Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
Обучающие:
- познакомить детей с историей возникновения часов;
- научить рисовать «живые часы» с помощью цифр.
Развивающие:
- расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему времени (беречь, не тратить, «не терять»).
Методы и приемы: художественное слово, рассказ воспитателя, демонстрация фото, показ образца, вопросы, указания, пояснения, объяснение, моделирование, педагогическая оценка.
Материал и оборудование: презентация «История часов»; интерактивные часы (для каждого ребенка); план-схема «Петушок» (рисование по цифрам); альбомный лист, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Тихо тикают часы.
Стрелки – длинные усы.
Час за часом каждый день
Им ходить совсем не лень.
Круглощёкий циферблат
Подсказать нам время рад.
Тик-так, тик-так!
Без часов нельзя никак!
(Гурина И.)
Сегодня поговорим о времени и о часах.
Вопросы: зачем нужны; как раньше жили без часов? (Ответы детей).
2. Презентация «История часов».
Слайд 1. Живые часы: птицы (петух), цветы. Люди наблюдали и знали, что птицы поют рано утром, цветы в определенное время раскрывают и закрывают лепестки цветов.
Удобны ли такие часы? (Плюсы: доступные, не сбиваются, красивые. Минусы: нельзя взять в комнату, в городе нет.)
Слайд 2. Солнечные часы: круг, в центре палочка; в течение дня тень перемещается и люди определяют время. Движение стрелки слева направо, по такой траектории идет тень у солнечных часов.
Удобны ли такие часы? (Минусы: не работают в пасмурную, дождливую погоду, нельзя взять в комнату, неточное время.
Слайд 3. Песочные и водные часы: почему так назвали.
Пословицы. Сколько воды утекло. (Прошло много времени). >
Слайд 4. Современные часы: люди стали придумывать новые часы, и придумали много механизмов для часов. Сейчас существует очень много разных часов.
- Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.
- А часы, которые висят на стене называются – как? (Настенные).
- Часы, которые носят на руке, называются – как? (Наручные).
- Нас по утрам будят часы, которые называют – как? (Будильник).
- Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные). В нашей стране самые главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты». Дайте малышу послушать куранты. Напомните, как Вы в Новый год слушали куранты.
- Карманные часы носят в… (кармане).
- А еще уже давно есть часы, которые называют «скелетоны». Знаешь, почему? Их корпус прозрачный и через него видно, что происходит внутри часов. Видно, какие детали двигаются, а какие неподвижные.
- Есть часы механические, их надо заводить. Есть часы кварцевые. В них вставляют батарейки. А есть электронные.
3. Физкультминутки.
«Часики».
Тик-так, тик-так, | Наклоны влево, вправо. |
Ходят часики вот так! |
|
Ты нам, стрелка, помоги, |
Перекрестные движения руками |
Час, который укажи! |
перед собой. |
«А часы идут, идут».
Тик-так, тик-так, | Наклоны головой влево, вправо. |
В доме кто умеет так? |
|
Это маятник в часах, |
Наклоны влево, вправо. |
А в часах сидит кукушка, |
Руки «домиком». |
Прокукует птичка время, |
Приседания. |
Стрелки движутся по кругу. |
Вращение туловищем вправо. |
Повернёмся мы с тобой |
Вращение туловищем влево. |
А часы идут, идут, |
Ходьба на месте. |
Иногда вдруг отстают. |
Замедление темпа ходьбы. |
А бывает, что спешат, |
Бег на месте. |
Если их не заведут, |
Дети останавливаются. |
4. Подарок для ребят «Интерактивные часы».
А я тоже придумала часы, называются они интерактивные. Это значит, что вы сами можете устанавливать время. Эти часы помогут вам научиться определять время, пользоваться настоящими часами.
Рассматриваем часы:
- две стрелки, цвет стрелок;
- два циферблата (часовой и минутный); минутный циферблат помогает детям понять, как определять минуты, запомнить значения.
Инструкция «Как сделать интерактивные часы». (Приложение 1).
5. Практическое упражнение «Часы пробили…»
Цель: формировать умение определять время (часы, минуты).
Ход упражнения: сначала вместе с воспитателем устанавливают стрелки на заданные цифры и определяют время; затем воспитатель задает позицию стрелок, а дети самостоятельно устанавливают и определяют; дети сами задают положение стрелок и определяют время (по мере формирования умения).
6. Рисование петуха с помощью цифр (Приложение 2).
Как назывались самые первые часы человека?
Не будильник и не мама
Поднимает утром рано!
Будет Петя-петушок –
Самый звонкий голосок!
(Н.Никитина).
Я вас научу рисовать петушка с помощью цифр. Посмотрите на схему, какие цифры я буду использовать (один и ноль)?
Подробное объяснение:
- сначала напишу один, отступлю вправо и напишу ноль;
- теперь буду рисовать шейку петушку: вершинку первой цифры соединю с нулем (1 линия), от середины первой цифры веду линию к нижней части нуля (2 линия);
- теперь буду рисовать голову: от вершинки первой цифры влево веду короткую линию, затем соединяю ее к нижней линии шейки;
- на голове рисую: глаз; гребешок; бородку, используя линию цифры один;
- в цифре ноль рисуем крылышко;
- сверху справа рисуем хвост - треугольник;
- снизу – ноги.
После объяснения рисуем цветными карандашами.
7. Итоги.
- О чем говорили?
- Чему научились?