ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Как показывает практика, учащиеся с проблемами в интеллектуальном развитии после окончания девятилетней школы не владеют в полной мере элементарными экономическими понятиями, которые им будут необходимы, как в самостоятельной трудовой деятельности, так и в повседневной жизни. Учитывая этот факт и стремясь облегчить их социальную адаптацию в обществе, составлена эта программа обучения математике с применением экономики.
Эта программа для учащихся седьмого класса школы для детей с нарушением интеллекта направлена на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Основная цель её – формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности.
Задачи:
- формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;
- выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
- обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
- формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;
- освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.
В программе представлены четыре раздела: «Наши семьи», «Наука экономика. Потребности и возможности», «Натуральное и товарное хозяйство», «Наш микрорайон» общий объем курса -34 часа, 1 час в неделю.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:
- отличать экономические термины от не экономических;
- объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;
- различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);
- принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;
- решать задачи экономического содержания;
- различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.
- устанавливать вид рынка в зависимости от степени его конкурентности;
- заполнять формы документов на приватизации жилья;
- заполнять бланк трудового контракта.
ПРОГРАММА
(1 час в неделю)
ТЕМА: Наши семьи.
Портрет гнома Эконома. Потребности человека. Что такое семья. Обязанности членов семьи. Моя семья отдыхает. «Хочу» и «надо». Делаю выбор. Откуда берутся товары и услуги. Профессии людей. Что мы знаем о наших семьях.
ТЕМА: «Наука экономика. Потребности и возможности»
Науки «Экономика» и «Математика». Потребности людей. Путешествие на необитаемый остров. Ограниченность. Выбор. Умеем ли мы выбирать. Что мы знаем о потребностях.
ТЕМА: Натуральное и товарное хозяйство.
Путешествие в страну натурального хозяйства. Товарное хозяйство. Обмен. Бартер.
ТЕМА: Микрорайон. Кондитерская фабрика. Индивидуальное и конвейерное производство. Упаковка. Общественные услуги. Дерево решений. Наш микрорайон.
Примерное распределение учебного материала по курсу элементы экономики на уроках математики
№ |
Тема урока |
Количество часов |
I четверть (8 часов) |
||
1 |
Портрет гнома Эконома. Потребности человека |
1 |
2 |
Что такое семья. Обязанности членов семьи |
1 |
3 |
Моя семья отдыхает. Потребности человека |
1 |
4 |
Обязанности членов семьи. Решение задач |
1 |
5 |
«Хочу» и «надо». Делаю выбор. Умножение на однозначное число |
1 |
6 |
Откуда берутся товары и услуги. Действия с числами, полученными при измерении |
1 |
7 |
Профессии людей. Игра «Угадай, какая это профессия» |
1 |
8 |
Что мы знаем о наших семьях. Проверь себя |
1 |
II четверть (8 часов) |
||
1–2 |
Науки экономика и математика. Потребности людей |
2 |
3 |
Потребности людей. Решение задач |
1 |
4 |
Путешествие на необитаемый остров |
1 |
5 |
Ограниченность. Решение задач |
1 |
6 |
Выбор. Умеем ли мы выбирать. Решение задач |
1 |
7 |
Что мы знаем о потребностях. Ребусы |
1 |
8 |
Проверь себя |
1 |
III четверть (10 часов) |
||
1–2 |
Путешествие в страну натурального хозяйства |
2 |
3–5 |
Товарное хозяйство. Решение задач |
3 |
6–8 |
Обмен. Решение задач |
3 |
9 |
Бартер. Умножение и деление чисел |
1 |
10 |
Проверь себя |
1 |
IV четверть (8 часов) |
||
1 |
Микрорайон |
1 |
2 |
Кондитерская фабрика. Решение задач |
1 |
3 |
Индивидуальное и конвейерное производство |
1 |
4 |
Упаковка |
1 |
5 |
Общественные услуги |
1 |
6 |
Дерево решений |
1 |
7 |
Наш микрорайон |
1 |
8 |
Проверь сеья |
1 |
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Обучающиеся должны знать:
- натуральный ряд чисел от 1 до 1000
- название и обозначения единиц стоимости, длины, массы, времени, объёма
- Соотношения между единицами стоимости, массы, времени, объёма
- Понятия «экономика», «производительность труда», «заработная плата», «бюджет» налоги и для чего они нужны.
Обучающиеся должны уметь:
- Выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и десятичными дробями
- Решать простые задачи
- Решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена – количество – стоимость, площадь прямоугольника и длина его сторон
- Вычислять площадь и периметр прямоугольника
- Заполнять бланки и производить расчеты по оплате коммунальных услуг.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- «Школа юного экономиста» М.М. Воронина - Волгоград: Учитель. 2015 – 312 с.
- «Дидактические материалы к занятиям по экономике: занимательные задания, познавательные истории. М.М. Ворнина – Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.
- Математика, 9 класс А. Антропов – Москва «Просвещение» 2008г.
- Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2013. -184 с. – (Коррекционная школа).
- Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2014. -152 с. – (Коррекционная школа).
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 71 с.
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. Школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 2012. – 336 с.
- Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.
- Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.4. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.
- Романова Н.И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика,2003. – 48 с.
- Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 35 с.
- Стэнлейк Дж. Ф. Экономика для начинающих / Пер. с англ. – М.: Республика, 2005. – 447 с.