Программа курса "Элементы экономики на уроках математики" для 7-го класса коррекционной школы

Разделы: Математика, Коррекционная педагогика


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Как показывает практика, учащиеся с проблемами в интеллектуальном развитии после окончания девятилетней школы не владеют в полной мере элементарными экономическими понятиями, которые им будут необходимы, как в самостоятельной трудовой деятельности, так и в повседневной жизни. Учитывая этот факт и стремясь облегчить их социальную адаптацию в обществе, составлена эта программа обучения математике с применением экономики.

Эта программа для учащихся седьмого класса школы для детей с нарушением интеллекта направлена на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Основная цель её – формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности.

Задачи:

  • формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;
  • выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
  • обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
  • формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;
  • освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

В программе представлены четыре раздела: «Наши семьи», «Наука экономика. Потребности и возможности», «Натуральное и товарное хозяйство», «Наш микрорайон» общий объем курса -34 часа, 1 час в неделю.

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:

  • отличать экономические термины от не экономических;
  • объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;
  • различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);
  • принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;
  • решать задачи экономического содержания;
  • различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.
  • устанавливать вид рынка в зависимости от степени его конкурентности;
  • заполнять формы документов на приватизации жилья;
  • заполнять бланк трудового контракта.

ПРОГРАММА
(1 час в неделю)

ТЕМА: Наши семьи.

Портрет гнома Эконома. Потребности человека. Что такое семья. Обязанности членов семьи. Моя семья отдыхает. «Хочу» и «надо». Делаю выбор. Откуда берутся товары и услуги. Профессии людей. Что мы знаем о наших семьях.

ТЕМА: «Наука экономика. Потребности и возможности»

Науки «Экономика» и «Математика». Потребности людей. Путешествие на необитаемый остров. Ограниченность. Выбор. Умеем ли мы выбирать. Что мы знаем о потребностях.

ТЕМА: Натуральное и товарное хозяйство.

Путешествие в страну натурального хозяйства. Товарное хозяйство. Обмен. Бартер.

ТЕМА: Микрорайон. Кондитерская фабрика. Индивидуальное и конвейерное производство. Упаковка. Общественные услуги. Дерево решений. Наш микрорайон.

Примерное распределение учебного материала по курсу элементы экономики на уроках математики

Тема урока

Количество часов

I четверть (8 часов)
Наши семьи

1

Портрет гнома Эконома. Потребности человека

1

2

Что такое семья. Обязанности членов семьи

1

3

Моя семья отдыхает. Потребности человека

1

4

Обязанности членов семьи. Решение задач

1

5

«Хочу» и «надо». Делаю выбор. Умножение на однозначное число

1

6

Откуда берутся товары и услуги. Действия с числами, полученными при измерении

1

7

Профессии людей. Игра «Угадай, какая это профессия»

1

8

Что мы знаем о наших семьях. Проверь себя

1

II четверть (8 часов)
Наука экономика. Потребности и возможности

1–2

Науки экономика и математика. Потребности людей

2

3

Потребности людей. Решение задач

1

4

Путешествие на необитаемый остров

1

5

Ограниченность. Решение задач

1

6

Выбор. Умеем ли мы выбирать. Решение задач

1

7

Что мы знаем о потребностях. Ребусы

1

8

Проверь себя

1

III четверть (10 часов)
Натуральное и товарное хозяйство

1–2

Путешествие в страну натурального хозяйства

2

3–5

Товарное хозяйство. Решение задач

3

6–8

Обмен. Решение задач

3

9

Бартер. Умножение и деление чисел

1

10

Проверь себя

1

IV четверть (8 часов)
Микрорайон

1

Микрорайон

1

2

Кондитерская фабрика. Решение задач

1

3

Индивидуальное и конвейерное производство

1

4

Упаковка

1

5

Общественные услуги

1

6

Дерево решений

1

7

Наш микрорайон

1

8

Проверь сеья

1

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Обучающиеся должны знать:

  • натуральный ряд чисел от 1 до 1000
  • название и обозначения единиц стоимости, длины, массы, времени, объёма
  • Соотношения между единицами стоимости, массы, времени, объёма
  • Понятия «экономика», «производительность труда», «заработная плата», «бюджет» налоги и для чего они нужны.

Обучающиеся должны уметь:

  • Выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и десятичными дробями
  • Решать простые задачи
  • Решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена – количество – стоимость, площадь прямоугольника и длина его сторон
  • Вычислять площадь и периметр прямоугольника
  • Заполнять бланки и производить расчеты по оплате коммунальных услуг.

 ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1.  «Школа юного экономиста» М.М. Воронина - Волгоград: Учитель. 2015 – 312 с.
  2. «Дидактические материалы к занятиям по экономике: занимательные задания, познавательные истории. М.М. Ворнина – Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.
  3. Математика, 9 класс А. Антропов – Москва «Просвещение» 2008г.
  4. Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2013. -184 с. – (Коррекционная школа).
  5. Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2014. -152 с. – (Коррекционная школа).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 71 с.
  2. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. Школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 2012. – 336 с.
  3. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.
  4. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.4. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.
  5. Романова Н.И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика,2003. – 48 с.
  6. Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 35 с.
  7. Стэнлейк Дж. Ф. Экономика для начинающих / Пер. с англ. – М.: Республика, 2005. – 447 с.