguru.ru/posltrude.htm
- Притча об отношении к работе[Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/pritcha-ob-otnoshienii-k-rabotie.html
- Матушка Сепфора житие и пророчество [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://nlo-mir.ru/religia/44006-matushka-sepfora-zhitie-i- prorochestva.html
- http://www.pravzhurnal.ru/Preobrazhenie/Podvizhniki_veri/keleynitsa- matushki-sepfory.html
- Стихотворения о труде [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://stihi-russkih-poetov.ru/tags/stihi-o-trude
http://go.mail.ru/redir?q=стихотворения заболоцкий не позволяй - Видео фильмы: 1. Великое чудо Серафима Саровского, 2014 [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=AKSJGcdP7K8
- Матушка Сепфора – птичка Небесная
http://pravfilms.ru/load/filmy/filmy_o_svjatykh/film_quot_matushka_
sepfora_ptichka_nebesnaja_quot_smotret_besplatno/5-1-0-242 - Во имя любви (святая блаженная Ксения Петербургская)
https://www.youtube.com/watch?v=AKSJGcdP7K8