Много проблем существует в образовательном процессе, но самая главная из них - это оценивание учащихся. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развивающего обучения вновь обращают внимание педагогов на эту проблему.
Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. Оценивание является процессом, а оценка её результатом.
Оценивание - это контроль качества образования.
Оценивание - это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.
Под оценкой знаний, умений и навыков педагогика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля (проверки) последних. Условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах.
Эта система давно уже получила отрицательные отзывы и критику. Вот как отзывался о существующей отметочной методике оценки знаний учащихся Василий Александрович Сухомлинский: «Я всегда с большой тревогой думал о психозе погони за отличными оценками – этот психоз рождается в семье и захватывает, ложится тяжелым бременем на юные души школьников, калечит их. У ребят нет в данный момент таких способностей, чтобы учится на отлично, а родители требуют от него только пятерок, в крайнем случае, мирятся с четверками, и несчастный школьнику, получая тройку, чувствует себя чуть ли не преступником».
Ш.А. Амонашвили крайне отрицательно относился к школьным отметкам и был сторонником их отмены хотя бы в начальной школе. Вот что пишет Ш.А. Амонашвили в книге «Размышления о гуманной педагогике»: «Все отметки - это внешние средства принуждения. Разве могут они помочь ребенку в пробуждении внутренних сил к познанию?... Это может сделать только сильный оценочный компонент, который обеспечивает успех и закрепляет в ребенке веру в свои силы…»
Современное обучение, центрированное на ученике, создающее для него возможность свободы и инициативы за счет реализации проектных, исследовательских, творческих форм учебной работы, предполагающее его партнерство и сотрудничество с учителем, т.е. такое обучение, в котором ученик становится его субъектом, входит в противоречие с традиционной системой оценивания. Для нее школьник по-прежнему является объектом контроля и оценки, а учитель – доминирующей и абсолютно самодостаточной их инстанцией.
Портфолио ученика – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.
С помощью портфолио педагог свободно конструирует и реализует индивидуальные образовательные маршруты учащихся в рамках образовательного учреждения. Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса. Грамотная организация запуска портфолио учащихся позволяет осуществить сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых появляется чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения.
В последние годы в системе начального образования активно используется технология портфолио. Существуют различные виды портфолио, многие из них имеют печатную основу, красочное оформление, высокую печать. Эта внешняя сторона оформления портфолио уже привлекает детей младшего школьного возраста, вызывает у них желание работать с портфолио и бережно относиться к нему.
Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса. Очень важно грамотно организовать запуск портфолио учащихся, чтобы ученики были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем по разработке структуры портфолио (определение количества рубрик в разделах, необходимых материалов комментариев к ним и т.п.). Это позволит организовать сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых появится чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения.
Моё «Портфолио для начальной школы» было разработано и напечатано в 2011 году. Основной смысл портфолио – показать всё, на что способен ученик. Преимущество его в том, что он направлен на сотрудничество всех субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся, родителей. И вместе с тем, это способ совершенствования учебно-воспитательной работы.
Данный вид портфолио ориентирован на ученика начальной школы. Желательно, начинать работу с 1 класса, так как с первых дней обучения в школе учитель стремится к повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Моей задачей было сделать портфолио комплексом сбора информации с 1 по 4 класс, чтобы на протяжении обучения в начальной школе прослеживалась динамика развития личности ребенка.
На начальном этапе работы с портфолио ученику помогают родители, так как они знают особенности своего ребёнка и, работая над темами «мое имя», «я умею», «мои любимые (игрушка, сказка, игра)», дают возможность учителю лучше узнать индивидуальные особенности каждого учащегося. Данная информация дает возможность классному руководителю найти индивидуальный подход в общении и обучении ребёнка.< /p>
Помимо работы с родителями, портфолио направлено на интеграцию в учебный процесс. Например, темы «мой режим дня», «мой город», «правила безопасности» могут служить дополнительным материалом на уроках окружающего мира. Темы «Моя учительница» и «моя школьная одежда» можно использовать на уроке изобразительного искусства. На уроках внеклассного чтения можно использовать портфолио (тема «литературное чтение»), как читательский дневник. Большинство подразделов в портфолио можно использовать как основу для проведения классного часа или проектной деятельности.
Но не будем забывать, что помимо школы ученик продолжает работу с портфолио дома.
На мой взгляд, важный раздел в портфолио «Моя семья». Преимущество данного портфолио, отсутствие социальных ролей (мама, папа, бабушка, дедушка), что позволяет при составлении генеалогического древа избежать психологических травм у детей из неполных семей, детей-сирот. Рассказ об истории и семейных традициях направлен на сплочение семейных отношений.
Портфолио также может помочь работе школьного психолога. Темы: «чего я боюсь?», «мои друзья», «моя семья», могут служить составной частью для психологического портрета ученика и класса.
Темы «моя общественная деятельность» и «мои достижения» помогают в развитии самооценки.
Наличие графы «вывод» в разделе «мои правила», учит ребенка из общего выделять главное и способствует лучшему усвоению правил безопасности.
Структура портфолио выстроена таким образом, что к четвертому году обучения учащийся может самостоятельно работать с ним. Портфолио – это рабочий инструмент, позволяющий эффективно контролировать, планировать и оценивать свои достижения.
Самое главное, необходимо помнить, что портфолио принадлежит ребенку и нужно спрашивать разрешения, прежде чем брать его читать. Важно не забывать, что мы помогаем ученику, а не делаем все за него. Залог успешной работы - это союз ученик + родители +школы, который реализуется наглядно с помощью портфолио.